Роль социальной мифологии в процессе



Скачать 55.78 Kb.
Дата25.05.2018
Размер55.78 Kb.

УДК 101.1:316

А.В. Ставицкий



РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ МИФОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ

СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО УКРАИНЫ
Stavitskiy A. V.

The Role of Social Mythology in the Social Forecasting Process

of Future of Ukraine
Людина: дух, душа, тiло. Матерiали Мiжнародноï науково-теоретичноï конференцiï. – Наукове видання. – Суми: «Собор», 2000. – С.132-134.
[c.132]

Каждое общество живет не только настоящим, но и будущим. Без будущего оно обречено. Оно дает ему надежду и перспективу. И чем более общество унижено и ущемлено, чем больше у него нерешенных проблем, чем более оно нуждается в кардинальных переменах, тем с большим вниманием и надеждой оно всматривается в будущее, пытаясь угадать, что ждет людей, и какая судьба общество ожидает.

Чтобы определиться в своих перспективах общество ставит перед собой определенные задачи, моделирует свое будущее и тем или иным способом пытается его осуществить. И хотя между моделью будущего и его реализацией всегда весьма существенная разница, в основе и того, и другого лежит то, что принято называть ментальностью, душой народа, присущим ему общественным сознанием. Именно оно определяет ритм и характер развития, образ жизни, восприятия, мысли людей, характер и качество материальных желаний, духовных ценностей и национальных приоритетов.

Но что отражает общественное сознание? В чем проявляется ментальность общества, этноса, нации? Что характеризует душу народа, присущие ему ценности и приоритеты? Во всех этих случаях речь идет о мифах. Ведь если исходить из существенно-смыслового понимания мифа, он не есть вымысел, [c.133] фантазия, сказка или аллегория. Он есть личностно воспринимаемая и понимаемая реальность, "реально, вещественно и чувственно творимая действительность" [1, 235]. В мифах кроются глубинные основы социального поведения, мировосприятия, мировоззрения и миропреобразования. На них, в той или иной степени строятся традиции, образ жизни и мышления, ментальность, господствующие в обществе идеи и приоритеты. Осуществляя в обществе роль своеобразного "подсознания", являясь отражением души в человеке и Бога - в его душе, мифы обеспечивают успешный поиск "правильных" ответов: ясных, простых, понятных, желанных и ожидаемых, и этим выполняют своеобразный социальный заказ. Так господствующие в обществе мифы "подсказывают" обществу "образ" будущего, соответствующий его социальным ожиданиям. Более того, они не только формируют представления людей о перспективах общества и страны, но и, в конечном счете, определяют каким будет это будущее, став настоящим, насколько оно будет отличаться от той модели, которую массы себе вообразили. Отсюда следует, что определить, какими мифами живет общество, значит ответить, какое будущее его ждет.

Исходя из этого, можно утверждать, что общества и государства, не верящие в свое историческое предназначение, не культивирующие свои, основанные на традиционных ценностях и идеалах мифы, не имеют будущего. А потому способность общества к социальному мифотворчеству является непременным условием его готовности к пассионарному рывку. Об этом следует, видимо, помнить при анализе современной социально-политической ситуации в Украине. И характеристика современного положения в ней как эпохи разочарований и потери иллюзий свидетельствует, что господствующие в стране учения, теории, идеи не выполняют роли мобилизующих общество идеалов.

Начавшийся с "перестройкой" процесс "демифологизации" с крушением советской империи еще более усилился. В начале 90-х казалось, что он заставил людей повернуться лицом к реальности и перестать жить иллюзиями. Но на деле получилась простая смена вывесок и названий. Мифологическая сущность социальной и политической реальности осталась неизменной.

По сути, в период последнего социального перелома произошла смена или, точнее, корректировка мифосистем, в ходе которой общество начало вырабатывать, выдвигать и брать на вооружение новые, соответствующие историческим обстоятельствам и социальным ожиданиям, мифы. "Изгнав всякую "мистику" высшего целеполагания, - пишет известный российский философ и политолог А.С. Панарин, - они [экспериментаторы - А.С.] хотели сделать историю целиком прозрачной для эмпирически-прагматического сознания, испытывающего давнее отвращение к скрытым "сущностям"... На деле история становится все менее предсказуемой" [2, с.75].

Новые идеологические (мифологические) конструкции неизбежно заполняют пустоту, образовавшуюся в результате разочарования масс в политике прежней власти. При этом они исходили из того, что мы жили "не правильно" и потребовала изменения всего, что ей мешало. Старые мифы надо было развенчать и уничтожить, но новая иерархия идей, ценностей, приоритетов требовала их обязательной мифологизации, в которой отрицание мифа было одним из способов мифотворчества и мифовосприятия. Более того, выяснилось, что психологические потребности общества в мифотворчестве столь сильны, что любые попытки в этом ему воспрепятствовать не только обречены на провал, но и способны лишить доверия любого, кто их предпримет. Точнее, мифотворчество в обществе не прекращается никогда, но вопрос в том, насколько оно соответствует желаниям масс.

Особую роль в нацеленном на будущее мифотворчестве играет характер "прочтения" исторического прошлого страны. И поскольку социальные системы не обладают пластичностью биологических, социокультурные нормы и традиции, которыми люди в обществе руководствуются, нередко бывают жесткими и неизменными, несмотря на изменчивость условий жизни. Возможно, это объясняется характером и ограниченностью человеческого разума, который, противостоя богатству и разнообразности бытия, цепляется за заученные и проверенные, привычные для него формы. "Жажда стабильности совершенно естественна. [c.134] Перемена пугает, незапланированная перемена деморализует. Чтобы закон ускорения не вырвал мир из-под контроля, общество должно дорожить своими связями с прошлым. Вот почему даже в наш стремительный век сохраняется так много от старого", - писал известный американский историк А. Шлезингер - младший [3,10].

Прошлому свойственно закидывать в будущее действительные, но чаще воображаемые, приманки, на которые общество нацелено почти рефлекторно. С помощью мифов прошлое проецируется на будущее, и тогда история обретает смысловую цельность, позволяющую подчинить все некой исторической задаче и "увидеть" будущую перспективу. В связи с этим уместен вопрос, утеряна ли в нашем обществе способность формировать мобилизующие его идеалы? Где найти те идеи, которые смогут выполнять роль мобилизующих факторов и вновь скрепят духовно население страны? Сохранение идеологии, тяготеющей к тоталитаризму и построенной на риторике борьбы, не дает ответа. Когда политика воспринимается как столкновение разных идеалов, нравственных ценностей, Добра и Зла, а не разных, не совпадающих интересов, терпимость, консенсус и плюрализм в обществе практически исключены. В сочетании с полной ценностной безоружностью перед теми, кто более нас преуспел на пути прогресса, и растущим противоречием между социальными ожиданиями и реальностью, эта тенденция становится социально опасной, делая ситуацию в обществе все более критической и социально непредсказуемой. История никогда не оправдывает наших ожиданий, но в данном случае, подчеркнем, опасна не столько данность, сколько тенденция, в результате которой раздел Советского Союза стал лишь способом передела собственности и власти. Великую идею подменил "великий передел", обернувшийся для Украины "агонией победы". А власть, как и прежде, умеет не складывать и умножать, а только делить и отнимать. И тогда идея нации, связанной своим прошлым, начинает заслонять ей будущее, так как готовность людей поддержать миф, обещающий блага мира, не беспредельна.



Подводя итог вышесказанному, отметим, что мифы можно определить как образ реальности, принимаемой за реальность; естественную и необходимую, неотъемлемую часть социальной действительности, способствующую выживанию общества, дающую ему информацию о его собственном состоянии, его развитии в прошлом, будущем и настоящем. С их помощью общество формирует и корректирует настоящее и моделирует будущее. Вот почему в мифах следует видеть не только ложные предрассудки, но и жизненные резервы, истоки выживания, причины побед народов, их страданий и бед. Сам же характер мифотворчества свидетельствует не только о явных и скрытых желаниях и надеждах общества, но и том, что оно собирается в ближайшем будущем предпринять, какие идеи приведут массы в движение и какие лидеры их за собой поведут.
Библиография

  1. Лосев А. Ф. Диалектика мифа. - Лосев А.Ф. Самое само: Сочинения. - М., 1999. - 1024 с.

  2. Панарин А.С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в ХХI веке. - М., 1998. - 392 с.

  3. Шлезингер-мл. А. Циклы американской истории. - М., 1992, 686с.

Каталог: media -> publications -> articles
articles -> Содержание история зарубежной философии
articles -> Язык (под которым мы имеем в виду абстрактный «естественный язык», конкретизацию которого можно найти в любом из национальных языков) является существенным элементом любой культуры и как таковой интегрирован в общий процесс жизни человека
articles -> Основные функции культуры и лингвокультуры
articles -> Философия жизни в русской рукописной литературе XVIII века
articles -> Социальный капитал малых сообществ: опыт зарубежных стран
articles -> Категория собственности и экономическая теория
articles -> Онтологическое прочтение гносеологических бинарных оппозиций
articles -> Ставицкий А. В. Наука и миф: некоторые проблемы взаимоотношения
articles -> Образовательная политика российской империи в отношении школ национальных окраин
articles -> Становление и теоретические основания инструментального подхода в юриспруденции


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница