Рекомендации для проведения Школ по артериальной гипертензии



страница1/48
Дата04.06.2018
Размер2.15 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48




Рекомендации для проведения Школ по артериальной гипертензии

Рассматривая проблему АГ, мы сталкиваемся с парадоксом: при значитель­ной распространенности этой патологии осведомленность населения о ней очень мала. По данным статистики, только 37,1% мужчин знают о наличии у них АГ, около 21,6% из них лечатся, а эффективно лечатся только 5,7%. Около 59% женщин знают о наличии у них заболевания, 45,7% из них лечат­ся, эффективно лечатся — только 17,5%.

Важно, что среди всех больных с АГ 75% имеют «мягкую» форму заболе­вания, «коварство» повышенного АД заключается в том, что, не обнаруживая себя клинически, оно приводит к развитию структурных изменений в раз­личных органах и тканях, получивших название органов-мишеней (сердце, почки, сосуды, головной мозг).

В настоящее время АГ принято рассматривать как многофакторное за­болевание, в развитии которого имеют значение как наследственная предрасположенность, так и факторы окружающей среды, вредные привычки. Как никакое другое заболевание, АГ является болезнью образа жизни. Клинические исследования свидетельствуют о возможности улучшения жизненного прогноза и качества жизни больных при использовании адекватных схем антигипертензивной терапии, которая проводится дифференцированно в зависимости от состояния органов-мишеней, сопутствующей патологии и других индивидуальных особенностей пациента.

Правильный подбор гипотензивного средства или комбинации лекарственных препаратов требует высокой квалификации врача. Однако успех в лечении АГ возможен только при наличии тесного союза лечащего врача и пациента, для чего помимо глубоких знаний врача в области фармакотера­пии необходима позитивная мотивация и огромный труд со стороны самого больного по преодолению своего недуга.

Накоплен опыт успешного применения принятой в США в 1972 г. ком­плексной национальной программы по контролю АГ, число людей с эффек­тивно контролируемым АД выросло с 16% (1971-1972 гг.) до 55% (1988— 1991 гг.), региональная программа по профилактике коронарной болезни сердца в Финляндии, рассчитанная на модификацию факторов риска среди населения, позволила за 5 лет существенно изменить пищевые пристрастия населения, снизить АД у страдающих АГ, уровень ХС в крови (по данным ВОЗ, существует достоверная связь между выраженностью модификации факторов риска и снижением смертности).

В нашей стране также имеется положительный опыт проведения профи­лактических программ. Так, в СССР выполнялись «Всесоюзная кооператив­ная программа профилактики артериальной гипертонии» и «Кооперативное исследование по многофакторной профилактике ИБС». В результате их проведения в группах участников программы произошло снижение общей смертности на 17 и 21%, частоты мозгового инсульта — на 50 и 38% соот­ветственно, смертности от ССЗ — на 41%.

Участие в образовательной программе формирует правильное представле­ние о болезни, факторах риска ее возникновения и условий прогрессивного течения, что позволяет больному более четко выполнять комплекс рекомен­даций в течение длительного времени, формирует активную жизненную позицию самих пациентов и их близких в дальнейшем процессе оздоровле­ния. Доказано, что значимый эффект таких программ можно получить уже через 3-5 лет от их начала, а с увеличением длительности эффект нарастает.

Основные задачи разработанных программ для школы пациентов с АГ следующие:


  1. Сформировать доминанту личной ответственности пациента за течение АГ, т.е. модифицировать его образ жизни с целью исключения факторов риска.

  2. Искоренить понятия курсового лечения АГ и «рабочего» давления.

  3. Для достижения целевого значения АД использовать немедикаментоз­ные методы лечения и медикаментозную базисную терапию, основанную на непрерывном длительном приеме препаратов в эффективных дозах по назначению врача.

  4. Информировать пациентов о факторах риска, усугубляющих течение АГ.

  5. Обучить практическим навыкам измерения АД, частоты пульса, веде­ния дневника самоконтроля.

  6. Научить оказывать самопомощь при остром повышении АД.

Занятия проводятся 1-2 раза в неделю по 1 ч, группа включает 8-10 (мак­симум — 12) слушателей, записанных в программу по направлению терапевта или врача другой специальности. В малых группах налаживается наилучший психологический контакт между слушателями и врачом-преподавателем, что создает коллектив единомышленников. Скомплектовать группу, одно­родную по возрасту, уровню интеллекта, образования, интересам, в условиях городской поликлиники не всегда возможно. Подобный подход используется при проведении программы школы для пациентов с АГ в уже сложившихся коллективах, например, на промышленном предприятии, среди диспансерных больных или в клубах по интересам.

Занятия необходимо проводить в форме собеседования с элементами дис­пута, деловой игры, постоянным повторением пройденного, отрабатыванием практических навыков (измерение АД, определение частоты пульса, ИМТ, типа ожирения). Обучающий цикл состоит из 8 занятий, на которых под­робно, в доступной форме изучаются понятие об оптимальном АД, факторы его регулирования, роль нарушения липидного обмена, наследственности и факторов риска в развитии АГ. Часть времени посвящается изучению ос­нов здорового питания, подробному разбору редукционной диеты для лиц с избыточной массой тела.

Необходимо активно вовлекать слушателей в процесс обучения с по­мощью выполнения домашнего задания, анализа дневника самоконтроля за неделю. Врачу-преподавателю нужно быть готовым ответить на вопро­сы обучающихся. Однако не стоит превращать занятие в «вечер вопросов и ответов». В начале занятия нужно ознакомить группу с темой, поставить цель занятия, четко определить время для вопросов. Очень важно участие в школе не только больных, но и их супругов, детей и других родственников, так как одинаковые стереотипы поведения всех членов семьи, образ жизни и питания могут приводить к развитию и у них АГ и ИБС. Поэтому школа для пациентов с АГ может стать методом не только вторичной, но и первичной профилактики ССЗ. А поддержка семьи в изменении образа жизни, питания больного может усилить эффект лечения.

По завершении курса обучения каждый слушатель получает свидетель­ство об окончании, что является моральным поощрением, формирует по­ложительную доминанту.

Эффективность работы школы во многом зависит от преподавателя, его индивидуального подхода к проведению занятий, оригинальных форм ре­шения поставленных задач, практического опыта, авторитета у пациентов.
Основные цели обучения в школе пациентов (школе здоровья):


  • повышение информированности пациентов с АГ о заболевании и фак­торах риска его развития, обострений и осложнений;

  • повышение ответственности пациента за сохранение своего здоровья;

  • формирование рационального и активного отношения пациента к за­болеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача;

  • формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю состоя­ния здоровья, анализу причин и факторов, влияющих на него;

  • обучение пациентов выбору цели, составлению плана индивидуальных действий по оздоровлению и контролю за их исполнением;

  • формирование у пациентов практических навыков по оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов;

  • формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблаго­приятного влияния на здоровье поведенческих факторов риска (рацио­нальное питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек).


Структура занятий

Занятия в школе имеют единую структуру:



  • вводная часть;

  • информационная часть занятия;

  • активная часть занятия;

  • подведение итогов — заключительная часть занятия.


Форма представления материала

Каждый раздел содержит инструкцию для врачей по проведению занятия в целом или отдельных его частей. Перед проведением занятия рекомен­дуется ознакомиться с инструкциями и провести необходимую подготовку.



Информационный материал является справочным материалом для ме­дицинского работника, проводящего занятие. Он направлен на информиро­вание пациентов о заболевании и повышение их осознанного участия в про­цессе лечения и оздоровления. Информационные материалы не обязательно должны быть представлены пациентам во время занятий в полном объеме. Рекомендуется располагать их на столе во время занятия, и при изложении стремиться максимально выполнить поставленную в занятии цель.

Активная часть занятий направлена на развитие у пациентов умений и навыков, которые необходимы в повседневной жизни для наиболее эффек­тивного контролирования АД и сохранения здоровья. Ниже приводится примерный план проведения занятий. Полный цикл состоит из 8 занятий по 90 мин, посвященных основным наиболее важным Проблемам контроля АГ, которые требуют активного участия самого паци­ента.

Каталог: material
material -> Предварительные замечания
material -> Роль античной философии в становлении научной рациональности
material -> Проблема преображения человека в философии
material -> Рабочая программа по дисциплине: «Философия» для направления
material -> Тесты для проверки самостоятельной подготовки студентов 1 курса социологического факультета мгу им. М. В. Ломоносова по курсу «Общая социология»
material -> Материалы для подготовки к промежуточной аттестации
material -> Вестник гражданских инженеров. 2012. №3 (32), июнь
material -> Элементы: функциональные области деятельности организации; производственные факторы; элементы производства. Функциональные области деятельности организации – это


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница