Ридер для семинарских занятий Читаем тексты Задание 1



страница1/11
Дата04.05.2018
Размер0.7 Mb.
ТипСеминар
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Я.Э. Ахапкина

Русский язык и культура речи:

Критическое чтение как подготовка к академическому письму

для направления 010400.62 «Прикладная математика» подготовки бакалавра


Ридер для семинарских занятий

Читаем тексты
Задание 1. Прочитайте, пожалуйста, фрагмент пролога к книге нью-йоркского финансиста Нассима Талеба. Сформулируйте основной тезис автора в одном предложении и запишите. Какие нюансы мысли при этом потерялись? Выпишите в столбик ключевые слова, по которым Вы сможете восстановить этот текст. Какие из них не попали в первую формулировку основного тезиса?

Почему текст именно так разделен на абзацы? Можно ли разграничить иначе? Вы бы объединили несколько абзацев в один? Хотите ли Вы разделить абзацы более дробно? Объясните возможные решения.

Для чего нужна история о черном лебеде и почему с нее все начинается? Прокомментируйте композицию отрывка: чем предваряется определение основного понятия, как строится толкование, какие соображения высказываются попутно и зачем они нужны после главного определения.
Нассим Николас Талеб
Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости. Фрагмент пролога
До открытия Австралии жители Старого Света были убеждены, что все лебеди – белые. Их непоколебимая уверенность вполне подтверждалась опытом. Встреча с первым черным лебедем, должно быть, сильно удивила орнитологов, но история эта важна по другой причине. Она показывает, в каких жестких границах наблюдений или опыта происходит наше обучение и как относительны наши познания. Одно-единственное наблюдение может перечеркнуть давным-давно выведенную аксиому, справедливую на протяжении нескольких тысячелетий, пока люди любовались только белыми лебедями. Для ее опровержения хватило одной (причем, говорят, довольно уродливой) черной птицы.

Мне хотелось бы приложить эти философские рассуждение к нашей повседневной жизни. То, что я называю Черным лебедем (с прописной буквы), – это событие, обладающее следующими тремя характеристиками.

Во-первых, оно неожиданно, потому что ничто в прошлом его не предвещало. Настолько неожиданно, что его можно назвать аномальным. Во-вторых, его воздействие очень сильно. В-третьих, хотя оно и абсолютно неожиданно, человеческая природа заставляет нас придумывать объяснения случившемуся после того, как оно случилось, представляя событие, сначала воспринятое как сюрприз, объяснимым и предсказуемым.

Итак, три признака: исключительность, сила воздействия, ретроспективная «предсказуемость». Эти редкие Чёрные Лебеди объясняют почти все, что происходит на свете: от успеха идей и религий до смены исторических событий и нашей личной жизни. С тех пор как мы вышли из плейстоцена – примерно десять тысяч лет назад, – роль Черных лебедей значительно возросла. Особенно интенсивный ее рост пришелся на время промышленной революции, когда мир начал усложняться, а повседневная жизнь – та, о которой мы думаем, говорим, которую стараемся планировать, основываясь на вычитанных из газет новостях, – сошла с наезженной колеи.

Подумайте, как мало помогли бы вам ваши знания о мире, если бы перед войной 1914 года вы вдруг захотели представить себе дальнейший ход истории. (Вот только не надо пытаться вспомнить объяснения, которые вложила в вашу голову Марь Ванна, учитель истории средней школы номер 117.) Кто мог знать о том, что Гитлер придет к власти и развяжет мировую войну? А стремительный распад СССР? А вспышка мусульманского фундаментализма? А распространение интернета? А крах рынка в 1987 году (и уж совсем неожиданное возрождение)? Мода, эпидемии, привычки, идеи, возникновение художественных жанров и школ – все следует «чернолебяжьей» динамике. Буквально все, что имеет хоть какую-то значимость.

Мы слепы по отношению к случайности, особенно крупномасштабной.


Напишите, пожалуйста, краткое резюме этого фрагмента, предназначенное для интересующегося экономикой непрофессионала. Ваше резюме должно проинформировать потенциального читателя, чего ему стоит ожидать от автора.

Перепишите, пожалуйста, этот текст, соблюдая следующие ограничения: 1) перестроив все сложные предложения в простые; 2) не используя обособленных оборотов; 3) избегая причастий и деепричастий. Что меняется при такой правке?

Подберите, пожалуйста, синонимы и антонимы к тем словам, которые это допускают. В каких случаях замена слова синонимом в предложенном контексте оказывается невозможной и почему?

Определите стиль и жанр приведенного отрывка. Какие элементы определяют стилистическую и жанровую принадлежность этого фрагмента?



Каталог: data -> 2014
2014 -> Программа «Измерения в психологии и образовании»
2014 -> Программа дисциплины «Карл Маркс как социолог: текстуальный анализ \"Капитала\"»
2014 -> Актуальность
2014 -> Программа дисциплины философия для направления
2014 -> [Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой]
2014 -> Растущая конкуренция в современном мире заставляет страны и регионы пересматривать их подход к экономическому развитию. Сегодня региональные власти ищут новые способы создания и развития инновационных компаний
2014 -> План курса лекций проф. Д. И. Дубровского «проблема сознания в философии и науке» для студентов философского факультета Высшей Школы Экономики
2014 -> Программа дисциплины Современная демографическая ситуация 
2014 -> Программа дисциплины «Социология труда и занятости»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница