Росжелдор



страница1/62
Дата25.01.2018
Размер1.5 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   62

РОСЖЕЛДОР


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ростовский государственный университет путей сообщения»

(РГУПС)
Учебное издание

Aндреева Екатерина Викторовна

Учебное пособие

по дисциплине «Мировая культура и искусство»

Редактор

Техническое редактирование и корректура


Подписано в печать Формат

Бумага газетная. Ризография. Усл. печ. л.


Уч.-изд. л. Тираж экз. Изд. №…..Заказ №…..


Ростовский государственный университет путей сообщения

Ризография РГУПС


Адрес университета: 344038, г. Ростов-на-Дону, пл. им. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, 2

ББК
Андреева, Е. В., к. ф. н. Учебное пособие по дисциплине «Мировая культура и искусство»: учеб. пособие / Е.В.Андреева; Рост. гос. Ун – т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2010

Учебное пособие составлено в соответствии с программой дисциплины «Мировая культура и искусство» и требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности «Социально-культурный сервис и туризм». Оно содержит развернутые тематические тезисы по каждому из разделов дисциплины, базовые понятия и контрольные вопросы к занятиям по изучаемым темам, необходимые задания и конкретные примеры по усвоению визуального ряда, так же указан перечень литературных источников для самоподготовки.

Одобрено к изданию кафедрой «Социальные технологии» РГУПС.


Рецензенты: к. и. н., доцент Кравец А.Е. ( Ростовский филиал СПГУКИ)

к.ф. н., доцент Петкова С. М. (РГУПС)

Ростовский государственный университет

путей сообщения, 2010


ВВЕДЕНИЕ В КУРС

План лекции 1

  1. Предмет, цели, задачи дисциплины МКИ

  2. Специфика культуры, искусства, художественной культур

  3. Классификация искусств

  4. Культурологические концепции и теории происхождения искусства

  5. Культурно-исторические центры в туризме, проблемы использования культурного наследия в туристической практике современности

Задачи учебного курса «Мировая культура и искусство» – раскрыть наиболее существенные закономерности и достижения исторического развития мировой культуры и искусства, уметь анализировать и систематизировать важнейшие тенденции и ценнейшие факты мировой культуры и искусства, изучить основные этапы развития художественной культуры от первобытности до наших дней. Овладение предметом данной дисциплины выступает необходимым звеном в профессиональной деятельности менеджера сферы сервиса и туризма, гида, экскурсовода, а учебный курс «Мировая культура и искусство» является одним из важнейших в системе вузовской подготовки специалистов сферы «Социально-культурного сервиса и туризма».

Культурный туризм представляет собой особый вид путешествий, связанный с познавательными целями, одной из его разновидностей является музейный туризм, предполагающий углубленное изучение коллекций и экспонатов ведущих мировых музеев и выставок, так же популярным видом путешествий является экскурсионный туризм, представляющий путешественнику возможность знакомиться с историческими, этно– и природно – культурными особенностями той или иной страны или региона. Профессиональное изучение культурных особенностей определенной туристической дистинации невозможно без определения сущностных характеристик культуры и искусства, изучения взаимосвязи функционирования культурных институтов, анализа исторических этапов и периодов развития художественного творчества.

Понятие «культура» характеризует очень сложный и многогранный фактор человеческого бытия, что затрудняет создание универсального определения этого понятия, к настоящему времени дефиниций насчитываются сотни. В декларации, принятой ЮНЕСКО на Всемирной конференции по культурной политике в 1982 г. культура трактовалась как комплекс характерных материальных, духовных, интеллектуальных и эмоциональных черт общества, включающий в себя не только различные виды искусства, но и образ жизни, основные правила человеческого бытия, системы ценностей, традиций и верований. Таким образом, под культурой объединяется все то, что, так или иначе, подпадает под влияние человека, в отличие от дикой первозданной природы. Культура обладает материальной и духовной формами, многочисленны функции культуры, которые связаны в единое целое и существуют в едином комплексе (познавательная, информационная, регулятивная, оценочная и т.д.).

Термин «цивилизация» обычно применяется к народам, чья культура уже достигла определенного уровня развития, характеризующегося изобретением письменности, созданием календаря, развитием крупных общественных образований, таких, как селения и города, имеющих хорошо организованную систему управления, своды законов и монументальную архитектуру.

В художественном творчестве материальное и духовное органически сливаются друг с другом, образуя художественный образ произведения искусства, который является результатом процесса мышления художника, познания и освоения им «жизни в искусстве». Искусство – это сфера духовно-практической деятельности людей, направленная на художественное постижение и освоение мира. В целом, художественное творчество представляет собой множество видов искусства, которые базируются на различных аспектах эстетической деятельности человека и подразумевают различные грани художественно-образного мышления творца.



Каждое искусство имеет свою специфику, ставит перед собой особые задачи и обладает для их решения своими специфическими приемами. Вместе с тем, искусствам свойственны некоторые общие черты, объединяющие их в определенные группы. Распределение искусств по этим общим признакам называется классификацией искусства. Это классифицирование искусств позволяет поближе подойти к пониманию самой сущности того или другого искусства. Классифицировать искусства можно исходя из разных точек зрения. Наиболее распространенной является классификация на пространственные и временные искусства. К пространственным искусствам причисляют архитектуру, скульптуру, живопись, так как их формы развертываются в пространстве, тогда как музыку, мимику и поэзию – к временным искусствам, так как их формы существуют во времени. В иные группы объединяются искусства, если их делить по признаку использования художественных средств. Это прямые, или непосредственные, и косвенные, или опосредствованные, искусства. К непосредственным искусствам относят мимику, поэзию, отчасти музыку, где художник может обойтись без особых инструментов и материалов, одним человеческим телом и голосом; к косвенным, опосредствованным – архитектуру, скульптуру, живопись, где художник пользуется особыми материалами и специальными инструментами. Если принять время за четвертое измерение, то можно было бы сгруппировать искусства по измерениям следующим образом: искусства с одним измерением не существует; живопись (единственное искусство) существует в двух измерениях; скульптура и архитектура – в трех измерениях и три искусства: музыка, мимика и поэзия – в четырех измерениях. При этом каждое искусство стремится преодолеть свойственную ему шкалу измерений и перейти в следующую группу. Так, живопись и графика создают свои образы на плоскости, в двух измерениях, но стремятся поместить их в пространство, то есть в три измерения. Так, архитектура есть трехмерное искусство, но стремится перейти в четвертое, так как совершенно очевидно, что воспринять все объемы и пространства архитектуры мы способны только в движении, в перемещении, во времени.

Стиль художественной культуры подразумевает общность образной системы, средств художественной выразительности, творческие приемы, обусловленные единством идейно – художественного содержания на определенном историческом этапе. Различают несколько художественных стилей эпох – периодов в европейском искусстве: романский, готический, ренессансный, барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модерн. В свою очередь, каждый стиль имеет свои ответвления, имеющие право на собственное стилистическое определение, что ярко подтверждает объединенное художественное течение конца 19-20 вв. – «модерн», включающий ряд национальных художественных направлений яркой индивидуальной стилистики. Так же можно говорить о стиле отдельного произведения, определенного жанра, индивидуальной творческой манере конкретного художника.

Дисциплина МКИ логически связана с учебными курсами эстетики, культурологии, истории мировых цивилизаций, всемирной истории, изучающих художественные категории и проблемы идеала, основные цивилизационные особенности культур, исторически сформировавшиеся культурологические концепции и теории происхождения искусства.


Основные понятия темы:

Культура, искусство, художественная культура, архитектура, живопись, скульптура, графика, музыка, литература, театр, кино, хореографическое искусство, теории происхождения искусства, стиль, жанр, художественный образ, цивилизация


Контрольные вопросы:

1. В чем различие понятий «культура», «искусство», «художественная

культура», «цивилизация»

2. Классифицируйте искусства исходя из изученных принципов

3. Охарактеризуйте понятие «стиля» в искусстве

4. Какие основные культурологические школы, направления и теории

происхождения искусства известны в культурологии

5. Обозначьте основные тенденции использования культурного наследия

в туризме с позиций приоритетов его охраны для дальнейших

поколений

6. Назовите популярные культурно-исторические туристские центры

России, Европы, Восточной Азии, Американского континента.

Перечислите их известнейшие достопримечательности.

Темы рефератов и докладов:

1. Школы, направления и теории в культурологии

2. Основные тенденции охраны и использования культурного наследия в

туристической практике современности.

3. Известные культурно-исторические и туристские центры в контексте

мирового культурного наследия.


Задание. Выявить визуальную общность стилистических черт произведений искусства в предложенных парах иллюстративных примеров:

  1. «Венера Виллендорфская. (Известняк; 6 см; Вена)» и

«Рельеф с изображением женщины с рогом»

  1. «Статуи царевича Рахотепа (сына Снофру) и его жены Нофрет (из гробницы Рахотепа в Медуме, известняк, 120 см)» и «Статуя и сфинкс фараона Аменемхета III из Таниса (черный гранит, темно-серый гранит)».

  2. «Рельеф с изображением Ашшурнасирпала и сановника и «Лучники». Рельеф из дворца Тиглатпаласара III».


Рекомендуемая литература:

1. Законы РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Фе­дерации», «О Музейном фонде Россий­ской Федерации и музеях в Российской Федерации» (1996) // Туризм: Нормативные правовые акты / Сост. Н. И. Волошин. — М., 1998

2. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, принятая Генеральной конференцией на семнадцатой сессии (Париж, 16 ноября 1972 года) / Нормативные акты ЮНЕСКО по охране культурного наследия. (Конвенции, протоколы, резолюции, рекомендации). Подготовлено по заказу ЮНЕСКО (Отдел культурного наследия). ­­- М.: ЮниПринт, 2002

3.Соколова М.В. Мировая культура и искусство: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.

4. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура: Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.- 559 с.; илл.

5. Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству/ С.М. Петкова. – Изд. 2-е, испр. – Ростов н/Д : Феникс, 2006.- 507 с. – (Справочник)

6. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. пособие для студ. Сред. пед. Учеб. заведений. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 448 с., 12 л. Ил.: ил.

7. История мировой культуры (мировых цивилизаций). 3-е доп. и перер. изд. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. – 544 с. (Серия «Высшее образование».)

8. История и культурология: Учебное пособие для студентов вузов / Н.В. Ш ишова, Т.В. Акулич, М.И. Бойко и др.;, Под ред. Н.В. Шишовой. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. – 368 с.

9. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. – М.: Юрайт, 1998. – 669 с.: ил.




Каталог: site -> assets -> files
files -> Планы семинарских занятий по курсу «Социология» для студентов всех форм обучения
files -> Теория государства и права: Методические указания
files -> Сила власти и социальная справедливость в российском праве : учебно-методическое пособие
files -> Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» «Философия естественных наук»
files -> Прогнозирование и планирование в условиях рынка: практикум
files -> Основные концепции социальной мобильности
files -> Росжелдор


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   62


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница