Рекомендации по образовательным программам и методикам формирования антитеррористической идеологии у школьников и учащихся средних специальных и высших учебных заведенийв регионах со сложной обстановкой



страница1/84
Дата12.04.2018
Размер1.47 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   84

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ И МЕТОДИКАМ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ У ШКОЛЬНИКОВ И УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ И ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В РЕГИОНАХ СО СЛОЖНОЙ ОБСТАНОВКОЙ
Целью предлагаемых рекомендаций по специальным образовательным программам и методикам антитеррористической направленности является формирование антитеррористической идеологии (АТИ) у школьников и учащихся средних специальных и высших учебных заведений, в реализации которых должны учитываться образовательные, половозрастные, этнические, конфессиональные и другие особенности. Данная разработка была выполнена в 2011 г. Институтом социологии РАН совместно со Ставропольским государственным университетом.

Разработка программ и методик проходила по четырем направлениям:

1. разработка и экспериментальная апробация пакета специальных программ и методик по вопросам антитеррористического воспитания учащихся средней школы (старшеклассников);

2. разработка и экспериментальная апробация пакета специальных программ и методик по вопросам антитеррористического воспитания учащихся учреждений среднего профессионального образования;

3. разработка и апробация пакета специальных программ и методик по вопросам антитеррористического воспитания студентов учреждений высшего профессионального образования;

4. разработка и экспериментальная апробация программ тренингов по вопросам антитеррористического воспитания учащихся средней школы, учащихся учреждений среднего профессионального образования и студентов учреждений высшего профессионального образования.

Разработаны три основных учебных спецкурса – по одному для каждой категории учащейся молодежи (школьники, учащиеся ССУЗов и студенты ВУЗов) и, соответственно, для каждого типа учебного заведения (лицей, колледж (техникум), ВУЗ), включающих учебную программу, учебно-методическое пособие, список учебной литературы и электронных ресурсов по теме.

Для ВУЗов был разработан курс «Идеологическое противостояние терроризму», рассчитанный на 1 семестр (48 часов) для студентов 2 (3) курса обучения с последующим формированием из числа студентов актива антитеррористической пропаганды. Для ССУЗов - курс «Идеологические основы противодействия терроризму», рассчитанный на 1 семестр (34 часа). Для средних школ - курс «Общие основы противодействия терроризму», рассчитанный на 1 учебный год (34 часа, 1 урок в неделю).

В порядке апробации этих курсов проведены занятия в рамках близких по тематике курсов «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Безопасность жизнедеятельности», а также тренинговые занятия.

Разработка учебно-методических материалов и организация экспериментальных занятий осуществлены в соответствие с современной парадигмой образования, согласно которой в качестве интегрального социально-личностно-поведенческого результата образования в настоящее время выступает «компетенция /компетентность» человека. Компетентностный подход ориентирует на построение учебного процесса сообразно желаемого (программируемого) результата образования: в учебную программу или курс изначально закладываются отчётливые и сопоставимые параметры описания (дидактические единицы) того, что студент должен знать и уметь «на выходе».

Необходимость введения в учебный процесс разработанных специальных курсов обусловлена следующими соображениями. Во-первых, в условиях роста экстремизма и возрастания террористических угроз именно молодежь становится основной «группой риска», следовательно, задача по профилактике экстремистских настроений в молодежной среде становится чрезвычайно важной. Во-вторых, уровень знаний учащихся по основным проблемам, связанным с феноменами экстремизма и терроризма, явно недостаточен. В-третьих, школьники и студенты, как правило, проявляют весьма высокую заинтересованность в изучении проблем и вопросов антитеррористического воспитания, формирования антитеррористической идеологии.

Для апробации и введения в воспитательную практику разработанных УМК в качестве базовых образовательных учреждений были определены: школа-лицей № 35 г. Ставрополя (учебно-методический комплекс для общеобразовательных школ), Ставропольский кооперативный техникум-колледж коммерции и права (учебно-методический комплекс для учреждений среднего профессионального образования), Ставропольский государственный университет (учебно-методический комплекс для вузов).

В данных образовательных учреждениях были выбраны классы и учебные группы (в школе – 10-й класс, в техникуме и вузе – 2-е курсы), имеющие типичный для регионального состава учащейся и студенческой молодежи половозрастной, многонациональный и поликонфессиональный состав. В учебных группах были проведены комплексы разовых образовательно-воспитательных мероприятий вводного характера: развернутые лекционные занятия (4 часа), тренинги (4 часа), тематические встречи с работниками правоохранительных органов, обсуждения материалов СМИ и Интернета. В вузе была проведена студенческая конференция с презентацией и обсуждением материалов курсовых работ антитеррористической направленности. Кроме того, было обеспечено участие актива данных групп в общегородском мероприятии («Ставрополь – город межнационального согласия»).

Проведенная подготовка специальных программ и методик антитеррористического образования и воспитания, их апробация в среде учащейся и студенческой молодежи в базовых учебных заведениях может стать основой для выработки научно-практических рекомендаций для других образовательных учреждений, органов государственного и муниципального управления в регионах со сложной обстановкой.

Актуальной при этом остается задача подбора и специальной подготовки преподавателей по вышеуказанным программам и методикам.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ И ВОСПИТАНИЮ УЧАЩЕЙСЯ И СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ


Каталог: sites -> default -> files -> page doc
files -> Народная художественная культура. Профиль Теория и история народной художественной культуры
files -> Отчет о научно-исследовательской работе за 2014 год ростов-на-Дону 2014
files -> Учебно-методический комплекс дисциплины философия для образовательной программы по направлениям юридического факультета: Курс 1
files -> Цветков Андрей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии программа
files -> Программа итогового (государственного) комплексного междисциплинарного экзамена по направлению 521000 (030300. 62) «Психология»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   84


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница