Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации



Скачать 29.46 Kb.
Дата27.04.2018
Размер29.46 Kb.
ТипУрок

РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Развитие речи – одна из важнейших проблем в начальной школе. Свести обучение лишь к изучению грамматической или синтаксической роли ее нельзя, так как речь связана с мышлением. Научить ребенка говорить - значит научить его мыслить. Развитие устной и письменной речи имеет в жизни человека большое значение. Это не только успешная учеба в школе, но и умение выразить свои мысли, чувства, быть интересным собеседником.

Постоянно наблюдая явления окружающего мира и находясь во взаимодействии с его предметами, ребенок становится умнее, сообразительнее, любознательнее. Вместе с тем воспитывается логика мысли, развиваются логически правильная речь и воображение. Усвоение знаний о предметах и явлениях окружающего мира осуществляется на основе демонстрации предметов, тщательного изучения их признаков, наблюдения за предметами и явлениями в естественных условиях на экскурсиях, во время различных практических работ. Рассматривая предмет или наблюдая за ним, школьники выделяют его постоянные или вариативные признаки (лимон всегда кислый, а яблоко — кислое или сладкое); классифицируют предметы (корова — домашнее животное, а лось — дикое); устанавливают причинные связи явлений (снег не лепится, потому что снежинки твердые; они твердые, потому что на улице мороз). Школьники ставят и решают проблемные задачи, применяют логические операции, проводят сравнение, классификацию и пр.

С развитием мышления тесно связано и формирование коммуникативных умений: участие в диалоге, в совместном обсуждении проблемы, построение связного повествования и др.

Учитывая уровень развития детей, особенности изучаемой темы, можно использовать следующие виды рассказов об окружающем мире:

1. Сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия природы, труда людей, явлений общественной жизни. («Птичья столовая», «Откуда берется хлеб?»)

2.Сюжетно-описательный рассказ на основе обобщения знаний, полученных в результате бесед, чтения книг, рассматривания картин («Куда улетают птицы осенью?»,

«Первый снег»)

3.Описательный рассказ, построенный на сравнении разных явлений природы и социальной жизни («Животные леса и луга», «Всегда ли были школы?»)

4. Рассказ- этюд – небольшое яркое образное описание предмета (явления) окружающей действительности, основанное на непосредственном восприятии или чувственных образах («Почему осенью с деревьев падают листья?», «Почему идет дождь?»)

5. Рассказ – сочинение – это повествовательный (или описательный) рассказ о каком-либо событии, которое не могло происходить в жизни детей, поэтому рассказ построен на воображении, фантазии («Кого мы встретили на Луне»)

Тема сочинения может отражать нравственные проблемы «Хороший поступок» и др. В 3-4 классах уже можно использовать для сочинений экологические темы: «Почему нужно беречь природу?», «Кто такой человек?» и др.

Важное значение для повышения речевой активности детей имеют также различного рода творческие задания:

- игры-сказки, самостоятельное сочинение которых вызывает неподдельный восторг у младших школьников;

- составление фантограмм. Например: «Что было бы, если бы я увидел, что книга плачет?», «Что было бы, если бы исчезло солнце?»;

- анимированные кроссворды;

- работа с загадками, пословицами, поговорками для активизации развития речи;

-.сочинение стихотворения по его началу;

- сочинение в устной или письменной форме;

- ролевые игры, которые способствуют развитию воображения, креативного (творческого) мышления, коммуникативных умений.

- кроссворды, лото, отгадывание задуманного предмета, викторины и др.

В процессе данных упражнений младшие школьники повторяют признаки, присущие предметам, отрабатывают интонацию вопросительных предложений, овладевают умением поддерживать беседу и пр.

В развитии речи нужна долгая кропотливая работа обучающихся и учителей. Систематическая работа на уроках окружающего мира в виде разнообразных упражнений и творческих заданий обязательно поможет привести к успеху.
Список литературы

1. Гойхман О.Я. Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации.- М., Инфра-М, 1997.



2. Жиренко О. Е., Лапина Е. В., Яровенко В. А. Инновационные технологии обучения в современной начальной школе. - Воронеж, 2008.

3. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. М., Просвещение, 2005.
Каталог: uploads -> doc -> 0063
doc -> Урокам литературы в 9 классе Серебренниковой И. В. 2014-2015 Проблема ума в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
doc -> Урок литературы в 11 классе. Подготовка к итоговому сочинению. «Когда ум с сердцем не в ладу» Цели Тема урока: Подготовка к экзаменационному сочинению по литературе. Сочинение по тематическому направлению «Разум и чувство»
doc -> «Философская суть современного педагогического образования»
doc -> А образ ангела (образ демона) 5 Б
doc -> Литература Древняя Русь в «Слове о полку Игореве»
doc -> …3 Глава I. Проблема стрессоустойчивости военнослужащих срочной службы в современной психологии
doc -> Диссертация на соискание ученой степени
doc -> Тип шаблона
doc -> Программа составлена на основании фгос во направления


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница