Роль морали и традиций в формировании этики



Скачать 436.6 Kb.
Pdf просмотр
страница1/2
Дата31.12.2017
Размер436.6 Kb.
  1   2


УДК 17.023
РОЛЬ МОРАЛИ И ТРАДИЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТИКИ
СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА (ПО КНИГЕ Ф.А. ФОН ХАЙЕКА «ПАГУБНАЯ
САМОНАДЕЯНОСТЬ: ОШИБКИ СОЦИАЛИЗМА»
Сорокина Е. Д.
Научный руководитель - старший преподаватель Чуракова С.В.,
ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»
г. Красноярск
Ф.А. Хайек – один из представителей и наиболее крупная фигура неоавстрий- ской школы экономики, один из самых ярких защитников концепции свободного рынка и невмешательства государства в экономику, критик социализма, коммунизма, этатиз- ма и тоталитаризма. Работы Хайека посвящены торговому циклу, денежному обраще- нию, ценообразованию и др. Хайек – создатель теорий «спонтанного порядка» и «пра- вил верного поведения».
В работе «Пагубная самонадеянность: ошибки социализма» как бы сплелись все три вида научной активности Ф.А. Хайека: его философских поисков, экономического анализа и политологического подхода - в аргументации за тотальное отвержение со- циализма. Кроме того, текст данной книги свидетельствует о том, насколько глубоко пронизывают философские идеи работы самых искушенных экономистов.
В данной книге автор пишет о двух идеологиях (капитализме и социализме), выступая против последнего. В рамках этих двух понятий он раскрывает две категории, соответствующие этим идеологиям: «порядок малой группы» и «расширенный поря- док».
Малая группа развивалась благодаря природным инстинктам, которыми облада- ли еще первобытные люди, когда жили в небольших кочующих отрядах или стадах.
Члены малой группы обладают сходными привычками, знаниями и представлениями о своих возможностях. Поэтому членами этих групп выбирался вожак, который руково- дил действиями членов малой группы и которому подчинялись все остальные. Дея- тельность членов таких групп координировалась инстинктами солидарности и альтру- изма, которые действовали внутри своей группы. Члены этих групп не были одиночка- ми, они могли вести только коллективный образ жизни: оставшись в одиночестве, че- ловек погибал. Отсюда берет истоки один из основных принципов социализма – кол- лективизм. Также еще одной отличительной чертой социализма является сотрудниче- ство, представители которого утверждают, что сотрудничество и солидарность, кото- рые предполагают большую степень согласия по поводу целей и средств их достиже- ния, являются более адекватными, чем конкуренция, присущая рынку, которая является процедурой открытия и узнавания чего – то нового. Однако в наше нынешнее время, посредством естественного отбора, именно приспособление к новым условиям, гиб- кость является основным фактором успеха в борьбе за выживание, чему и способствует конкуренция.
Поэтому-то автор и выступает за «расширенный порядок», т.е. за капитализм, за рынок.
Если поведение индивида направляется исключительно предполагаемыми бла- гоприятными последствиями для других конкретных лиц, то этого не достаточно для расширенного порядка. На самом деле нормы морали, присущие рынку, заставляют нас приносить благо другим, но не вследствие нашего открытого намерения приносить добро другим, а просто вынуждая нас так действовать, что обеспечивает этот эффект.
Мы что – то производим, продаем, чтобы обеспечить себя средствами для выживания,




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница