Российская академия образования



Скачать 41.48 Kb.
Дата09.03.2018
Размер41.48 Kb.
ТипЗадача


ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

«Утверждаю»

Директор ИИО РАО

________________ /И.В.Роберт/

" _______ " ноябрь 2010г.

м.п.


Научный отчет

«Медицинские и психологические условия формирования и функционирования информационно-коммуникационной образовательной среды учебного заведения»


(аннотированный, промежуточный отчет)

.45392457.00134-01 99 01

Листов 5

Исполнитель:

_____________ / Мухаметзянов И.Ш./

08.11.2010

Москва

2010
Тема исследования «Медико-психологические условия формирования здоровьсберегающей информационно-коммуникационной образовательной среды учебного заведения»



Задача исследования: выявить медицинские и психологические основы формирования здоровьесберегающей образовательной среды учебного заведения и рабочего места учащегося вне учебного заведения
Утверждено на заседании Ученого Совета ИИО РАО

Протокол № ___ от _______.2009 г




Оглавление


«Медицинские и психологические условия формирования и функционирования информационно-коммуникационной образовательной среды учебного заведения» 1

Оглавление 2

введение 3

введение



Информационно-коммуникационная среда – совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационным ресурсом (в том числе распределенным информационным ресурсом), с помощью интерактивных средств ИКТ и взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью1.
Реалии информационного общества и современного рынка труда наряду с профессиональной подготовкой, определяют у работника способности выполнения определенного объема работы, и предусматривают у него наличие определенного уровня здоровья и потребности в его сохранении и развитии. В свою очередь это предъявляет значительные требования к учебным заведениям в части наличия у них здоровьесберегающей функции как конкурентном факторе на рынке труда, культуры использования информационно-коммуникационных технологий как компоненты нравственного и психологического здоровья учащегося, фактора эффективной его социализации. Непременным условием эффективности организации учебного процесса является вариативность и информационная доступность образовательных программ, направленная на индивидуализацию образовательной траектории учащегося в соответствии с потребностями, как самого учащегося, так и существующего рынка труда.

Особенностью современных исследований в сфере информатизации образования является акцентуация на технико-технологических и педагогических, психологических и физиолого-гигиенических аспектах, формирования педагогико-эргономических условий эффективного при­менения средств вычислительной техники, информацион­ных и коммуникационных технологий, обеспечивающих развитие процесса информатизации образования. Но удручает то, что необоснованно мало уделяется внимания сохранению и укреплению здоровья самого учащегося в процессе образования, как в рамках учебного заведения, так и вне его.

Следует отметить и то, что наряду с позитивными аспектами информатизации образования существуют и определенные негативные аспекты, обуславливаемые как недостаточностью внимания к процессу информатизации образования, так и к переоценке ее влияние на учащегося и с неэффективностью используемых образовательных и здоровьесберегающих технологий.

Реализация программы здоровьесберегающих технологий невозможна только в рамках образовательных технологий и включает в себя комплекс методик и технологий, направленных на формирование личности, отношения к самой себе, к своему окружению, к коллективам, членом которых он является, взаимоотношениям между отдельными коллективами. Сегодня речь может идти только о комплексном развитии личности, формировании у нее как целостного мировоззрения и возможности реализации в окружающем мире, так и сохранении и развитии его здоровья на психофизиологическом, эмоционально-чувственном, ментальном и социально-психологическом уровнях. В рамках системы образования одним из путей решения этих задач служит широкое внедрение в практику различных образовательных учреждениях современных здоровьесберегающих технологий. Компонентами данных технологий являются мероприятия по расширению спектра профилактических и оздоровительных мероприятий; разработка и внедрение системы контроля за здоровьем и развитием учащихся; развитие системы медико-социальной реабилитации учащихся в социальных учреждениях; информационное обеспечение работ по сохранению и укреплению здоровья учащихся; формирование у них устойчивых стереотипов поведения, безопасного для здоровья и жизни.



Кроме того, наряду с организационными и содержательными проблемами информатизации жизни общества обостряются и психологические последствия информатизации. Данное воздействие может быть как прямым (изменение деятельности в содержательном и структурном аспекте по сравнению с традиционной и возникновение новых форм этой деятельности2), так и опосредованным (через воздействие на все сферы жизни, внешне не связанные с информационными технологиями (мобильная связь, цифровое телевидение и т.д.). Запаздывание в этой сфере обусловлено и рядом дополнительных сложностей, связанных с подготовкой квалифицированного педагогического и медицинского персонала и финансированием данных мероприятий, которые должны стать элементом государственной политики, направленной на сохранение и укрепление здоровья молодого поколения.


1Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования\\www.iiorao.ru


2 http://lib.rin.ru/doc/i/15851p1.html



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница