Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша Воспитатель Юровская Г. И



Скачать 131.18 Kb.
страница1/3
Дата04.06.2018
Размер131.18 Kb.
ТипЗадача
  1   2   3

Отдел образования, спорта и туризма Сенненского райисполкома

Государственное учреждение образования

«Ясли-сад №1 г. Сенно»


Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша
Воспитатель Юровская Г.И.


d:\фото\дети занятия\img_4419.jpg



АННОТАЦИЯ

Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса.

Решается она в основном средствами занимательности в обучении математике.

Математика дает реальные предпосылки для развития логического мышления.

Задача воспитателя – помочь детям в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, руководить умственной деятельностью детей, организовывать и направлять ее.



Актуальность данного опыта заключается в изучении познавательных интересов и развитии логического мышления на занятиях и в повседневной жизни у детей дошкольного возраста, в создании оптимальных условий для развития у них логического мышления через грамотное построение целостного педагогического процесса.

Дошкольники проявляют высокую познавательную активность, они буквально забрасывают старших разнообразными вопросами об окружающем мире. Исследуя предметы, их свойства и качества, дети пользуются разнообразными обследовательскими действиями: умеют группировать объекты по цвету, форме, величине, назначению, количеству; умеют составить целое из 4-6 частей; осваивают счёт.

Перед педагогами стоит задача: развивать умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать свое мнение.

Обучать детей нужно только в системе и на основе личностно – ориентированной модели общения, которая направлена на развитие познавательных знаний, охрану его физического и психического здоровья, наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства.

Только в этом случае ребенок, посещающий детский сад, в дальнейшем может стать интересным, интеллектуальным человеком.


Развивающие игры по блокам Дьенеша способствуют развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения обобщать объекты по одному, двум или трем, свойствам.

Блоки Дьенеша дают и первое представление о таких сложнейших

понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции.

Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи: малыш вынужден строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.

Круг задач, решаемых методикой, достаточно обширен: это


  • Развитие образного мышления (ощущения, восприятия, представление)

  • Развитие логического мышления( анализ, синтез. сравнение, обобщение, классификация)

  • Развитие вариативности мышления творческих способностей, фантазии, воображения, конструктивных умений, увеличение объема внимания и памяти

  • Развитие речи, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

А самое главное, играть этими кубиками будет интересно и малышам двух-трех лет и пятилетним дошколятам. А некоторые игры заинтересуют даже первоклашек!

Теоретическую базу опыта составляют:

  • научные исследования и публикации, в которых отражены основные результаты научных поисков (статьи, монографии, сборники научных трудов и т.д.);

  • методическая литература (статьи в специализированных журналах, например, в "Дошкольном воспитании", пособия для воспитателей детского сада и родителей, сборники игр и упражнения, методические рекомендации и т.д.);

  • передовой педагогический опыт по формированию элементарных математических представлений у детей в детском саду и семье,

  • опыт и идеи педагогов-новаторов

В основе опыта лежат идеи Е.И. Пановой, З.А. Михайловой, В.В. Воскобовича, Б.Н. Никитина, М.А. Беженова.

Развивающие игры Б.П. Никитина создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом эти игры развивают такие интеллектуальные качества как внимание, память, умение классифицировать материал, способность к комбинированию.

Игры В.В. Воскобовича отражают игровую технологию интеллектуально – творческого развития детей, что позволяет организовать работу с детьми коллективно, по подгруппам, в самостоятельной игровой деятельности, а также на занятиях.

Методика М.А. Беженова отражает теоретические и практические идеи внедрения в практику работы новых методов обучения по математическому развитию.



Игровые задачи З.А. Михайловой содержат занимательный материал, который окажет помощь воспитателю в активации мыслительных процессов детей при организации, учит последовательно и логически мыслить, догадываться, умственно напрягаться.

Развитие логического мышления у детей постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта.

В настоящее время благодаря усилиям ученых и практиков создана, успешно функционирует и совершенствуется научно-обоснованная методическая система по развитию математических представлений у детей. Её основные элементы - цель, содержание, методы, средства и формы организации работы теснейшим образом связаны между собой и обуславливают друг друга.

Ведущим и определяющим среди них является цель, так как она ведёт к выполнению социального заказа общества детским садом, подготавливая детей к изучению основ наук (в том числе и математики) в школе.

В работах Е.И.Пановой изложены методические рекомендации по использованию дидактических игр и логических блоков.
Одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки Дьенеша, которые способствуют развитию у детей креативного мышления, памяти, воображения и других психических процессов. Самостоятельности в выполнении простых, логико-математических действий, их осознание, развитие способности детей управлять собой, в жизненных ситуациях. Выполнение действий по алгоритму

создает основу совершенствования умения контролировать ход своих решений.



Технология опыта

Исходя из актуальности проблемы поставлена цель: определить, насколько эффективно использование блоков Дьенеша при обучении детей математике в детском саду и в семье.



Задачи

1.Развитие элементов логического мышления с использованием блоков Дьенеша.

2.Совершенствование навыков классификации путем подбора развивающих игр.

3.Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения.

4 Предметно-развивающая среда и игровой материал.

5.Активизация памяти и мышления в процессе игр.

6. Закрепление навыков ориентировки в пространстве.

Данные задачи решаются мной во всех видах деятельности; на занятиях, в играх, в самостоятельной деятельности детей.

Развитие логическое мышления у детей – процесс длительный и весьма трудоемкий; прежде всего для самих детей – уровень мышления каждого очень специфичен. Предлагаем рассмотреть закономерности развития логического мышления на разных возрастных этапах. Мысленно распределяем детей на три группы:

Error: Reference source not found Такое разделение помогает ориентироваться в подборе занимательного материала и задач, предупреждает возможные перегрузки «слабых» детей, потерю интереса (ввиду отсутствия усложнений) – у «сильных». Детям, справляющимся с логическими задачами на среднем уровне, предлагаем варианты подобных задач, а так же подключаем к играм соревновательного характера.

Особый подход необходим к «слабым» детям. Учитывая их психические и физические особенности, внушаем им уверенность в себе, подводим к самостоятельному решению простых задач. В случае быстрого утомления, вид деятельности сменяется. Такая форма взаимодействия с воспитанниками очень эффективна. Она помогает сплотить коллектив, дает возможность самоутвердиться успевающим детям и почувствовать уверенность в своих силах – более слабым.

Предлагаем рассмотреть закономерности развития логического мышления дошкольника на разных возрастных этапах. Начинается мышление маленького ребенка с процесса членения воспринимаемого им предмета, анализа частей.

Ребенок в возрасте 2 лет снимает кольца с башенки, вынимает палочки из коробки, снимает колесики с тачки. Наряду с этим он устанавливает таким же практическим путем и первые связи. Он нанизывает обратно кольца на палочку, складывает картинку из отдельных кусков, красные пуговицы укладывает в одну коробку, синие – в другую. Во всех подобных действиях ребенок обобщает сходные предметы, объединяет их в какие – то группы. Это одна из самых ранних форм синтеза.

Трехлетний ребенок, рассматривая тачку, показывает отдельные части. Спрашиваем: «Это что? Это колеса. Это кузов». Так же идет рассматривание картинок в книжке. Через некоторое время ребенок сам оказывается в состоянии показать отдельные предметы.

А у детей 4 – 5 лет к операции «анализ» присоединяется операция «сравнение». Беседы о предмете с детьми старшего дошкольного возраста ведут к дальнейшему «дроблению цельностей на отдельности».

Операция классификации в дошкольном возрасте так же имеет свои уровни. Существует следующая закономерность:- Дети 3 - 4х лет лучше классифицируют предметы (чем картинки и слова);- Дети 5 лет лучше классифицируют картинки (чем предметы и слова);- Дети 6 лет лучше классифицируют слова, нежели предметы и картинки.

Поэтому мышление младшего дошкольника настолько конкретно, что требует непосредственного восприятия предмета мысли и действия с ним. Старший же дошкольник способен мыслить не только при наличии предмета или его изображения, но и при полном отсутствии его. Поэтому при обучении дошкольников умению классифицировать осуществляем постепенный переход от чувственного материала к словесному.

Исходя из этого следует вывод, что развивающая среда должна обязательно включать в себя игровой материал разного уровня сложности. Для I уровня (младший – средний возраст) рекомендуется иметь лото, парные картинки, крупную и гвоздиковую мозаики, набор кубиков, развивающие игры («Сложи узор», «Сложи квадрат»), игры с элементами моделирования и замещения, Блоки Дьенеша, легкий модульный материал, строительные наборы (напольные, настольные).




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница