«Развитие логического мышления дошкольников – одно из важнейших условий предшкольной подготовки»



Скачать 54.54 Kb.
Дата04.06.2018
Размер54.54 Kb.

«Развитие логического мышления дошкольников – одно из важнейших условий предшкольной подготовки»
Старший воспитатель

ГБОУ Школа № 1161 СП №3

Ратникова Е.С.
Логика есть анатомия мышления.

Джон Локк
В последнее время мы часто слышим критику в адрес образовательного процесса в дошкольных организациях: детям дается сложный, а порою и не нужный объем знаний. У дошкольников почти не остается времени на игры и самостоятельную деятельность. Критика обоснованна. Однако не стоит забывать некоторые объективные факторы, диктующие необходимость усложнения содержания занятий и увеличения объема знаний детей дошкольного возраста.

Во-первых, современный ребенок живет в несравнимо более широкой информационной среде, чем его сверстник несколько десятилетий назад. На детей обрушивается огромный поток информации, которая нередко действует на них агрессивно. Необходимо научить ребенка справляться с нею, обрабатывать и анализировать ежедневно увеличивающийся объем знаний.

Во-вторых, необходимо учитывать реалии современного общества. Сегодня в социуме ценятся люди, обладающие широким запасом знаний, мыслящие конструктивно и оригинально, умеющие находить выход из разных ситуаций. Человек, способный предложить нетрадиционный подход к той или иной проблеме, намного привлекательнее для современного работодателя, чем инертный, но исполнительный работник. Поэтому уже с детства в ребенке необходимо формировать способность выдвигать разнообразные идеи, которые отличаются от очевидных и банальных, то есть развивать оригинальность мышления.

В-третьих, требования и программы школы сегодня таковы, что ребенок почти с первых дней обучения сталкивается с разнообразными задачами достаточно высокого уровня сложности. Поэтому без хорошей интеллектуальной подготовки первокласснику приходится очень трудно.

Эти объективные факторы указывают на то, что проблема познавательного развития важна сегодня, как никогда. Несомненно, развитие мышления зависит от объема знаний полученных ребенком. Но запас знаний в условиях современного прогресса заканчивается очень быстро, а несформированность умения продуктивно мыслить очень быстро приводит к появлению "проблем в обучении". В то же время ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным. Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований Л.А. Венгера, Д.Б. Эльконина, Н. Н. Поддьякова подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься.

Дошкольный возраст – это этап интенсивного развития. При этом особенностью данного периода является то, что прогрессивные изменения отмечаются во всех сферах, начиная от совершенствования психологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.

Развитие мышления дошкольника происходит поэтапно: от наглядно-действенного к наглядно-образному, а от него через наглядно-схематическое к логическому мышлению.

Наглядно-действенное мышление является подготовительным, оно способствует накоплению фактов, сведений об окружающем мире, созданию основы для формирования представлений и понятий, т. е. предваряет абстрактное, логическое мышление.

В старшем дошкольном возрасте ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление. Наглядно-образное мышление, как и наглядно-действенное, включает в себя пробы, направленные на поиски решения задачи, но эти пробы выполняются в уме, при помощи образов.

Логическое мышление - это мышление при помощи рассуждений. Рассуждать - значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос.

Одним из условий формирования логического мышления у дошкольников является учет особенностей психического развития детей данного возраста. Все психологические новообразования детей указанного периода отличаются незавершенностью. Это обусловливает особенности их обучения, которое должно сочетать в себе черты игры и направленного обучения.

    Овладение мыслительными операциями является основой развития умственных способностей ребенка и невозможно без занимательных игр математического содержания. Любая математическая задача на смекалку несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Смекалка, воображение, находчивость, инициатива проявляются  в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

    В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа, безусловно, активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для подготовки к школьному обучению. Важно, начиная с дошкольного возраста, развивать у детей логическое мышление, так как интеллектуальная деятельность уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.

Проблемой развития логического мышления у детей дошкольного возраста я занимаюсь более 15 лет. Эта проблема всегда была для меня одной из приоритетных в предшкольной подготовке, т.к. ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба: решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка; ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению. Овладев же логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Мое глубокое убеждение, что развитие логического мышления должно быть неотъемлемой частью работы по подготовке дошкольников к школе. Возможно даже выделенное в отдельное занятие в рамках программы дополнительного образования дошкольной организации, как это сделано в нашем саду.

Результаты диагностики за многие годы подтверждают, что дети, посещавшие эти занятия, гораздо легче проходят процесс адаптации в начальной школе, и намного успешнее своих одноклассников в обучении. Учителя начальной школы отмечают, что этим детям намного легче дается учебный материал, им легче справляться с учебной программой соответствующей ФГОС НО нового поколения.

Еще одним важным аспектом этой проблемы является подбор учебного материала. Хорошим решение становится использование тетрадей на печатной основе. В современных условиях таких пособий представлено великое множество, необходимо лишь выбрать наиболее близкое лично Вам как педагогу, и соответствующее уровню детей конкретной группы. В самом начале моей работы по развитию логического мышления у детей выбор был не столь широк, и я не могла подобрать для своих занятий что-то конкретное. Это побудило меня создать свое пособие для детей 6-7 лет, с которым я успешно работала некоторое время. Позднее, создавая программу для детей 5-6 лет, я сделала пособие на основе изученного мной материала. В последние годы с появлением большого количества современных ярких пособий, отвечающим всем требования, предъявляемым мной к подбору материала для занятий, отпала необходимость в использовании «кустарных» самодельных рабочих тетрадей и значительно облегчило работу педагогов в этом направлении. Ну, а в необходимости овладения дошкольниками логическими приемами никто уже не сомневается. Ведь сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие приемы - применяются во всех видах деятельности. Их используют начиная с первого класса для решения задач, выработки правильных умозаключений. Сейчас, в условиях коренного изменения характера человеческого труда, ценность такого знания очевидна. Свидетельство тому – огромное значение компьютерной грамотности, одной из теоретических основ которой является логика.



В заключении хотелось бы отметить, что развивая своё логическое мышление, мы способствуем работе интеллекта, а интеллект – это гарантия личной свободы человека и самодостаточности его индивидуальной судьбы. Чем в большей мере человек использует свой интеллект в анализе и оценке происходящего, тем в меньшей мере он податлив к любым попыткам манипулирования им извне.
Каталог: files
files -> Истоки и причины отклоняющегося поведения
files -> №1. Введение в клиническую психологию
files -> Общая характеристика исследования
files -> Клиническая психология
files -> Валявский Андрей Как понять ребенка
files -> К вопросу о формировании специальных компетенций руководителей общеобразовательных учреждений в целях создания внутришкольных межэтнических коммуникаций
files -> Русские глазами французов и французы глазами русских. Стереотипы восприятия


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница