Религиозность российской молодежи как социальный феномен



страница1/2
Дата24.01.2018
Размер69.5 Kb.
  1   2

РЕЛИГИОЗНОСТЬ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

Подмарева Р.Р.

ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»

Оренбург

Для духовной сферы российского общества религия – такой фактор, который был решающим во многих исторических событиях страны. Примеры массового религиозного «обращения» мы наблюдаем в группах населения разных возрастов и профессий, но особенно оно заметно среди молодежи. Изучение религиозности молодежи необходимо в наши дни, ведь именно молодежь по своей социальной природе представляет «голографическое» отражение всех противоречий и возможностей социально-исторической и культурной динамики общества в рамках определенного масштаба социальной реальности именно молодежь выбирает траекторию исторического движения общества.

Среди активных исследователей религиозности молодежи в России следует назвать Л.К. Андрееву и Л.А. Андрееву [1], Д.А. Узланера [2],
Е.И. Уфимцеву [3].

Выбранные молодежью социальные и духовные ориентиры и ценности во многом определяют будущее экономическое и социально-политическое развитие общества. Поэтому необходимо понять, что для молодых людей сегодня является важным, каковы их жизненные ценности, а неотъемлемой частью в этой структуре ценностей являются религиозные взгляды.

Целью работы является определить место религии в системе ценностей современной российской молодежи.

Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие задачи:



молодежи.

Теоретико-методологическую основу работы составляют, прежде всего, идеи и концепции, содержащиеся в работах по социологии религии и религиоведению; труды, анализирующие проблемы взаимодействия молодежи и религии, а так же эмпирические исследования на тему религиозности российской молодежи и связи современного молодого поколения и религии.

Молодежь является наиболее уязвимой на предмет чуждого влияния. Особенно молодые люди являются беззащитными перед навязчивыми идеологическими атаками со стороны субъектов религиозного экстремизма и терроризма. Как правило, в борьбе за справедливость и добро молодые люди идут на очевидные крайности.

Сегодня в обществе очевиден характер происходящих процессов в межнациональных отношениях [4], на фоне чего возрастает роль


этно-конфессиональных и религиозных идентичностей. Кроме того, можно наблюдать противоречивую тенденцию: с одной стороны, это увеличивающиеся популярность религии в молодежной среде, увеличение ее роли и влияния религиозных институтов, с другой - развертывание процессов секуляризации и глобализации, утверждение в сознании людей в качестве глубинных мотивов жизнедеятельности светских ценностей и идей.

Социологи различных регионов России проводят исследования, в основном, на примере студенческой молодежи определенного высшего учебного заведения, либо на представителях конкретных районов и областей страны. Результаты таких исследований носят достаточно разноаспектный характер, и это объяснимо, так как особенностью исследования уровня религиозности является то, что установленного общего подхода нет. Фактически каждый новый автор, выбирающий данную тему, создает свой индивидуальный подход.

Если сравнивать результаты многочисленных исследований, наблюдается некая их противоречивость, однако некоторые точки соприкосновения присутствуют [5,6,7,8].

В результате рассмотрения некоторых социологических исследований можно сделать вывод о том, что религия в системе ценностей современной российской молодежи занимает одну из важнейших позиций. Однако религиозность молодого поколения имеет специфический характер, что и отмечают множество исследователей. В каждом регионе России есть свои особенности, но анализируя их, можно сформировать некоторые общие черты:



  • современная молодежь зачастую затрудняется назвать конкретную религиозную направленность своей веры;

  • религиозность студенчества в большинстве своем носит внеконфессиональный характер, то есть соблюдение канонов и обычаев своей религии у них отходит на второй план;

  • многие молодые люди придерживаются той или иной конфессии, потому что не хотят нарушать семейные традиции, но не из–за собственного осознанного выбора.

Действительно, в большей части исследований отмечается высокий уровень религиозности, но «природа» такой религиозности существенно отличается от классического понимания. Отношение современного поколения к проведению религиозных обрядов, чтению религиозной литературы и посещению богослужений остается на низком уровне, молодежь относится к этому равнодушно. Современная «мода» на религию объясняется, прежде всего, тем, что в религии молодежь находит противоядие, способное сохранить, укрепить и расширить человеческую солидарность, что подчеркивает мысль о том, что место религии в системе ценностей молодежи занимает достойное место, на одном уровне с семьей и морально-нравственными установками. Особенность только в том – что такая религиозность носит противоречивый характер, в связи с весомым влиянием современной модернизации и секуляризации современного общества.

В сегодняшнем динамичном, быстроменяющемся мире социальные группы подвержены влиянию со стороны различных факторов. Особенно это касается такой группы, как молодежь. Ведь молодые люди находятся только в начале своего жизненного пути и нуждаются в ориентирах, которыми и выступают ценности. Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру.

Современная молодежь существует в условиях мировоззренческого плюрализма, конфессионального многообразия, что во многом определяет сегодняшнюю религиозную ситуацию, основные контуры которой начали формироваться еще в 1990-х гг. В это время кардинальным образом стала меняться вся социальная система страны, отношение к религии как социальному институту в корне изменилось со стороны государства и общества. 

Вследствие трансформаций современных отношений государства и различных конфессий исследователи отмечают «лавинообразный рост интереса молодежи к религии и оккультизму» в 1990-х гг. и «сохранение тенденции к «омоложению» религиозности в 2000-е гг.» [9,10]. Изучение современной религиозной ситуации в российском обществе и рассмотрение ее в динамичном развитии общества позволяет определить, насколько положение в данной сфере изменилось к началу второго десятилетия XXI в., в какой мере оказались оправданными заявления о религиозном ренессансе в России вообще и о приверженности к религии российской молодежи.

Анализ различных социологических исследований показал, что религиозное сознание российской молодежи на данный момент представляет собой неустойчивую систему взглядов и идеалов. Тем не менее, за последние 10-15 лет динамика религиозного сознания современного поколения России имеет тенденцию роста религиозности, в связи с возрождением пропаганды религиозных и нравственных норм морали. Религия, как сложный феномен для общества, стала приобретать свойства «моды» и популярности среди молодежи; при этом среди молодых индивидов отсутствует стремление к воцерковленности и соблюдению традиций и обычаев своей конфессии. Сравнительный анализ исследований начала и второго десятилетия XXI века показывает, что общий уровень религиозности российской молодежи вырос, но качество взвешенного религиозного сознания находится на этапе становления и утверждения. Религиозность российской молодежи и его сознание по-прежнему носит внеконфессиональный характер и это объяснимо, ведь современные процессы модернизации и секуляризации оказывают быстрое, мощнейшее влияние на общество так, что его члены не всегда успевают реагировать на подобные социальные и социально-экономические деформации.

Молодое поколение в поисках своей социальной и религиозной идентичности, зачастую часто меняют свои ориентиры, пробуя различные способы поведения и общения. В частности, молодежь в современных условиях многообразия выбора подвержены влиянию религиозных общностей и организаций. Примерами таких религиозных организаций могут быть как официальные представительства конфессий, так и незаконные религиозные организации, например, такие как секты. Лидеры таких объединений стараются воздействовать на идейно не сформировавшуюся часть общества, надеясь обрести в ней базу будущего идеального (по их представлениям) человечества, а молодые люди в свою очередь активно приходят в эти организации за поиском смысла жизни, самоопределением и новыми возможностями и знакомствами. В ходе этих процессов осуществляется взаимодействие отдельных представителей молодого поколения. Часто многие из них складываются в группы и начинают пропагандировать свои идеи. К сожалению, подобного рода объединения в основном преследуют материальные цели и деятельность их приводит к негативным последствиям [11]. В таких сектах формируются психологически-неустойчивые личности, происходит полное личностное разрушение, что приводит к невосполнимым потерям молодых адептов сект и их семей. Молодые люди с помощью таких религиозных общностей взаимодействуют друг с другом не только в духовном аспекте, но и в социальном и на данном этапе конфессиональные и, к сожалению, деструктивные организации могут служить каналом социализации молодых индивидов. Некоторые ученые в этой связи изучают деструктивные формы социализации молодежи в нетрадиционных религиозных организациях и сектах.

А.В. Кузьмин, изучая данную тему, утверждает, что процесс вхождения молодого индивида в секту уже является одним из этапов его социализации [12]. Вероучительные основы той или иной секты формируют в сознании молодого индивида отчуждение к основополагающим ценностям человека, а в частности, к семье. Все это приводит к разрушению личностного и социального благополучия индивида, формируют в нем искаженные представления о социальных отношениях. 

Проявлением активизации роли религии в положительном русле, в сравнении с предыдущим примером, в жизни молодежного российского социума на рубеже XX-XXI вв., можно считать возрастание масштабов религиозного образования, проникновение различных конфессий, прежде всего – православия, в светские учебные заведения. Религиозному образованию как деятельности по трансляции специфического вида знания всегда уделялось особое внимание представителями различных конфессий. В настоящее время руководители различных религиозных организаций проводят и постоянные и разовые лекции в учреждениях светского образования. В процессе такого обучения молодое поколение взаимодействует на уровне формирования духовно-нравственных установок. Развитие религиозного образования преследует так же воспитательные цели. А точнее, воспитание у молодого поколения культуры межконфессиональных отношений. Россия – это поли конфессиональное государство, поэтому такие проблемы имеют актуальный характер, особенно для молодежи. В процессе получения знания о основах различных мировых религий молодое поколение развивает в себе уважение к представителям других конфессий среди своих сверстников. Социальное взаимодействие в рамках религиозно-образовательных процессов носит исключительно положительный характер и приводит по итогу к формированию правильных духовных представлений об отношениях и нравственном поведении у молодого поколения.

Следует отметить, что в настоящее время правительство принимает активное участие в возрождении религиозного образования. Примечательно то, что религиозное образование ни в коей мере не является обязательным, молодым индивидам предоставляется выбор. Сохранение нравственности в обществе, духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание – это одна из областей, где религиозные организации и государство сотрудничают на основании того, что религия во все времена была и носителем, и оформителем общечеловеческих ценностей. Конечно, нельзя ставить знак равенства между нравственностью и религиозным мировоззрением, последнее не панацея от безнравственности, но традиционная роль религии как носителя нравственных ценностей должна учитываться [13]. К основным направлениям деятельности государственных учреждений с молодежью относятся:


  • развитие православных молодежных организаций;

  • проведение обучающих семинаров по вопросам организации молодежного служения;

  • создание и развитие православных молодежных досуговых, тематических клубов и групп с целью создания здоровой молодежной среды общения;

  • проведение аналитической работы и создание информационного поля

для пропаганды православного молодежного движения в обществе.

Все эти факторы способствуют развитию социальных связей молодежи в религиозной среде, и, безусловно, формированию нравственной культуры в среди молодого поколения.

Религия, будучи одной из важнейших подсистем общества, имеет многообразную структуру связей и отношений, а, следовательно, всегда тесно взаимодействует со всеми остальными системами общества. Она в той или иной мере является фактором конкретных общественных процессов и формирования различных социальных связей внутри общества. Формируя плотные социальные связи среди молодого поколения, религия выступает как форма социального взаимодействия молодежи, и в то же время является для молодого поколения одним из важнейших каналов социализации. Все это говорит о том, что религия как социальный институт является мощнейшим фактором консолидации общества. Следует отметить, что в данном аспекте религиозная сфера носит как положительный, так и отрицательный характер, что проявляется в развитии радикальных и деструктивных организаций. Тем не менее, молодое поколение, формируя социальные связи в религиозной среде, находит там идеалы, ценности, нравственную атмосферу, что, безусловно, сказывается на определении духовно-нравственных ориентаций российской молодежи в целом.

Религиозный фактор, под которым понимается влияние религии на нерелигиозные стороны общественной жизни, остается одним из немаловажных для современного российского общества. Жизнедеятельность современной молодежи как социальной группы разворачивается в условиях отсутствия атеистической пропаганды, мировоззренческого плюрализма, огромного количества информации религиозного плана. Несмотря на то, что религиозность и религиозное сознание молодежи носят размытый характер, религия на сегодняшний день, безусловно, выступает как фактор социального взаимодействия молодежи, что говорит о том, что религиозная сфера несет в себе консолидирующую функцию как для общества, так и для молодежи в частности.






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница