Роль средств массовой информации в отражении проблем



Скачать 73.53 Kb.
Дата30.07.2018
Размер73.53 Kb.

"Роль средств массовой информации в отражении проблем,

волнующих население"

"СМИ являются одним из самых оперативных и надежных барометров общественного мнения. Они призваны обеспечивать обратную связь власти с народом, ставить проблемные вопросы перед органами госуправления"

А.Г.Лукашенко

Значение печати, радио и телевидения в отражении жизни общества переоценить невозможно. СМИ превратились в мощный инструмент воздействия, охватывая своим влиянием огромное число людей.

Справочно: на 1 июля 2010 г. в Республике Беларусь зарегистрировано 1 308 периодических изданий, в том числе 667 газет, 605 журналов, 36 бюллетеней, 9 каталогов, 1 альманах. Зарегистрированных информационных агентств – 8. Более чем две трети прошедших регистрацию изданий – негосударственные. Пресса издается на русском, белорусском, английском, немецком, польском и других европейских языках.

В республике зарегистрировано 236 теле- и радиопрограмм, из которых 164 – государственной формы собственности. С 2005 года началась регулярная трансляция белорусского спутникового телеканала «Беларусь-ТВ», а затем и телеканала «Мир». Расширяется региональное теле- и радиовещание. Сегодня собственное вещание региональных телеканалов занимает от 40 до 45% общего объема эфира.

Деятельность по оказанию услуг населению в сфере кабельного телевидения осуществляют более 120 субъектов хозяйствования, причем большинство – негосударственной формы собственности. Министерством информации Республики Беларусь утвержден социальный пакет телепрограмм (Первый канал, «ЛАД», «Общенациональное телевидение», «Столичное телевидение», «НТВ-Беларусь» и «Россия-Беларусь»). Данный пакет доводится операторами до абонентов по тарифам, регулируемым в соответствии с законодательством

Республики Беларусь.

Такое многообразие в сфере СМИ является гарантией конституционного права граждан нашей страны на свободу слова, получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.

Функционирование и восприятие различных средств массовой информации обуславливается прежде всего их техническими характеристиками. Так, печать рассчитана только на зрительное восприятие информации, радио - слуховое, телевидение - и на зрительное, и на слуховое. А всемирная сеть Интернет претендует на создание новой виртуальной реальности. Средства массовой информации, в том числе и виртуальная среда, меняют представления человека о мире, обществе, культуре и т.д.

Однако СМИ не только способствуют созданию общественного сознания, но и помогают выразить его, защищая интересы своей аудитории, помогая решить проблемы, получить ответы на волнующие вопросы. Это становится возможным только в условиях взаимодействия власти, средств массовой информации и населения.

Белорусская социально-экономическая модель предполагает эффективное использование государственных институтов во всех сферах нашей жизнедеятельности, и информационный сегмент здесь не является исключением.

Современный политический процесс во многом зависит от СМИ. Речь идет о формировании действительно свободных и ответственных СМИ, предоставляющих достоверную и объективную информацию населению. Свободные и ответственные СМИ, несущие правдивую информацию обществу, – это кровеносная система государства для народа.

Основные задачи СМИ в современных условиях – не насаждать одномерное видение мира, а организовать полноценный диалог населения и власти, служить индикатором политических настроений в обществе, формировать общественно-политическое мнение, препятствовать распространению деструктивных идей.

Освещая наиболее болезненные вопросы в развитии общества, СМИ таким способом информируют население и власть о реальном положении дел в стране, способствуя четкому претворению в жизнь проводимой государственной политики.

Вместе с тем число задач государственной информационной политики входит и контроль за информационными процессами и потоками, их правовое регулирование, а также обеспечение защиты информации и информационных ресурсов. При этом государство сохраняет за собой право формирования информационного фона и создания таких информационных полей и поводов, которые отвечают национальным интересам, способствуют сохранению социальной и политической стабильности в обществе, развитию науки и культуры, а также отвечают социально значимым задачам развития страны, то есть соответствуют основным принципам государственной политики в целом.

Правовое обеспечение информационной политики – важнейшее направление деятельности органов власти, общественных организаций, журналистов. С 8 февраля 2009 г. вместо Закона «О печати» 1995 года действует Закон Республики Беларусь «О средствах массовой информации», который регулирует правоотношения в информационной сфере. Он разрабатывался с учетом законодательства и опыта стран СНГ, а также Германии, США, Великобритании, Австрии, Нидерландов, Швеции, Франции и, конечно же, богатой правоприменительной практики в данной области в нашей республике. Новый закон не допускает цензуры, обеспечивает конституционное право граждан на получение и распространение информации. При этом он впервые законодательно закрепляет принципы деятельности СМИ в Республике Беларусь, а именно: достоверность информации, законность, равенство, уважение прав и свобод человека, многообразие мнений, развитие национальной культуры, соблюдение профессиональной этики журналиста и общепринятых норм морали. Закон Республики Беларусь «О средствах массовой информации» не регулирует порядок регистрации и деятельности СМИ, которые распространяются через Интернет.

Указом Президента Республики Беларусь № 65 «О совершенствовании работы государственных органов, иных государственных организаций со средствами массовой информации» определен порядок предоставления государственными органами информации журналистам. Во всех государственных организациях введены должности пресс-секретарей или ответственных за работу со СМИ.

Постановлением Совета Министров № 1625

от 29.10.2008 создан Общественный координационный совет в сфере массовой информации. Это общественный институт, имеющий достаточно широкий спектр полномочий.

Президент Республики Беларусь 1 февраля 2010 г. подписал Указ № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет».

Документ направлен на защиту интересов граждан, общества и государства в информационной сфере, повышение качества и удешевление интернет-услуг, обеспечение дальнейшего развития национального сегмента сети Интернет.

Впервые в законодательном акте содержится ряд требований, призванных сделать информацию о государственных органах и иных государственных организациях более доступной. В этих целях Указом предусмотрена обязанность госорганов, иных государственных организаций и хозяйственных обществ с преобладающей долей государства в их уставных фондах размещать информацию о своей деятельности на официальных сайтах этих органов и организаций, обеспечивать их эффективное функционирование и систематическое обновление.

Пользователи сети Интернет смогут свободно и безвозмездно получать информацию о режиме работы государственного органа (иной организации), почтовом адресе, номерах телефонов его справочных служб, порядке работы с обращениями граждан и юридических лиц, об осуществляемых административных процедурах и др.

Указ содержит ряд положений, направленных на защиту авторских прав от «пиратства» в сети Интернет. Так, размещение в Интернете литературных, научных, музыкальных, фотографических, аудиовизуальных произведений, произведений изобразительного искусства, иных объектов авторского права и смежных прав, пользующихся правовой охраной на территории Республики Беларусь, должно осуществляться при условии соблюдения требований законодательства об авторском праве и смежных правах, в том числе с согласия их правообладателей. Информационные сообщения и (или) материалы средства массовой информации, распространяемые через сеть Интернет, должны будут иметь гиперссылку на первоисточник информации или на средство массовой информации, ранее разместившее эти информационные сообщения и (или) материалы.

Указом закрепляется обязанность субъектов хозяйствования, реализующих на территории Республики Беларусь товары (работы, услуги) с применением сети Интернет, с 1 июля 2010 г. осуществлять данную деятельность с использованием информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь.

В целях обеспечения безопасности граждан и государства с 1 июля 2010 г. поставщики интернет-услуг должны осуществлять идентификацию абонентских устройств пользователей интернет-услуг, вести учет и хранить сведения о таких устройствах и оказанных интернет-услугах.

Указ впервые регламентирует механизм ограничения доступа к информации по требованию пользователя интернет-услуг. Например, по запросу пользователя интернет-услуг поставщик обязан ограничить доступ принадлежащего этому пользователю абонентского устройства к информации, содержание которой направлено на распространение порнографических материалов, пропаганду насилия, жестокости и других деяний, запрещенных законодательством.

Указ вступил в силу с 1 июля 2010 г.

Таким образом, в современных условиях складывается новая белорусская журналистика.

В последние годы заметным фактором информационного рынка страны стали региональные издания. Достаточно сказать, что общий тираж областных, городских и районных газет почти равен тиражу изданий республиканских.

Можно констатировать, что белорусские СМИ выдержали испытание перестройкой, постперестроечным периодом. Сегодня СМИ Беларуси – это основанная на принципиально новых подходах информационной деятельности эффективная система формирования общественного мнения, обращенная к человеку, гражданину.

Об этом свидетельствует и то, что Беларусь стала площадкой для проведения авторитетных медиафорумов, собирающих журналистов со всех уголков страны и из других государств для обсуждения наиболее актуальных вопросов развития СМИ.

Глава Администрации Президента Республики Беларусь В. Макей подчеркнул, что, выдавая материалы в эфир, каждый журналист должен многократно взвесить все последствия своего выступления или публикации. «Важно, чтобы в круговороте крупных и мелких информационных поводов СМИ находили время оценить самих себя, возможность задуматься о своей истинной роли и вытекающих отсюда последствиях для государства и общества», – сказал он. «Если считать, что СМИ – это зеркало, то надо делать все, чтобы оно было чистым и незамутненным, а не кривым зеркалом бытия. Нельзя забывать, что СМИ не только отражают существующий мир, они во многом творят и изменяют его», – добавил В. Макей.



Главным информационным источником в Республике Беларусь является в настоящее время Национальная государственная телерадиокомпания, в состав которой входят три телевизионных канала: Первый, «ЛАД», международный спутниковый «Беларусь-ТВ», а также пять областных телерадиокомпаний.
Каталог: dfiles
dfiles -> Социально-психологические
dfiles -> Заместителю начальника отдела
dfiles -> Информационный материал
dfiles -> «2015 год Год молодежи. Реализация государственной молодежной политики в Минской области» Январь 2015 г
dfiles -> Футбольный фанатизм в Беларуссии: Фан-движение и субкультура футбольных фанатов
dfiles -> День белорусской письменности – символ почитания культурного и духовного наследия Беларуси
dfiles -> Изменение социального положения провинциальнойучительскойиепеллигенции в современных условиях


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница