Российская академии наук



страница1/27
Дата14.04.2018
Размер0.92 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27



Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Динамика современного развития такова, что все чаще звучит вопрос о «цене прогресса». Политические эксперименты двух минувших столетий и последующее развитие процесса глобализации привели к серии взаимосвязанных кризисных явлений мирового масштаба: катастрофическому состоянию природной среды, ухудшению демографической ситуации, прогрессирующей социальной аномии и разрушению традиционных связей, нарушению равновесия сил в мировой политике (что заставляет политологов говорить об «однополярном» мире). С этим связано и возвращение в научный и политический дискурс проблем, возникших на рубеже XVIII – XIX столетий, в эпоху Французской революции и наполеоновских войн.

В наши дни не меньше острые споры, чем тогда, когда европейская модернизация вызвала первую рефлексивную реакцию со стороны защитников традиционного общества, провоцируют вопросы о возможности некоего «универсального» проекта социально-политического развития, о легитимности демократических институтов, о доле международного присутствия в национальных границах, и, наконец, о правах и достоинстве человека. Все это обеспечивает устойчивую популярность культурному и политическому консерватизму.

Несмотря на то, что давно схлынула «консервативная волна» 70-х, сошли со сцены ее герои, потускнели антикризисные «рецепты» неоконсерватизма, последствия того консервативного десятилетия, по-прежнему, значительны. Инстинктивная реакция на кризисные явления со стороны широких слоев населения, как и тогда, выражается в тяготении к стабильности, отождествляемой с традиционными моральными и религиозными ценностями. Политическая – в условиях безоговорочного утверждения либерального «тренда» как цивилизационной правовой основы (Ф. Фукуяма) – в критике качественного содержания либеральных ценностей, претендующих на общезначимость. А одной из главных «линий напряжения» в современном проблемном поле до сих пор остается дискуссия о статусе национальной традиции и об ее способности обеспечить сохранение социального и политического суверенитета государства. Современный либерализм имеет дело не только с консервативным противодействием, но и испытывает на себе конструктивное критическое влияние консервативной идеологии.

Общие тенденции прослеживаются и в российской политической ситуации. С конца 90 -х годов консерватизм получил признание в нашей стране, занял прочные позиции среди других политических стратегий, и на сегодняшний день во многом определяет выбор лидера политической борьбы. После периода «неупорядоченного рынка» и «парада суверенитетов», общественные предпочтения склоняются к устойчивым элементам консервативной идеологии, таким как идея Порядка в границах национального государства, союза государства и Церкви, сохранение исторической индивидуальности. Популярность в обществе консервативных ценностей и политического стиля побуждают к изучению классики консервативной мысли. Для того чтобы вполне понимать логику современного консервативного действия необходимо иметь представление об особенностях консерватизма как идеологической традиции и своеобразной системы мышления.

В этом отношении представляется актуальным обращение к теоретическому наследию одного из признанных «отцов-основателей» европейской консервативной традиции Жозефа де Местра. В пользу выбора данного предмета исследования можно привести несколько оснований.

Прежде всего, в истории французской политической мысли едва ли най­дется персонаж, способный оспаривать у де Местра его первенство в «пантеоне» писателей консервативного направления: Местр не только занимает преимущественное положение среди соотечественников, но и по сей день пользуется не меньшей популярностью и не менее цитируем, чем его предшественник – британец Эдмунд Берк. В определенном смысле, философское наследие де Местра является одним из самых чистых, неукоснительных образцов консервативной классики.

В то же время, Жозеф де Местр по праву считается чрезвычайно непростым мыслителем; его мысль отмечена синтетизмом, выделяющим его на фоне современников. Каждый, кто знако­мится с его произведениями, обращает внимание на особенность его писательской манеры, соединяющей несоединимое – Просвеще­ние и традиционализм, мистику и ультрамонтанство. (Со­держание религиозной и политической доктрины философа предо­ставляет бесконечный простор для полемики, стоит только чуть больше подчеркнуть значение того или иного элемента сложной мозаики.) Это предоставляет возможность проанализировать процесс формирования консервативного стиля мышления в его отношениях с самыми разными интеллектуальными течениями эпохи Французской революции: выявить базовые, «обязательные элементы» консервативной идеологии и оценить своеобразие их авторской «аранжировки», раскрыть общее и особенное в развитии консервативной мысли. – Таким образом, наследие де Местра представляет собой один из наиболее самобытных региональных вариантов консерватизма и одновременно один из самых ярких и индивидуальных с точки зрения характеристики самого автора.

Выбор в качестве предмета исследования философии Жозефа де Местра обусловлен еще и тем, что его политическая философия имеет особое – религиозно-мистическое наполнение. Не случайно де Местр появляется и среди героев небольшой, но известной работы К. Шмитта «Политическая теология». Произведения философа являются прекрасной основой для исследования религиозной компоненты в системе консервативного мировоззрения.

При чрезвычайной известности де Местра в России не появилось ни одной книги, посвященной его биографии и комплексу религиозно-философских идей, и есть необходимость восполнить существующий пробел.

Исследования прошлых лет оставляют возможность и для всесторонней реконструкции петербургского периода биографии философа. – В России де Местр провел пятнадцать лет в статусе посланника Сардинского короля при дворе Александра I, здесь им были написаны и значительные философские произведения. Их первыми читателями, критиками и оппонентами стали русские современники. Значительна была и его роль в политической жизни столицы Российской империи: де Местр был участником «правой» оппозиции, проводником и защитником интересов ордена иезуитов перед лицом высшей государственной власти. – Русские связи мыслителя и оценка его политических рекомендаций в период александровского царствования, впечатления, вынесенные сторонами, участвовавшими в дискуссиях по религиозным и политическим вопросам до настоящего времени оставляют простор для исследований.



Каталог: common -> img -> uploaded -> files -> vak -> announcements -> filosof -> 2009 -> 16-03
2009 -> Идеи индийской философской традиции в западной духовной культуре (XIX-XX вв.)
2009 -> Архетип духа: смысловая динамика символизации в процессе антропогенеза
2009 -> Социальная динамика: философско-методологические основания дискурсивного управления в условиях глобализации
2009 -> Социальная мифология в коммуникационном пространстве современного общества
2009 -> Философский анализ конфликта естественнонаучных и эзотерических концепций ХХ-XXI вв
2009 -> Проблема «запад восток» как выражение принципов историософии всеединства
2009 -> Рефлексивные механизмы социокультурной динамики понимания
2009 -> Гуманистическая парадигма во французском неомарксизме: полемика 1950-70-х годов
16-03 -> Философско-методологические основания синтеза ключевых парадигм современной эпистемологии истории


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница