Реализация принципа свободы в жизни современного общества



страница1/2
Дата19.03.2018
Размер69.9 Kb.
  1   2

священник Георгий Рябых, помощник Председателя


Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата,

кандидат политических наук

Реализация принципа свободы в жизни современного общества


Резюме. Свобода является одной из основных категорий европейской культуры. Ни одно направление мысли не могло и не может игнорировать это понятие. Однако существуют различные интерпретации свободы, спектр которых расположен между ее либеральным и консервативным пониманием. В то же время именно в рамках христианства возможен синтез всех аспектов свободы, представленных в европейской традиции. Христианство благовествует идеал бесконечной свободы человека в отношении возможностей человеческой природы и ограничений окружающего мира только при условии воссоздания общения между личностью и Богом. Но в сегодняшнем мире, в котором отсутствует подобная связь, неограниченная свобода может обернуться против человека. Поэтому она должна быть разумно ограничена нравственными нормами.
Свобода является одной из основных категорий европейской цивилизации. Это понятие формирует ориентиры для жизни конкретного индивида и задает параметры для общественного устройства в европейских странах. В философской и политической традиции Европы наиболее ярко выделяются два понимания свободы.

Первая точка зрения представлена взглядом, который можно назвать либеральным. Ее суть состоит в поддержке идеи освобождения человека от любых форм зависимости и несвободы. Она восходит к воззрениям Платона и Канта на свободу как на независимость от какой-либо внешней силы, будь то природа, божество или другой человек. Как правило, этот подход приветствует снятие любых барьеров на пути реализации человеческих устремлений и желаний. Отсюда возникает надежда на прогресс науки и эволюцию социальных отношений, которые могли бы ее обеспечить. В результате либеральная мысль склонна поощрять все виды эмансипации: политическую, экономическую, культурную, религиозную, моральную. А наука в глазах либеральных представителей нередко видится как преодоление зависимости человека от пространства, времени, климата, а также параметров собственной природы: пола, процессов старения, естественных потребностей.

Другой взгляд представлен подходом, который можно назвать консервативным. Он не рассматривает свободу как самоцель человеческой жизни, но видит в ней инструмент для достижения личного и общественного блага. При этом под благом могут пониматься такие вещи, как самореализация личности, достижение безопасности или материальное благополучие. Для представителей этого подхода свобода, как и действие любого другого инструмента, может быть ограничена, если отдельные ее стороны будут наносить вред тому или иному благу.

Какую же позицию по вопросу о свободе следует занимать и отстаивать в современном обществе христианству?

В описании самого явления свободы христианство не вступает в противоречие с либеральным представлением. Оно признает наличие в человеческой природе автономии от внешнего мира и даже от себя самой. Книга Бытия свидетельствует о том, что человек был создан независимым от окружающего мира. Все видимое творение было подчинено Богом человеку: и стихии, и живые существа на земле. Кроме того, человек получил свободу от подчинения своей собственной природе. Святитель Григорий Нисский пишет: «человек освобожден от необходимости и не подчинен владычеству природы, но может свободно самоопределяться по своему усмотрению»1. Это происходит благодаря тому, что человеческая природа существует как личность. Русский богослов Владимир Лосский дает следующие пояснения по этому поводу: «личность – не часть существа человеческого, подобно тому, как Лица Пресвятой Троицы – не части существа Божественного», поэтому личность не определятся «своей природой, но сама может определять природу, уподобляя ее своему Божественному Первообразу».2

Различие между христианством и либеральным подходом начинается тогда, когда речь заходит о смысле свободы. Действительно, было бы не безынтересно задаться вопросом о том, каково назначение свободы? Определяя христианскую точку зрения на свободу, можно было бы использовать такое математическое понятие как мультипликатор. Свобода как мультипликатор призвана обогащать до бесконечности проявления главного дара, имеющегося у человека, – жизнь. Но возникает вопрос: какую жизнь? Русский библеист архиепископ Феофан (Быстров)3 отмечает, что в библейской традиции существует два понятия слова «жизнь». Общее – которое означает просто существование и второе, частное – которое чаще всего повторяется в Библии означает




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница