Роль и функции новостных заголовков в современной немецкоязычной прессе



Скачать 307.02 Kb.
страница1/6
Дата02.07.2018
Размер307.02 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4   5   6

На правах рукописи


Пешкова Юлия Валерьевна

Роль и функции новостных заголовков в современной немецкоязычной прессе

Специальность 10.02.04 – германские языки

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Москва – 2012

Работа выполнена на кафедре лингвистики и информационных технологий факультета иностранных языков и регионоведения Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент

Горбачевская Светлана Ивановна

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Добросклонская Татьяна Георгиевна
кандидат филологических наук

Степанова Мария Алексеевна

Ведущая организация: Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова

Защита состоится «___» __________ г. в ____ часов на заседании диссертационного совета Д 501.001.04 при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова

Адрес: 119192, Москва, Ломоносовский пр., 31, корп. 1, факультет иностранных языков и регионоведения, ауд. _________

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке МГУ.

Автореферат разослан «___» __________г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Маринина Е.В.

Современный мир переживает период «информационного взрыва», что неотъемлемо связано с развитием средств массовой информации (СМИ) и их тесной взаимосвязи с Интернет-технологиями. Если в середине ХХ века основным «рупором эпохи» являлась газета, то на сегодняшний день эту роль зачастую выполняет Интернет. Деятели культуры, политики часто пишут свои комментарии на злобу дня не в редакции газет, а обращаются к форумам, социальным сетям и другим виртуальным способам человеческой коммуникации, позволяющим быстро и просто передать информацию самой широкой аудитории. Подобное изменение коммуникации как таковой не могло не затронуть и традиционные СМИ. Все большее число газет и журналов создают Интернет-версии своих изданий.

Быстрый темп жизни требует от СМИ большей информативности, оперативности, наглядности, что способствует расширению роли текстов информационных жанров, в первую очередь, новостных текстов. В условиях цейтнота современный человек не всегда успевает читать всю прессу и поэтому, прежде всего, обращает внимание на заголовки и подзаголовки газетных статей. Заголовки современных СМИ, в свою очередь, должны привлечь внимание читателя к публикации, заинтересовать его и вызвать у него желание продолжить чтение.

Структура заголовка газетного текста отличается лаконичностью, в заголовке, как правило, обобщается самое главное из того, о чём говорится в тексте. Заголовок – квинтэссенция текста. Особенности языка, а также основные функции заголовков во многом зависят от вышеуказанных факторов. Изучение новостных заголовков, т.е заголовков новостных статей, как ключевого элемента новостной информации обусловило актуальность темы данного диссертационного исследования, поскольку еще не было подобных исследований как на материале российской, так и на материале зарубежной прессы.



Научная новизна работы заключается в комплексном подходе к анализу новостных заголовков немецкоязычной качественной прессы.

Цель работы состоит в определении роли, которую играют новостные заголовки в современных СМИ, и подробной характеристике структурных и функциональных особенностей новостных заголовков немецкоязычной качественной прессы. Данная цель предполагает решение следующих исследовательских задач:

  • описать жанровые черты немецкоязычных новостных текстов;

  • выделить структурные особенности и классифицировать заголовки новостных текстов качественной немецкоязычной прессы;

  • описать и классифицировать функции заголовков новостных текстов качественной немецкоязычной прессы;

  • дать стилистическую характеристику заголовков новостных немецкоязычных текстов;

  • установить особенности взаимосвязи заголовка и новостного текста.

В качестве практического материала исследования использовались тексты немецкоязычных печатных средств массовой информации, опубликованные с 2006 по 2011 гг., а также тексты, взятые из Интернет-версий печатных изданий за 2008-2011 гг. (всего проанализировано более 1000 статей). Среди немецкоязычных газет указанного периода в качестве источников были выбраны газеты «Die Welt» и «Die Süddeutsche Zeitung», представляющие качественную прессу и ориентированные на образованного и информированного читателя, а также Интернет-версии этих газет. Выбор данных изданий обусловлен, прежде всего, их тиражом. Так, тираж ежедневной новостной газеты «Die Welt», выпускаемой издательством Axel Springer с 1946 г., превышает 250 тыс. экземпляров. Анализ рынка Интернет-рекламы, проведенный немецким Объединением Исследователей Интернет-рынка (AGOF) в марте-январе 2011 г. свидетельствует о том, что месячная аудитория сайта Welt.de составляет более 7 млн. пользователей. Тираж газеты «Die Süddeutsche Zeitung», крупнейшей ежедневной газеты Германии, составляет более 440 тыс. экземпляров. Тематика анализируемых статей нами не ограничивалась, однако следует подчеркнуть, что большая часть материалов освещает политические и культурные события.

Научно-методическую основу работы составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области лингвистики и стилистики текста (Брандес 2011; Богуславская 2008; Васильева 1982; Гальперин 2009; Дейк 1989; Добросклонская 2005; Кожина 1983; Костомаров 1971; Наер 2006; Розенталь 1981; Солганик 1991; Тураева 2009; Чернявская 2009; Agricola 1979; Beaugrande, Dressler 1981; Fix 2003; Fleischer 1993; Sandig 1978), в области анализа структурных особенностей текста (Арнольд 1998; Богуславская 1999; Вахтель, Муртада 2002; Винокур 1970; Вомперский 1966; Гавришина 1988; Корытная 1993; Лазарева 1989; Молодыченко 2008; Покровская 2003; Попов 1966; Hellwig 1984; Rosenbauer 1998), а также в области журналистики (Аникина 2009; Ахмадулин 2008; Вартанова 2010; Володина 2003; Засурский 2007; Прохоров 2005; Чернышова 2009; McCombs 1986).

Объектом исследования являются заголовки новостных газетных текстов немецкоязычной качественной прессы.

Предметом исследования являются структурные и функционально-стилистические особенности новостных заголовков.

Теоретическая значимость данной работы состоит в разработке методического инструментария для анализа новостных заголовков современной немецкоязычной прессы – классификации их структурных особенностей и выявлении основных функций.

Практическую ценность исследования можно связать с возможностью дальнейшего использования его результатов в курсе лингвистики и стилистики текста и практических занятиях по немецкому языку.

В работе применялись следующие методы исследования:



  • метод сплошной выборки анализируемого практического материала;

  • метод количественного анализа;

  • метод контекстуального и компонентного анализа;

  • метод стилистического и дискурсивного анализа.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Новостные тексты формируют ядро современной прессы, они связаны с основной функцией журналистики – максимально объективным, своевременным и кратким изложением материала. Характерными чертами новостных текстов немецкоязычной прессы являются: фиксированный объем, жесткая иерархическая структура (заголовок, подзаголовок, вводный абзац, остальной текст), клишированность языкового оформления.

2. Глобализация современных мировых процессов и развитие информационных технологий привели к изменениям в отношениях между читателем и прессой и к заметному увеличению роли заголовка как важного компонента текста, влияющего на его прочтение и понимание. В Интернет-версиях немецкоязычных газет новостные тексты приобретают новые черты и качества, такие как визуальность, интерактивность, доступность, оперативность, и становятся звеном гипертекста, однако этот факт не влияет на роль заголовка, т.е. взаимоотношение заголовка и текста, и не меняет ни структуру, ни функции заголовка как инструмента анализа и воздействия.

3. Основными структурными типами новостных заголовков немецкоязычной прессы являются следующие: заголовки-двусоставные предложения, заголовки-вопросы, эллиптические заголовки и номинативные заголовки. Они отличаются друг о друга по способу подачи информации.

4. Новостные заголовки качественной немецкоязычной прессы – это полифункциональные единицы. Наиболее типичными для них являются номинативная, графически-выделительная, информативная, рекламно-прагматическая и прогностическая функции. Новостные заголовки отличаются незначительным использованием стилистических приемов. Чаще всего используются приемы метонимии и олицетворения.

5. Заголовок в новостном тексте – это часть целого, содержащая в себе основные элементы смысловой структуры текста. Характерными с этой точки зрения для новостных текстов являются заголовки-цитаты и заголовки-резюме.



Апробация работы: Результаты исследования отражены в 16 публикациях и 8 выступлениях на российских и международных конференциях: «Ломоносов-2008»; «Ломоносов-2009»; «Активные процессы во всех типах дискурсов: политический, медийный, рекламный дискурсы и интернет-коммуникация»; Вторых Ярославских лингвистических чтениях «Язык и мысль: традиции и новые парадигмы»; Международной конференции, посвященной столетию со дня рождения В.Г. Адмони; «Коммуникация и язык в социально-культурном пространстве»; 13-ой международной конференции «Россия и Запад: диалог культур»; 4-ой международной конференции «Информационно-коммуникационные технологии в лингвистике, лингводидактике и межкультурной коммуникации»; 12. Kongress der Internationalen Vereinigung für Germanistik unter dem Leitthema Vielheit und Einheit der Germanistik weltweit. По теме работы заслушивались выступления на заседания кафедры лингвистики и информационных технологий ФИЯР МГУ имени М.В. Ломоносова в 2009-2011 гг.
Достоверность и обоснованность основных результатов и выводов исследования обеспечивается опорой на современные и традиционные подходы к структурному и лингвостилистическому анализу текста, а также объемом проанализированного материала (более 1000 заголовков).
Структура работы определена поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Во Введении обосновывается выбор и актуальность темы исследования, формулируется научная новизна, основная гипотеза, теоретическая и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, а также приводятся положения, выносимые на защиту.

В Первой главе «Особенности текстов современной прессы» рассматриваются основные функции современных СМИ, описываются основные характеристики новостных текстов, выделяются структурные и функциональные особенности заголовков газетных текстов.

Во Второй главе «Основные параметры заголовков немецкоязычных новостных текстов» рассматриваются особенности немецкоязычных новостных текстов, анализируются структурные типы и основные функции заголовков, характеризуются стилистические приемы в заглавиях, а также приводятся аспекты взаимоотношения заголовка с основным текстом. Результаты исследования обобщаются в диаграммах.

В Заключении подводятся итоги проведенного исследования. В Приложении даются примеры новостных статей в Интернет-версиях и печатных версиях немецкоязычных газет.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Каталог: research -> avtoreferats
avtoreferats -> Феномен творческой личности в процессе становления национальной идентичности канады
avtoreferats -> Формирование образа «новой» россии в общественном сознании великобритании в начале 1990-х гг.
avtoreferats -> Контрастивный подход к описанию национально-культурной символики России и Китая в контексте межкультурной коммуникации
avtoreferats -> Испанское влияние на русскую культуру в XIX веке
avtoreferats -> Серенков Юрий Сергеевич
avtoreferats -> Проблема теодицеи в книге иова и культуре нового времени
avtoreferats -> Показатели идентичности в региональной культуре франции
avtoreferats -> Доминанты национальной идентичности итальянцев


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница