Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование на математических занятиях и в свободной деятельности дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»



Скачать 238.5 Kb.
страница1/7
Дата12.03.2018
Размер238.5 Kb.
ТипИсследование
  1   2   3   4   5   6   7


Тема опыта: «Исследование проблемы влияния компьютерных игр на поведение ребенка старшего дошкольного возраста»

Автор опыта: Дитятева Л.В., социальный педагог МБДОУ «ЦРР – д/с № 48 «Сказка»

Раздел I. Информация об опыте.
Условия возникновения и становления опыта.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 48 города Нарьян-Мара Ненецкого автономного округа представляет собой образовательное учреждение для детей дошкольного возраста (от 1,5 года до 7 лет).

В нашем учреждении функционирует 8 групп, которые посещают 174 ребенка. Педагогический коллектив 28 человек, общее количество сотрудников 70 человек.

Контингент родителей воспитанников ДОУ разнороден и представлен разными социальными слоями: 50% - рабочих в ОАО «Нарьянмарстрой», 9% - служащие. Остальная часть распределяется на родителей – предпринимателей (5%), матерей – одиночек (13%), преподавателей (7%), родителей, занятых в сфере торговли (17 %).

В последнее время педагогам, воспитателям, приходится сталкиваться с искаженным поведением дошкольников: с одной стороны-необычайная скованность и недоразвитость речи, а с другой-высокая агрессивность. Нередко можно наблюдать немотивированную агрессию детей в адрес сверстников, а иногда и близких взрослых. Подражая «героям» и «героиням» компьютерных игр, дети вступают в жестокую схватку со сверстниками и, не зная чувства меры, бьют друг друга до синяков. Одним словом дети ведут себя неадекватно. Такие дети, психически нормальны, растут в обеспеченных семьях, у них есть все: игрушки, игры, книги. Однако есть один нюанс: практически все они увлечены компьютерными играми. Взрослые не могут уделять должного внимания детям из-за занятости работой; большинству из них не хватает педагогической грамотности. Анкетирование родителей показало, что не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию творческого потенциала детей (не знают, как это сделать, не хватает времени). Поэтому автора опыта заинтересовала проблема влияния компьютерных игр на поведение ребенка старшего дошкольного возраста

Формирование опыта происходило в процессе работы в старших А и Б группах.

Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики, которая показала, что у детей старшей Б группы проявление агрессивности происходит чаще, чем в старшей А.

Опрос родителей в начале года показал, что в обеих группах нет должного контроля за содержанием и длительностью компьютерных игр, которые отрицательно влияют на личность ребенка.

Результаты исследования поведения детей в неорганизованной деятельности (свободной игре), на начало года показали, что у детей обеих групп выявлено наличие агрессивного поведения, однако процент выявленных, склонных к агрессивному поведению детей в старшей Б группе выше, чем в старшей А группе.

В ходе анализа результатов изучения состояния проблемы определилась необходимость проведения развивающей, просветительской работы.
Актуальность опыта.

В последние годы наблюдается ускоренная компьютеризация всех сфер общественной жизни. Компьютеры становятся необходимой принадлежностью офиса, медицинских учреждений, школ, детских садов. Введение компьютеров наряду с пользой порождает и ряд проблем, одна из которых - изучение позитивных и негативных последствий взаимодействия человека с компьютером. Особое место среди мультимедийных средств занимают компьютерные игры, которым в отечественной психологической литературе было уделено недостаточно внимания.

Исходя из выше сказанного, мы считаем, что наша тема «Исследование проблемы влияния компьютерных игр на поведение ребенка старшего дошкольного возраста» актуальна и на данный момент недостаточно изучена. Обусловлена интересом педагогов, родителей к данной проблеме,

Обнаруживается противоречие между необходимостью исключить пагубное воздействие компьютера на развитие и здоровье ребенка и с другой стороны растущее значение компьютерной грамотности в обществе.



Ведущая педагогическая идея опыта.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в исследовании проблемы влияния компьютерных игр на поведение ребенка старшего дошкольного возраста и создании необходимых психолого-педагогических условий, содействующих исключения негативного влияния компьютерных игр. При проведении работы учитывается обязательное включение в эту работу педагогов, медицинских специалистов и родителей.



Длительность работы над опытом.

Работа по исследованию проблемы влияния компьютерных игр на поведение ребенка старшего дошкольного возраста была разделена на несколько этапов.



  1. Этап - начальный (констатирующий).

  2. этап - основной (формирующий).

  3. этап - заключительный (контрольный).

Начальный период предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала, и определить влияние компьютерных игр агрессивного содержания на формирование агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

На формирующем этапе была проведена развивающая, коррекционная, просветительская работа с педагогами, родителями и детьми.

Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы.

Опыт проводился с педагогами, родителями и детьми, посещающими МДОУ ЦРР №48 «Сказка» г. Нарьян-Мара. В эксперименте принимало участие 40 детей в возрасте от 5 лет 1 месяца до 6 лет (старшая группа А и старшая группа Б), 20 педагогов ДОУ и 40 родителей.

Цель опыта: выяснить особенности влияния компьютерных игр на поведение ребенка.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

- подобрать и подготовить диагностический материал для проведения, констатирующего эксперимента;

- определить влияние компьютерных игр агрессивного содержания на формирование агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Содержательную сторону исследования составили следующие экспериментальные задания:

1. Методика исследования форм поведения ребенка в игре.

Цель: выявить наличие агрессивного поведения у детей.

2. Методика диагностики психических состояний, некоторых личностных особенностей дошкольников.

Цель: оценка степени развитости у детей черты личности, как агрессивность.

Для обследования детей нами были использованы наблюдение, модификация теста Розенцвейга, предложенные С.В.Велиевой.

3. Анализ биологического статуса ребенка по медицинским показателям (начало и конец года).

4. Опрос родителей об особенностях влияния компьютерных игр на поведение ребенка в семье.

5. Анкетирование педагогов об особенностях влияния компьютерных игр на поведение детей в детском саду.

Диапазон опыта.

Диапазон опыта представлен системой работы как в ДОУ, так и дома.



Теоретическая база.

Для решения проблемы развития логического мышления на всех уровнях исследования (от социально-логического до методического) необходима единая концептуальная основа, чётко обозначенные исходные позиции.

Информатизация дошкольного уровня образования в нашей стране началась с 1986г., когда в Москве был открыт первый детский сад с компьютерами, в котором была налажена систематическая планомерная работа. Начались первые комплексные междисциплинарные научные исследования. Результаты экспериментов сразу же анализировались и учитывались в дальнейших исследованиях и разработках.

У истоков этой работы стояли ученые и специалисты НИИ дошкольного воспитания АПН СССР (ныне Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца), ЦНИИ «Электроника», ВНИИ технической эстетики, МГУ им. Ломоносова, НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (ныне Психологический институт РАО) и других организаций, объединившиеся позднее, в 1990 г., в независимую Ассоциацию «Компьютер и детство».

Информатизация дошкольного уровня образования существенно «моложе» информатизации средней и высшей школы. Ее историю можно разделить на три этапа. Сразу следует отметить неравномерность компьютеризации в разных регионах: в «информационно развитых» городах и районах некоторые образовательные учреждения находятся в стадии перехода от второго этапа к третьему, тогда как многие работники образования не дошли еще и до первого.

Для первого этапа была свойственна, с одной стороны осторожность в оценках целесообразности применения компьютеров («Не навреди!»), а с другой - наблюдалась некая эйфория и даже безответственность: было «модно» приобрести компьютер, а уж где взять программы, какие применять методики - вопрос как бы второй.

В результате критического анализа отечественного и зарубежного опыта информатизации образования было признано нецелесообразным приобщение дошкольников к «мини-информатике. При этом учитывалось, что даже самые упрощенные сведения о принципах программирования (например язык Лого) в условиях перегрузки детей занятиями, изживания в детских садах игры приведут к утрате связи познавательного интереса детей с их реальной повседневной деятельностью. Совершенно очевидно, что на ступени дошкольного возраста, необходимо идти не от информатики к деятельности, а наоборот: от деятельности к информатике. Было избрано направление, подтвердившее впоследствии свою жизнеспособность: компьютер должен войти в жизнь ребенка через игру. Игра – яркая, полноправная в эмоциональном отношении практическая деятельность – является для ребенка ведущей (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин).

На втором этапе ведется комплексная разработка программно – методических средств, образцов игрового оборудования и дидактических пособий, осуществляются программы подготовки специалистов. Начинает формироваться уровневая база знаний.

В настоящее время компьютерные программы, методические, а также сертификационные рекомендации, разработанные специалистами Ассоциации «Компьютер и детство», используются в практической работе нескольких тысяч детских дошкольных учреждений в различных городах и поселках России, Украины, Беларуси, Молдовы, Киргизии, Литвы и других государств.

Третий этап информатизации дошкольного уровня образования приведет к радикальной перестройке содержания и методов дошкольного воспитания и обучения. Новые информационные технологии войдут в систему дидактики детского сада по ряду направлений: они станут новым средством игровой деятельности, умственного, речевого, физического развития детей, реализуют ряд задач диагностики и коррекции психического развития, обогатят новым содержанием общение детей друг с другом и воспитателями; войдут в систему с традиционными играми, игрушками, техническими средствами обучения, разнообразят ассортимент и содержание дидактических пособий.

Интуитивные поиски нижней возрастной границы применимости компьютерной техники привели к появлению персональных компьютеров в дошкольных учреждениях. В США, странах Западной Европы и Японии такая тенденция связана еще и с широким распространением дешевых домашних компьютеров и производством огромного числа компьютерных игр для досуга детей и взрослых.

Этот класс компьютерных программ насчитывает сотни наименований. Однако с точки зрения содержания большинство реализуют 3 – 4 идеи (погоня, лабиринт, имитация военных действий) и отличаются лишь внешним оформлением и элементами пользовательского сервиса. Рассчитаны они на широкий возрастной диапазон – от младших школьников до взрослых. В некоторые несложные игры с успехом играют и дети дошкольного возраста.

За рубежом для детей дошкольного возраста разрабатывается немало обучающих программ. В основном это внешне привлекательные программы по обучению чтению и письму, а также математике.
Новизна.
Новизна опыта состоит в создании и отборе автором системы диагностического инструментария, методических разработок рекомендаций, развивающих занятий с детьми; организации ознакомительной, просветительской работы с родителями, педагогами по данной проблеме.



Каталог: images -> doshkolnoe-obrazovanie
images -> Методология психологической науки
images -> Контрольные вопросы к экзамену кандидатского минимума
images -> Гендерная психология
images -> Эссе «Социальные проблемы молодежи в современном обществе»
images -> В ходе исследования опрошено 96 родителей, имеющих детей 3-5 лет
images -> Сетевое обучение проектированию онтологий на примере онтологии компьютерных вирусов
images -> В. Од. 10 Деловые коммуникации
doshkolnoe-obrazovanie -> Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование на математических занятиях и в свободной деятельности дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница