Рефлексивные процедуры на уроке: от теории к практике



Скачать 232.21 Kb.
страница1/4
Дата01.01.2018
Размер232.21 Kb.
ТипУрок
  1   2   3   4

Раздел 6. Рефлексивные процедуры на уроке: от теории к практике
Пока не посмотришь на себя со стороны, ни наказать

по заслугам, ни оценить себя по достоинству не удастся.

Д. Вильсон 
6.1.Что необходимо знать учителю о рефлексии?
Актуальность реализации рефлексивных процедур возрастает в условиях меняющегося мира и нарастания информационных потоков. Противостоять хаосу и распаду может только личность, осознающая себя субъектом жизнедеятельности, субъектом познания, то есть личность, обладающая высоким уровнем рефлексии.

Понятие рефлексии возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Так, Аристотель трактовал рефлексию как «мышление о мышлении». Рефлексия – это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления. В современной философии рефлексия понимается как принцип мышления.

Д.Дьюи, рассматривая феномен мышления, указывает на взаимосвязь критического и рефлексивного мышления. Он считает, что если человек сразу воспринимает мысль, то это пример некритического мышления, при минимуме рефлексии. Рефлексивное мышление означает приостановку суждения на время дальнейшего исследования. «Мышление начинается в положении, которое достаточно ясно может быть названо положением на распутье»- писал Д.Дьюи.

Рефлексия – важный механизм продуктивного мышления, особая организация процессов понимания происходящего в широком системном контексте; процесс самоанализа и активного осмысления состояния и действий индивида и других людей, включенных в решение задач. Поэтому рефлексия может осуществляться как во внутреннем плане (переживания и самоотчет одного индивида), так и во внешнем (как коллективная мыследеятельность и совместный поиск решения). 1

В отечественной литературе термин «рефлексия» (от лат. reflexio – обращение назад) используется примерно с 30-40 годов прошлого столетия. В трактовке рефлексивных процессов сложились два подхода: 1) рефлексивный анализ сознания, ведущий к разъяснению значений объектов и их конструирование; 2) рефлексия как понимание смысла межличностного общения. В связи с этим в выделяются следующие рефлексивные процессы: самопонимание и понимание другого, самооценка и оценка другого, самоинтерпретация и интерпретация другого.



В современных разработках проблема рефлексии рассматривается, по крайней мере, в трех направлениях: при изучении мышления, самосознания личности, а также процессов коммуникации и кооперации, т.е. совместных действий и их координации. Рефлексивная функция возникает и реализуется в любой деятельности, когда возникает какое-либо затруднение.

Роль рефлексии проявляется в том, что она служит совершенствованию различных видов деятельности, которые могут быть поставлены под контроль сознания. Субъект может не только делать, но и знать, как он это делает.

Различают следующие типы рефлексии:

  • «онтологическая» /способность пребывать в логике содержания знания/;

  • «психологическая» или «личностная» /функционирует при самоопределении субъекта внутри собственного представления о себе (установление внутренних ориентиров и способов разграничения «Я» и «не Я»)/;

  • «социальная» /рефлексия в коммуникациях и совместной деятельности/.

Специфика рефлексивных процессов при самоопределении обусловлена духовным миром человека, его способностью к осмыслению или переосмыслению собственного опыта, знаний о себе, чувств, оценок, мнений, отношений и т.д. Такую рефлексию, связанную с исследованием субъектом самого себя, результатом которой является переосмысление человеком себя и своих отношений с миром, сегодня называют часто личностной.

Рефлексия – это механизм, благодаря которому система обретает способность к самоорганизации. Чем более развиты рефлексивные способности, тем больше рефлексивных моделей (способов) содержит тезаурус, тем больше возможностей для развития и саморазвития обретает личность. Рефлексивные способности являются теми, которые в принципе обеспечивают условия для саморазвития, самокоррекции, влияя в целом на развитие личности и ее отношения с миром.


В отечественной психологии эта линия восходит к С.Л. Рубинштейну, который связывал с появлением рефлексии особый способ существования человека в мире. Акцентируя наличие у человека двух способов существования в этом мире, он считал первый способ – это обычное существование, когда «человек весь внутри жизни, всякое его отношение – это отношение к отдельным его явлениям, но не к жизни в целом. Отсутствие такого отношения к жизни в целом связано с тем, что человек не выключается из жизни, не может занять даже мысленно позицию вне ее, для рефлексии над ней». Второй способ существования собственно и есть рефлексия. «Развитая рефлексия как бы прерывает непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы... человек как бы занимает позицию вне ее. Это решающий поворотный момент. Здесь кончается первый способ существования. Здесь начинается либо путь к духовному опустошению... либо другой путь - к построению нравственной, человеческой жизни на новой сознательной основе».
6.2. Рефлексия как техника
Процедуры рефлексии позволяют осуществить переход от обучения к «осознанному учению». Учебная деятельность рассматривается с точки зрения самоуправления и рефлексии собственной деятельности. Представляется, что реализация действия оценки является самым высоким уровнем осуществления учебной деятельности, когда школьник – субъект учения способен выйти на уровень метапознания и занять позицию «из вне». Более того уровень рефлексии также может быть поверхностным или глубоким и т.д. Очевидно, что деятельность метапознания должна быть систематической, и ученик как субъект учебно-познавательной деятельности постоянно оценивает свои учебные действия, определяет их уровень.

Очевидно, что рефлексивность как характеристика учебно-познавательной деятельности характеризуется наличием рефлексивного/метапознавательного компонента, развитием способности суждений относительно себя самого, относительно другого, относительно фактов, явлений, событий, окружающего мира, развитием способности суждений относительно учебно-познавательной деятельности.

Также необходимо подчеркнуть роль рефлексии:


  • рефлексия служит совершенствованию различных видов деятельности, которые могут быть поставлены под контроль сознания;

  • позволяет переосмыслить стереотипы собственного опыта;

  • выступает механизмом самоуправления, средством саморазвития, условием и способом личностного роста;

  • выступает источником нового знания.

С целью включения школьника в рефлексию учитель выполняет следующие действия:

  • поощряет анализ учебно-познавательной деятельности школьником, учебных действий в рамках одного урока или отдельной темы,

  • обеспечивает понимание обучающимся собственных барьеров и затруднений в учебно-познавательной деятельности и развитие умений их преодолевать,

  • владеет педагогическими умениями и стратегиями организации рефлексии на уроке и обеспечивает эффективное применение этих методик обучающимися,

  • включает обучающихся в оценочную деятельность, в том числе в оценивание своих достижений и образовательных результатов,

  • поощряет использование обучающимися методик самооценивания и планирования и применение этих методик в течение длительного времени.

Учитель проектирует и создает условия для выстраивания связи: Я-сам. Необходимо отметить, что процесс рефлексии технологичен и осуществляется в виде последовательных шагов: действие, осмысление действия, совершенствование действия, снова действие и так далее. Это модель обучения рефлексии, которая получила название «АЛАКТ - модель».

4

Создание альтернатив действия



5

Апроби-рование


1

Действие


3

Выявление

противо-речий

2

Осмыслениеописание действия



Рисунок. Модель обучения рефлексии «АЛАКТ - модель»
Однако можно применять и иные стратегии. Рассмотрим в качестве альтернативы алгоритм «Шаги рефлексии – путь решения учебной проблемы». Данный тип рефлексии (при возникновении проблемы) разработан О.С.Анисимовым. Он позволяет преодолеть проблему, и поэтому рассмотрим его более подробно. Первый шаг рефлексии - исследовательский – он предполагает построение представления о ситуации деятельности и о себе «действующем», т.е. ученик прекращает осуществлять деятельность и мысленно проигрывает ситуацию о деятельности и себе действующем. Второй шаг рефлексии – критическая фаза – здесь осуществляется поиск причин затруднения и осознания недостаточности своих способностей как причин затруднений в деятельности. Третий шаг рефлексии – для определения причин затруднений ученик обращается к интеллектуальным и духовным критериям в пространство культуры (он ищет средство решения проблемы – поиск – это может быть информация в учебнике, справочнике, у учителя и т.д.). Четвертый шаг предполагает – прогноз или проекцию представления о себе желаемом и о процессе приобретения необходимой способности с помощью пространства культуры. Пятый шаг – «деятельность» предполагает осуществление учебно-познавательной деятельности, где учащийся приобретает необходимую способность. И только после этого он вновь возвращается к решению возникшей проблемы, к деятельности, но уже в новом состоянии.

№ шага

Сущность

Вопросы, на которые я должен ответить…

1 шаг

Исследовательский

Что и как я делал?

2 шаг

Критический

Почему у меня не получилось? В чем я был не успешен? Что и почему я не знаю?

3 шаг

«Помощь»

Что мне может помочь при решении этой проблемы?

4 шаг

«Прогноз»

Как я могу решить эту проблему? Что я должен сделать?

5 шаг

«Деятельность»

Я выполняю эти действия, чтобы решить возникшую ситуацию.


Приведем перечень рефлексивных вопросов, которые направлены на осознание себя субъектом учебно-познавательной деятельности:

  • Что показалось вам сегодня трудным?

  • Каким способом была решена задача, нельзя ли иначе?

  • Что, в изученном сегодня, для вас самое главное?

  • Какие мысли, прозвучавшие сегодня, созвучны с вашими?

  • Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны?

  • Какие новые мысли, чувства у вас появились?

  • Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов/

  • Были ли моменты недовольства собой?

  • Какую пользу вы извлекли из этого занятия, изученного текста?

  • Почему вы выбрали именно эти задания?

  • О чем хотелось бы поговорить поподробнее?

  • Заметили ли вы свои успехи в ….?

Самое простое для организации рефлексии применять прием «Продолжи фразу».

  • Мне было интересно…

  • Мы сегодня разобрались….

  • Я сегодня понял, что…

  • Мне было трудно…

  • Завтра я хочу на уроке…

Достаточно быстро педагог может организовать рефлексию на уроке, применяя прием «Выбери суждение». Например, суждения о включенности в работу на уроке:

  • Я сам не смог справиться с затруднением.

  • У меня не было затруднений.

  • Я только слушал предложения других.

  • Я выдвигал идеи.

Продуктивным является применение оценочных листов, так позволяет системно выстраивать рефлексию.

Оценочный лист № 1

Меня удивило

Мои мысли о том, что меня удивило

Вопрос учителю











Оценочный лист № 2

Учебный элемент

Не знаю

Знаю

Понимаю

Могу объяснить другим ребятам

















Когда ребята уже научатся применять эти приемы можно им предлагать более сложную работу: рефлексивные сочинения, метакогнитивное интервью, метакогнитивную визуализацию, и, в конечном итоге вывести их на метакогнитивные стратегии.

Рефлексивные сочинения могут быть предложены как для домашних заданий, так и для 5-7 минут работы в классе. Примерный план рассуждений ученика, при написании рефлексивных сочинений может быть следующим:

  • Сначала мы рассуждали так…

  • Потом мы столкнулись с проблемой______

  • Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)….

  • Мы увидели (поняли)…Значит…

  • Теперь мы будем…

Рефлексивное метакогнитивное интервью – собеседование или письменная работа после прочтения текста с целью определения понимания прочитанного и применения метакогнитивных стратегий обучающимся.

Метакогнитивная визуализация (может применяться как методика, как мнемотехника). Обучающимся предлагается нарисовать отдельный эпизод (или изобразить схему) и осознать свои ощущения, сконструировать рассказ сообщение на основе этого рисунка.

Метакогнитивные стратегии направлены на целостный анализ деятельности школьником от первого до последнего этапа.

Пример метакогнитивных стратегий

Вопросы к целям:

Какой может быть цель изучения данного материала?

Какую из предложенных целей, ты выберешь для себя?

С какой целью ты это будешь делать?



Вопросы к планированию УПД:

Какую форму для выполнения задания ты предпочитаешь: индивидуальную, в паре, в группе?

Какой метод изучения темы для тебя будет самым лучшим: прослушать объяснение, прочитать текст в учебнике, провести самостоятельное исследование?

Для получения информации ты можешь использовать материал на СД-диске, учебник, Интернет, статью в журнале? Что ты предпочитаешь?

В какой последовательности ты планируешь эту работу?

Вопросы к оцениванию УПД:

Как можно точно измерить уровень усвоения тобой этого материала?

Каково твое отношение к результатом (к\р, с\р, теста, сочинения)?

В какой степени ты удовлетворен своим результатом?

Какие результаты тебя бы удовлетворили?

Что ты думаешь предпринять для устранения выявленных пробелов?



Вопросы к оцениванию своей деятельности в целом:

Какой метод работы над темой для тебя оказался самым продуктивным?



Очень важно также научить школьников различным видам рефлексии.

Так для организации содержательной рефлексии уместны следующие вопросы:

  • Как бы вы назвали урок?

  • Что было самым важным на уроке?

  • Зачем мы сегодня на уроке…?

  • Какова тема сегодняшнего урока?

  • Какова цель урока?

  • Чему посвятим следующий урок?

  • Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?

Рассмотрим приемы, позволяющие провести рефлексию содержания учебного материала.

ПОПС- формула - интерактивный приём, создан профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР. По-английски он пишется следующим образом: PRES-formula (Position-Reason-Explanation or Example-Summary). Ответ по ПОПС-формуле – это лаконичный и ёмкий ответ по законам риторики. Учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:


Элементы

Содержание

Примеры фраз

П – позиция

Представление собственной точки зрения

«Я считаю, что…»

О – объяснение (или обоснование)


Обоснование точки зрения

«Потому что …» или «Так как…»

П – пример

Примеры (факты, доводы), подтверждающие данную точку зрения

«Я могу это доказать на примере …»

С – следствие (или суждение)


Заключение (вывод)

«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»

Пример по теме «Россия во второй половине XIX в»

Я считаю, что отмена крепостного права в России была неизбежной.
Потому, что оно тормозило развитие всех сфер жизни общества.
Я могу доказать на примере того, что Россия значительно отставала от других стран по уровню жизни. Россия позорно проиграла Крымскую войну.


Исходя из этого, я делаю вывод, что эта реформа сыграла огромное значение в истории России и дала мощный толчок великим преобразованиям 1860-х годов.

Для проведения содержательной рефлексии также подходит прием «Синквейн». Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:



  • Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

  • Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

  • Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

  • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

  • Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

Примеры синквейнов по теме «А душу ль можно рассказать?» по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри». (Пример учителя русского языка и литературы Н. П. Даудовой ГБОУ СОШ №301 г. Санкт-Петербурга).


Каталог: attachments -> article
article -> Организация предметно – пространственной развивающей среды по формированию культуры безопасности в доо
article -> Е. А. Воронина, к п. н., научный сотрудник лаборатории воспитания и социализации аоу во дпо «виро»
article -> Методические рекомендации по подготовке и проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
article -> О проведённой работе по выполнению мероприятий
article -> Ижевская государственная медицинская академия
article -> Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве
article -> Социального управления
article -> Методические рекомендации по организации профориентационной работы с обучающимися общеобразовательных учреждений, направленной на повышение престижа рабочих специальностей, востребованных на региональном рынке труда


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница