Русская культура и литература ХVIII в



Скачать 56.56 Kb.
страница1/2
Дата28.07.2018
Размер56.56 Kb.
  1   2

ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЛИТЕРАТУРЫ ХVIII в.
ХVIII век ― эпоха, коренным образом изменившая облик прежней Московской Руси. В течение этого «переходного» столетия Россия прошла несколько стадий развития, которые в наиболее культурных странах Европы переживались на протяжении двух-трех веков.

Деятельность Петра I положила начало радикальным сдвигам во многих сферах жизни русского общества. В течение ХVIII в. формировалась новая русская культура: возникли русская философия, общественная мысль, складывался общенациональный литературный язык, выросли русская журналистика, русская критика, русский театр, научные и высшие учебные заведения. Древнерусскую словесность, тесно связанную с религией, сменила литература светская, выражающая самосознание народа на новом этапе его исторического развития.

Литературе принадлежала ведущая роль в становлении новой культурной парадигмы. Литература не только отражала сложные противоречия эпохи, но и способствовала интенсивному усвоению культурой европейского опыта, формированию нового культурного сознания, устремленного к поиску синтеза инноваций и национальной традиции, активизируя русское мышление о себе, о судьбах России. Становление и развитие русской литературы ХVIII в. определялось потребностью нации, вступившей в новый этап своего исторического существования, осознать самое себя, свои достоинства и недостатки, свое нынешнее состояние и перспективы дальнейшего движения вперед. Новая литература призвана была стать формой духовного единения и духовной переориентации нации. Она должна была не только помочь нации осмыслить её новое состояние, но и способствовать её нравственному воспитанию, выработке общенациональных ценностей и идеалов.

До сих пор существует во многом ошибочное представление, закреплённое авторитетом выдающегося русского критика ХIХ в. В.Г. Белинского, о том, что русская литература ХVIII в. ― это «пересадное явление», выписанное «по почте из Европы», «заморское нововведение». С концепцией «подражательности», «несамостоятельности» литературы ХVIII в. был категорически не согласен известный учёный ХХ века, крупнейший знаток русской культуры Д.С. Лихачёв, который говорил о специфике «трансплантации» европейских моделей на русскую почву и считал, что «древняя русская литература и новая русская литература ― не две разные литературы, одна внезапно прервавшаяся, а другая внезапно начавшаяся, а единая литература». Наряду с «трансплантируемым» европейским влиянием мощное воздействие на становящуюся в России новую, светскую культуру оказала и национальная традиция. Несмотря на секулярный1 характер литературы ХVIII в., обусловленный процессом европеизации ряда сторон русской жизни, воздействие религиозно-учительной традиции и фольклора обнаруживается в творчестве практически всех крупнейших писателей эпохи: В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова, позднее ― в произведениях Д.И. Фонвизина, Г.Р. Державина, А.Н. Радищева, в духовных исканиях и в текстах русских масонов (М.М. Херасков). Литература ХVIII в. тесно связана с древнерусской литературой и фольклором, она творчески использовала лучшие достижения национальной культуры ― и устного народного творчества, и книжной письменности. С одной стороны, опираясь на традицию, с другой — усваивая новые веяния, идущие из Европы, она по-своему осуществляла «связь времён».

Однако русская литература ХVIII в. ― не только соединительное звено в общем процессе литературного развития между древнерусской традицией и литературой ХIХ―ХХ вв., не только своего рода идейно-художественный «трамплин» для возникновения русской классической литературы, но и самостоятельный, большой и ценный раздел национальной культуры, имеющий как историческое, так и эстетическое значение.

ХVIII в. ― так называемый «век Просвещения» — отличается усиленным вниманием к воспитательной функции литературы и пониманием литературы как средства формирования общественного мнения. Наиболее важные черты, характеризующие просветительскую идеологию, это:



  1. борьба против тирании и невежества;

  2. представление о внесословной ценности человека;

  3. концепция просвещенной монархии как гарантии торжества справедливости в обществе.

Просвещение в России парадоксально утверждало несовместимые идеи ― государственного могущества и «прав» и «свобод» личности. «Нет, ты не будешь забвенно2, столетье безумно и мудро…», ― подводил философский итог своего века в стихотворении «Осьмнадцатое3 столетие» (1801) А.Н. Радищев. В соединении противоположных по смыслу слов «безумно» и «мудро» ― вся сложность и драматизм русской истории того времени.

ХVIII в. ― век реформ, идущих от царского престола, и вместе с тем век властного произвола, доведённого до абсурда. В обществе, расколотом на две полярные силы: просвещенное дворянство и бесправное, невежественное крестьянство, ― синхронно усиливались просвещение и рабство. Так, в 1754 г. в России была отменена смертная казнь, в 1755 г. открыт Московский университет, в 1757 г. основана Академия художеств, в 1764 г. ― Эрмитаж. Но вместе с тем в 1760 г. помещики получили право ссылать крепостных в Сибирь, в 1765 г. ― отправлять на каторгу, а в 1768 г. вышел указ о ссылке крестьян за жалобу на помещика. Столкновение мудрости (ума) и безумия, просвещения и реакции, гуманизма и жестокости, беззакония и справедливости, их противоборство в развитии общественных отношений страны ― всё это стало объектом художественного изучения литературы ХVIII в.

Повышенный динамизм и открытость русской культуры ХVIII в. к диалогу с культурой Запада обусловили стремительный переход от периода ученичества к созданию литературы европейского уровня в жанрах оды (Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков, Державин), героической поэмы (Херасков), трагедии (Сумароков) и комедии (Фонвизин), элегии (Тредиаковский, Сумароков, Державин) и сатиры (Кантемир, Сумароков, Фонвизин, Державин). Ускоренный характер развития русской литературы обусловливал сравнительно быструю смену литературных направлений, их напластование друг на друга и зыбкость границ между ними; совмещение в творчестве отдельных авторов разных систем художественного мировосприятия. Русская литература ХVIII в. развивалась не только невероятно быстрыми темпами, но и в соответствии с принципами дидактизма (т.е. поучительности, наставительности), патриотизма и гражданственности, которые были восприняты ею от древнерусской литературы. Писателям ХVIII в. принадлежала исключительно важная роль в развитии политических, философских и эстетических идей своего времени.

В первой половине столетия была осуществлена реформа русского стихосложения, через весь ХVIII в. проходит проблема создания русского литературного языка.

Решая проблему периодизации русской литературы ХVIII в., исследователи обычно выделяют четыре основных этапа в истории литературы «века Просвещения»:

I-й (1700 — начало 1730-х гг.) ― литература Петровского времени. Характерная особенность — пестрота и неупорядоченность литературного процесса. Наиболее яркий представитель — Феофан Прокопович;


Каталог: documents -> Кафедра%20рускай%20літаратуры -> Папкі%20выкладчыкаў -> Яніцкая%20С.%20С
Папкі%20выкладчыкаў -> Формальная логика, алогизм
Кафедра%20рускай%20літаратуры -> Феномен «подпольного сознания» в творчестве Ф
Папкі%20выкладчыкаў -> Учебная программа для специальности: 1 21 05 02 «Русская филология»
Кафедра%20рускай%20літаратуры -> Учебное пособие для вузов. М., 2001. Якушкин Н. И., Овчинникова Л. В. Русская литература XIX века (вторая половина): Учебное пособие. М., 2005
Кафедра%20рускай%20літаратуры -> Ситуацию конца ХХ в
Яніцкая%20С.%20С -> А. П. Сумароков место А. П. Сумарокова в русской культуре XVIII века. Биографическая справка. Общественно-политическая позиция. Эстетические взгляды. Сумароков – теоретик русского классицизма. Литературное творчество: Трагедии
Папкі%20выкладчыкаў -> Учебная программа Для студентов филологического факультета специальности 1 21 05 02 «Русская филология»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница