Реформа высшей школы: парадоксы и тупики институциональных изменений



Скачать 157.39 Kb.
Pdf просмотр
страница1/8
Дата24.05.2018
Размер157.39 Kb.
ТипИсследование
  1   2   3   4   5   6   7   8


28
Т. М. Дадаева, ИМ. Фадеева
РЕФОРМА ВыСШЕй ШКОЛы:
ПАРАдОКСы И ТУПИКИ ИНСТИТУцИОНАЛЬНыХ ИЗМЕНЕНИй
Исследование эффектов реформирования высшей школы дается сточки зрения конфликтологического подхода на основе оценок преподавателей, их восприятия собственного социально-экономического статуса и престижности профессии. Социальное неравенство как средство существования иерархических структур вузов и социальная депривация части преподавателей, наблюдаемая в провинциальных вузах низкоресурсных регионов, выявляет неэффективность системы управления, снижение устойчивости социального пространства вуза, ухудшение психологического самочувствия преподавателей, исчерпание потенциала действия
«неденежной академической ренты и роста среднего класса.
К л ю ч е вы е слова социальная трансформация, реформы, дисфункции высшей школы, социально- экономическая поляризация кадровой структуры вузов, отчуждение от труда, маргинализация преподавателей, псевдореформы.
T. M. Dadaeva, I. M. Fadeeva
Reform of the higher school: paradoxes and institutional changes stubs
Studying the effects of the higher school reform is given from the point of view of conflict analytic approach based on the teacher’s opinions, their perceptions of own socio-economic status and profession prestige. Social inequality as a way of existence of universities hierarchical structures and teacher’s social deprivation observed in the low income regions provincial universities reveals the ineffectiveness of the control system, reducing the stability of the institution’s social space, the deterioration of teacher’s psychological well-being, the exhaustion of the action potential non-monetary academic rents and growth of the middle class.
K e y w o r d s: social transformation, reform, dysfunction of the graduate school, socio-economic polarization of the universities staff structure, alienation from labor, the teacher’s marginalization еформы последних двадцати лет в российском обществе отразились на функционировании и развитии высшей школы. Существующие в прессе и научной периодике дискуссии высвечивают самые разные грани проблемы институциональных изменений. Основным фокусом реформирования последнего десятилетия стала стратегия интеграции отечественной высшей школы в европейское образовательное пространство и модернизация системы высшего образования по либерально-западным образцам. Поскольку любое институциональное изменение по своему характеру является социальным, то оно затрагивает (включает) изменения либо самой системы в целом, либо внутри нее (те. ее элементов, связей и т. д. Типы изменений системы многообразны и различаются в зависимости оттого, какие аспекты и фрагменты изменяются это могут быть конечные элементы, взаимосвязи элементов, функции элементов, границы, подсистемы, окружение) [10, с. Что же изменилось в отечественной системе высшего образования за последние десять лет Была ли достигнута цель модернизации и какой ценой Формально была осуществлена дифференциация вузов по различным категориям федеральные, национальные исследовательские университеты, реализующие программу повышения конкурентоспособности и т. п, предоставлены широкие полномочия в определении стратегии их развития и распределении бюджета, модернизирована инфраструктура, улучшена материально-техническая база, сделан переход на двухуровневую, ас г. согласно
ФЗ Об образовании в РФ — на трехуровневую систему высшего образования, расширились возможности для академической мобильности иинтернационализации вузов, изменились критерии оценивания образовательных достижений студентов и труда преподавателей (балльно- рейтинговая система) и др. При этом изменениям подверглись и функции преподавателей усложнение и расширение, взаимоотношения в системах преподаватель — студент (либерализация) и преподаватель — администратор (бюрократизация, ужесточение контроля,
© Дадаева Т. М, Фадеева ИМ, 2014
Институциональный дизайн высшей школы




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница