Развитие логического мышления учащихся при обучении геометрии



Pdf просмотр
страница1/4
Дата04.06.2018
Размер51.8 Kb.
ТипЗакон
  1   2   3   4


133
Фертикова Е.И.
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
ПРИ ОБУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИИ
Математика, как известно, наука доказательная, или дедуктивная (от лат. deductio- вы- ведение). Однако это только одна из ее сторон. Изложенная в законченной форме, математика выглядит как чисто дедуктивная, состоящая только из доказательств. Но прежде чем провести доказательство во всех деталях, мы должны догадаться об идее, лежащей в его основе, долж- ны сопоставить наблюдения и следовать аналогиям. Результат творческой работы математи- ка – доказательное рассуждение, доказательство. Но доказательство открывается с помощью правдоподобного рассуждения, с помощью догадки. Два типа рассуждений - доказательное и правдоподобное - дополняют друг друга [2]. И так как в решении любой задачи присутствует крупица открытия, то в нем должно найтись место для догадки, для правдоподобного умоза- ключения. При решении задач, кроме знаний из соответствующего раздела школьной мате- матики, понадобится наблюдательность, умение сравнивать, проводить аналогии, обобщать, делать выводы и обосновывать их. Поэтому об актуальности проблемы развития логического мышления школьников можно говорить в различных аспектах.
Во-первых, проблема развития логического мышления должна иметь свое отражение в курсе геометрии в силу недостаточности подготовки учащихся в этой части, большого чис- ла логических ошибок, допускаемых учащимися в усваиваемом содержании школьного кур- са геометрии, где предъявляются наиболее высокие требования к логической организации материала по сравнению с другими школьными предметами. Во-вторых, необходимо четко поставить, сформулировать проблему из-за того, что разные авторы под развитием логиче- ского мышления подразумевают различные задачи. В статьях – рекомендациях поднимают- ся отдельные аспекты общей задачи развития логического мышления. Есть необходимость в целом сформулировать проблему. Существуют различные трактовки терминов «логика мышления», «логическое мышление». В педагогике и методике преподавания математики эти понятия понимаются как обеспечение связей в мыслях. Такое понимание охватывает и логику поиска нового знания (диалектическую логику), и логику оформления имеющегося знания, и логику здравого смысла. Также имеет место смешение элементарных психологи- ческих операций процесса мышления и логических форм. Нередко к логическим операци- ям относят элементарные операции мышления: анализ, синтез, сравнение и т.д. Кроме того, часто понятия диалектическое и логическое мышление четко не разделяются. В данном из- ложении принята точка зрения на логическое мышление как отличное от диалектического, творческого мышления поиска нового знания. В реальном процессе мышления творческое и логическое мышление тесно переплетены, взаимопроникают, но не тождественны. В целях изучения проблемы развития логического мышления эти два понятии целесообразно разде- лить. Тогда логическое мышление – это мышление, проходящее в рамках формальной логи- ки, отвечающее ее требованиям. Согласно законам и правилам формальной логики нельзя вывести из посылок ничего такого, что не было бы в этих посылках заключено. Эта мысль содержится в словах английского философа Д. Люка о том, что силлогизм в лучшем случае есть лишь искусство вести борьбу при помощи того небольшого знания, какое у нас есть, не прибавляя к нему ничего. Известные математики, изучавшие процесс открытия нового зна- ния (Ж. Адамар, А. Пуанкаре), психологи, изучавшие процесс мышления (Я.А. Пономарев,
А.Ф. Эсаулов и др.), разделяют творческое и логическое мышление. Логические рассуждения предполагают отсутствие скачка мысли, пропуска отдельных звеньев в рассуждении и всего рассуждения, т.е. озарения, инсайта, интуиции.
Задача развития логического мышления ставится и определенным образом решается в массовой школе. Во всех школьных программах по математике развитие логического мыш- ления отмечено как одна из целей обучения предмету. Но программы по математике пока не содержат расшифровки этой цели. Поэтому каждый учитель понимает и решает ее по-своему.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница