Рудольф штейнер фридрих ницше борец против своего времени



страница1/11
Дата25.05.2018
Размер2.29 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

RUDOLF STEINER

FRIEDRICH NIETZSCHE

EIN KÄMPFER GEGEN SEINE ZEIT

erweitert um drei Aufsatze über

Friedrich Nietzsche aus dem Jahre 1900

und um ein Kapitel aus «Mein Lebensgang»

1963
VERLAG DER RUDOLF STEINER-NACHLASSVERWALTUNG

DORNACH / SCHWEIZ

РУДОЛЬФ ШТЕЙНЕР



ФРИДРИХ НИЦШЕ

БОРЕЦ ПРОТИВ СВОЕГО ВРЕМЕНИ

Дополнено тремя эссе о Фридрихе Ницше,

относящимися к 1900 г., и главой из книги

«Мой жизненный путь»

Перевод с немецкого И. Маханькова

2010
«НОВАЛИС»

МОСКВА



ББК 86.391 Ш87

На обложке: «Юмор» — фрагмент скульптуры Рудольфа Штейнера «Представитель человечества»

Штейнер Р.

Фридрих Ницше: Борец против своего времени /Пер. с нем.

И. И. Маханькова. — М.: Новалис, 2010. — 224 с.

ISBN 978-5-902291-31-2 (рус.) ISBN 3-7274-0310-1 (нем.)

В работе «Фридрих Ницше: Борец против своего времени» Р. Штейнер предстает в достаточно необычной для себя роли — глубокого и вдумчивого историка философии в достаточно традиционном, привычном для европейской культуры смысле. Привлекая множество цитат, указывая на предшествовавшие Ф. Ницше процессы в западноевропейской философии, автор рисует не утративший своей свежести портрет философа, который, к сожалению, остался непонятым и в значительной части непрочитанным до сих пор. Главный ниспровергаемый Р. Штейнером стереотип относительно Ф. Ницше — это мнение о пессимизме философа, о неприятии им жизни. Предлагаемый читателю русский перевод тома №5 из полного собрания трудов Рудольфа Штейнера (Gezamtausgabe, GA 5, Rudolf Steiner Verlag, Dornach, Schweiz 1963), где работа «Фридрих Ницше: Борец против своего времени» уже дополнена четырьмя другими материалами, еще расширен за счет двух статей о Ф. Ницше из тома №31 (GA31,1989).


ISBN 978-5-902291-31-2

© Издательство «Новалис», 2010



К ПУБЛИКАЦИЯМ ЛЕКЦИЙ

РУДОЛЬФА ШТЕЙНЕРА

Все лекции Рудольфа Штейнера — за исключением некоторых специальных курсов в рамках Свободной Высшей школы духовной науки при Гётеануме — с 1924 г. стали общедоступны. В марте 1925 г. он пишет по этому поводу в автобиографии:

«Итог моей антропософской деятельности представлен двумя видами изданий: это, во-первых, мои книги, опубликованные и всем доступные; во-вторых, целый ряд курсов, которые сначала предназначались для частного издания и должны были продаваться только членам Теософского (позже Антропософского) общества. Это были более или менее удачные записи моих лекций, которые из-за отсутствия времени не могли быть мной исправлены. Я хотел, чтобы устно произнесенное слово оставалось бы только устно произнесенным словом. Но члены Общества хотели частных выпусков этих курсов, и это привело к их изданию. Если бы у меня было время на проверку, то с самого начала не было бы необходимости ставить на них пометку «Только для членов Общества».

... На этих лекциях присутствовали только члены Общества. Они были знакомы с основами антропософских знаний, поэтому к ним можно было обращаться как к уже продвинутым в области антропософии. Весь образ этих закрытых лекций был таким, каким не могли обладать письменные сочинения, предназначенные для открытой публикации.

В закрытом кругу я мог говорить о вещах иначе, чем должен был бы о них говорить, будь они с самого начала предназначены для открытой печати.


Нигде и ни в малейшей степени не было сказано ничего такого, что в чистом виде не представлялось бы результатом развития антропософии...

Читающий эти частные публикации может принимать их в самом полном смысле слова за то, что должно быть сказано антропософией. Поэтому можно было без колебаний отступить от прежнего обычая распространять эти издания только в кругу членов Общества.

Однако приходится допускать, что в не просмотренных мною записях возможны ошибки.

Но право на суждение о содержании подобной частной публикации может быть отдано, конечно, только тому, кто признает исходные посылки, необходимые для такой оценки. Такими посылками для большей части этих лекций является, по крайней мере, антропософское познание человека и Космоса, ибо в антропософии представлено существо человека, а также знание того, что в сообщениях из духовного мира дается как «антропософская история».

Первоначально Рудольф Штейнер часто применял в своих лекциях слова «теософия» и «теософский» для определения основанной им в начале XX века антропософски ориентированной духовной науки. Позже в соответствующих случаях он начал употреблять такие понятия, как «духовная наука» или «антропософия», «духовнонаучный» или «антропософский». По его указанию эти позднейшие обозначения введены в большинство последующих изданий его лекций. Такие же (или соответствующие им по смыслу) понятия и определения используются и в переводе этих лекций на русский язык.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие к 1-муизданию 8

Сочинения Ницше 10

I. Характер 12

II. Сверхчеловек 33

III. Ход развития Ницше 84
ДОПОЛНЕНИЯ

Философия Фридриха Ницше как психопатологическая

проблема 113

Личность Фридриха Ницше и психопатология 135

Личность Фридриха Ницше. Мемориальная речь 151

Из книги «Мой жизненный путь» XVIII 162


ПРИЛОЖЕНИЕ

«Так называемое» возвращение одного

и того же у Ницше 177

Геккель, Толстой и Ницше 197

К новому изданию 1963 г. 205

Примечания переводчика 210

ПРЕДИСЛОВИЕ К 1-МУ ИЗДАНИЮ

К тому времени, когда шесть лет назад я познакомился с творчеством Фридриха Ницше, во мне уже сформировались идеи, аналогичные характерным для него. Независимо от него и иными путями, я пришел к воззрениям, созвучным тем, которые мы находим в его «Заратустре», «По ту сторону добра и зла», «Генеалогии морали» и «Сумерках богов». Уже в моей небольшой книжке «Очерк теории познания гётевского мировоззрения», увидевшей свет в 1886 г., нашел отражение тот же самый строй мыслей, что и в названных сочинениях Ницше.

Вот причина, по которой я ощутил в себе призвание набросать живую картину мира представлений и восприятий Ницше. Полагаю, такой образ будет наиболее схож с оригиналом в том случае, если создавать его на основании упомянутых последних его трудов. Именно так я и поступил. Более ранние сочинения Ницше характеризуют его как искателя. В них он предстает перед нами как человек, неустанно стремящийся вверх. В последних работах мы видим его достигшим вершины, соответствующей той высоте, что отвечает изначально ему присущей духовной конституции. В большинстве работ о Ницше, опубликованных до сих пор, это развитие представлено так, словно на разных этапах писательской карьеры он имел воззрения, которые в большей или меньшей степени разнились между собой. Я же попытался показать, что и речи не может быть о смене воззрений в случае Ницше, но исключительно лишь о восходящем движении, о естественном развитии личности, которая в период написания первых сочинений еще не отыскала соответствующей ее позициям формы выражения.

8

Конечной целью деятельности Ницше оказывается изображение типа «сверхчеловека». Охарактеризовать этот тип — вот в чем виделась мне одна из основных задач моего собственного сочинения. Мой образ сверхчеловека оказывается полной противоположностью того искаженного представления, что создан книгой г-жи Лу Андреас-Саломе, в настоящий момент наиболее популярной среди всех, посвященных Ницше. Невозможно было запустить в обращение ничего менее отвечающего духу Ницше, нежели то мистическое чудовище, в которое превратила сверхчеловека г-жа Саломе. Моя книга с полной ясностью показывает, что в идеях Ницше нет ни следа мистики. Я вовсе не стал тратить силы на опровержение утверждения г-жи Саломе, что на идеи, высказанные Ницше в книге «Человеческое, слишком человеческое», оказали влияние высказывания Пауля Ре, автора «Психологических наблюдений», «Происхождения этических восприятий» и др. Столь посредственный мыслитель, как Пауль Ре, вообще не мог оказать на Ницше сколько-нибудь существенного влияния. Да и теперь я не стал бы касаться этих моментов, когда бы книга г-жи Саломе не внесла столь значительный вклад именно в распространение прямо-таки гнусных воззрений на Ницше. Фриц Кегель, замечательный издатель сочинений Ницше, не оставил камня на камне от этой, с позволения сказать работы, в журнале «Магазин фюр литератур».



В завершение этого краткого предисловия не могу не высказать сердечнейшей благодарности г-же Фёрстер-Ницше, сестре Ницше, за множество дружественных знаков внимания, оказанных ею на протяжении работы над моим опусом. Незабываемым часам, проведенным в «Архиве Ницше» в Наумбурге, я обязан настроением, вдохновившим нижеизложенные идеи.

Веймар, апрель 1895 Рудольф Штейнер

9


Каталог: userfiles -> pdf
userfiles -> 1. Философское учение о бытии это: (Выбрать один правильный ответ)
pdf -> Учебное пособие Санкт-Петербург 2003
pdf -> Лекции 1923-1944 годов Перевод с немецкого Сергея Жигалкина
pdf -> Культурная революция
pdf -> Одного из фундаментальнейших текстов современности, случайная, в самом прямом смысле этого слова, работа, возникшая с подачи Готфрида Хоннефельдера
pdf -> Сборник статей Под редакцией Виктора Каплуна
pdf -> Общественные науки и современность
pdf -> Жан гранье


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница