Развитие критического мышления студентов средствами информационных технологий на основе парциальной модели



Скачать 79.81 Kb.
Дата25.05.2018
Размер79.81 Kb.

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОСНОВЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ МОДЕЛИ
Л.Л. Супрунова, доктор педагогических наук, профессор

suprunova@pglu.ru; pedagogika@pglu.ru

В.Г. Бедненко, кандидат педагогических наук

Пятигорский государственный лингвистический университет, Россия

valeron1982@inbox.ru


Переход высшей школы на многоуровневую структуру образования выдвигает новые требования к профессиональной подготовке студентов. Среди таких требований в период информатизации образования особое значение приобретают умения работать с информацией из различных источников, способность отбирать необходимые знания с помощью информационных технологий, использовать программные средства для критического оценивания информации.

Формирование у студентов вуза способности к критическому мышлению рассматривается многими зарубежными и отечественными учеными (Г. Линдсей, Р.Ф. Томпсон, К.С. Халл, Г.В. Сорина, А.В. Федоров, Е.И. Федотовская) как существенная предпосылка расширения сферы самосознания, повышения познавательной активности, успешного личностного и профессионального становления молодежи. В связи с этим, в современной педагогической науке большое внимание уделяется теоретическому обоснованию технологий развития критического мышления в системе высшего профессионального образования [3; 4, с. 97-110; 6, с. 43-51; 7, c.24].

Важную роль в овладении студентами критическим мышлением играют информационные образовательные технологии. Использование информационных технологий в образовательном процессе с целью развития критического мышления повышает мотивацию, возможности обучаемых в поиске и переработке информации. Вместе с тем педагогической наукой недостаточно изучены эти возможности. Образовательная практика свидетельствует о том, что многие студенты не умеют использовать ресурсы информационных технологий для критического анализа и практического применения необходимой информации. Изложенное позволяет считать, что развитие у студентов вуза критического мышления средствами информационных технологий представляет собой важную педагогическую проблему, которая требует дальнейшего научного осмысления и теоретического обоснования.

Теоретический анализ научной литературы по проблемам критического мышления, образовательных технологий, информационной образовательной среды вуза, осмысление изученного материала, сопоставление выявленного в результате этой работы теоретико-педагогического потенциала с образовательной практикой позволили нам разработать парциальную модель развития у студентов критического мышления средствами информационных технологий. Сущностью названной модели является то, что материал, предназначенный для усвоения, включается во все темы учебного курса в виде определенных идей, понятий, ценностей, способов познавательной деятельности [2, с. 22-23]. Преимущества парциальной модели заключаются, на наш взгляд, в том, что ее реализация в образовательном процессе позволяет, не нарушая логики и структуры курса, эффективно решать задачи развития критического мышления в определенной последовательности на основе четко структурированного содержания.

Основными задачами обучения в рамках парциальной модели являются: развитие личности студента, создание и использование таких образовательных методик и технологий, которые предусматривали бы возможность развития у них общеметодологической культуры и научного мировоззрения, расширения мировоззренческой позиции посредством анализа аргументов, объяснений, гипотез, установления межпредметных связей [1, с. 8-32]. Одним из путей эффективного решения этой задачи может стать развитие критического мышления у студентов на основе отбора соответствующего содержания учебного материала, выбора форм и методов организации учебно-познавательной деятельности в учебном курсе «Информационные технологии в образовании».

Технология развития у студентов критического мышления представляет собой совокупность стратегий и приемов, направленных на то, что бы сначала заинтересовать обучаемого (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретенные знания и применить их на практике. Мы полагаем, что качество образовательного процесса в вузе может значительно повыситься, если преподаватель обучает студентов критическому мышлению на основе использования информационных технологий. Мы разработали парциальную модель развития у студентов критического мышления средствами информационных технологий, которая состоит из следующих компонентов: цели, принципов, этапов ее реализации, методов, средств и условий успешного достижения сформулированной цели.

Целью развития у студентов критического мышления средствами информационных технологий является формирование способности анализировать факты, явления и процессы с позиций логики, в их взаимосвязи и взаимозависимости.

Процесс развития у студентов критического мышления основан на принципах культуросообразности, научности, управления деятельностью студентов, многокомпонентности информационной образовательной среды, интегральности, адаптивности. Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач: формирование у студентов положительной мотивации к использованию информационных технологий для поиска и анализа необходимой информации; развитие умений отбирать поступающую информацию и выделять в ней сущность; формирование готовности использовать эту информацию в решении познавательных профессиональных задач.

Реализуя парциальную модель развития у студентов критического мышления в содержании курса «Информационные технологии в образовании», мы включили в этот курс понятия, характеризующие сущность и особенности критического мышления. Кроме того, введен материал, раскрывающий представления о правилах логики, синтезе, анализе, абстракции, обобщении, о способах формирования критического мышления, сходстве и отличии критического и творческого мышления, понятия о критичности ума, критике и самокритике. Обновленное содержание курса обеспечивает формирование умений выявлять основную проблему, прояснять ситуацию, анализировать имеющиеся в информации доводы и аргументы, разрабатывать критерии для оценки надежности источников информации, владение способами получения достоверной информации, умения работать с электронными источниками. Содержание курса позволяет также осуществлять самостоятельный перенос усвоенных знаний и умений в нестандартные ситуации, а также развивать умения составлять и решать творческие умения, формировать рефлексию, положительное отношение к критике, самокритичность, убежденность в необходимости анализа явлений, фактов, процессов с различных точек зрения.

В курсе «Информационные технологии в образовании» нами предусмотрены следующие этапы технологии развития критического мышления. На первом этапе создаются условия для активного познания студентами информации в контексте определенной проблемы для актуализации имеющихся знаний, побуждения интереса к теме и определения цели изучения материала. На этапе осмысления, организуется обсуждение проблемы, выбор соответствующих действий ее решения; планирование путей решения. На третьем (рефлексия) формируется личное отношение студентов к изучаемому материалу. При поддержке преподавателя осуществляется обобщение доводов, доказательств, формирование самооценки и публичной оценки познавательной деятельности студентов. На четвертом этапе студенты под руководством преподавателя разрабатывают и выполняют задания, нацеленные на применение приобретенных знаний и сформированных умений, способов критического мышления в новых нестандартных ситуациях.

В рамках разработанной нами технологии развития у студентов критического мышления целесообразно использовать следующий педагогический инструментарий: мультимедийные средства, Интернет-технологии, пакет Microsoft office, программы-тренажеры, on-line тесты, составление списка известной информации, рассказ-предположение по ключевым словам, графическая систематизация на экране компьютера материала (кластеры, таблицы), выделение из текста существенных признаков понятия, стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях (синквейн). Основными средствами развития у студентов критического мышления в нашей модели являются электронная библиотека, электронные учебники, Интернет – классы.

Нами предлагаются следующие педагогические условия развития критического мышления в рамках разработанной модели: обновление содержания учебных курсов материалом, позволяющим развивать у студентов критическое мышление; активное использование в образовательном процессе мультимедийных средств, Интернета, пакета Microsoft office, программ-тренажеров, on-line тестов для обучения студентов способам критического мышления, реализация обучающей, развивающей, воспитательной и креативной функций информационных технологий, педагогическая поддержка студентов в использовании информационных технологий.

Сущность педагогической поддержки обучащихся в развитии критического мышления средствами информационных технологий заключается, на наш взгляд, в том, что такая поддержка осуществляется через создание совокупности педагогических условий, детерминирующих саморазвитие личности. К таким условиям относятся: активность информационной образовательной среды (ИОС), высокий уровень мотивации и рефлексивной культуры учащегося, соблюдение принципа гуманизации при субъект-субъектном взаимодействии, поддержка педагогических инициатив [5, с. 230-239].

С точки зрения технических ресурсов, для организации педагогической поддержки достаточно тех, которыми сегодня обладают вузы, а именно Интернет – классы с выходом в Интернет. С точки же зрения интеллектуальных затрат реализация этого условия требует нахождения такого содержания работы со студентами, которое было бы востребовано обществом, создавало у учащихся ощущение психологического комфорта, связанное с возможностью получения своевременной квалифицированной профессиональной помощи через его вовлеченность в ИОС, создаваемую на основе информационных технологий.

Поэтому, содержанием педагогической поддержки в ИОС вуза является организация и управление преподавателем деятельностью студентов по поиску, переработке, созданию и применению новой информации, имеющей ценность для обучающегося с точки зрения повышения его информированности, уровня критического мышления, профессиональной компетентности и общего уровня культуры. Таким образом, информационные технологии на основе педагогической поддержки представляют собой один из наиболее успешных способов обучения критическому мышлению в ИОС вуза. Видами педагогической поддержки студентов в информационной образовательной среде вуза на различных стадиях развития критического мышления выступают: мотивирующая, инструктивная, консультативная, коммуникативная, корректирующая.

Мы полагаем, что разработанная нами парциальная модель формирования у студентов критического мышления средствами информационных технологий может существенно повысить качество подготовки студентов к продуктивной познавательной и профессиональной деятельности в условиях динамично меняющегося современного мира.


Литература:

  1. Алексеев, В.В. Школа модернизации: эволюция теоретических основ / В.В. Алексеев, И.В. Побережников // Уральский исторический вестник. – Екатеринбург. – 2000. – №5-6. – С.8-32.

  2. Давыдов, Ю.С. Концепция поликультурного образования в высшей школе Российской Федерации / Ю.С. Давыдов, Л.Л. Супрунова. – Пятигорск, 2003. С.22-23.

  3. Линдсей, Г. Творческое и критическое мышление [Электронный ресурс] / Г. Линдсей, К.С. Халл, Р.Ф.Томпсон // Хрестоматия по общей психологии. - Вып. III. Субъект познания; отв. ред. В.В.Петухов. – Режим доступа: http: // www.tsure.ru

  4. Сорина, Г.В. Критическое мышление: история и современный статус / Г.В.Сорина // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. – 2003. – №6. – С. 97-110.

  5. Тихомирова, Е.И. Технологии психолого-педагогического сопровожде-ния профессионально-личностного развития студентов / Е.И. Тихомирова // Известия Академии педагогических и социальных наук. – Ч.II. М., 2008. – №12. – С.230-239.

  6. Федоров, А.В. Специфика медиаобразования студентов педагогических вузов / А.В.Федоров // Педагогика. – 2004. – №4. – С. 43-51.

  7. Федотовская, Е.И. Методика развития критического мышления как важного фактора формирования иноязычной коммуникативной компетенции в специализированных вузах: автореф. дис. … канд. пед. наук / Е.И. Федотовская. – М., 2005. – 24 с.



Каталог: archive -> doc2011
archive -> Этика дискурса сформировалась в значительной степени под влиянием «прагматического поворота» и аналитической дискуссии в европейской философии XX века
archive -> Темы контрольных работ по курсу «история античной философии»
archive -> Лекции 4 часов, семинары 16 часов, сам работа часов, экзамен. Тема Парадигмы и концепции в философии науки
archive -> Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2017
archive -> Конференция «Ломоносов 2017» Секция «Психология современной семьи»
archive -> Первая глава «Виртуальность современного общества: история и современность» состоит из двух параграфов, в которых
archive -> В. И. Игнатьев, докт филос наук, профессор кафедры социологии Новоси- бирского государственного технического университета (нгту), А. Н. Степанова
archive -> На Ученом Совете философского факультета
doc2011 -> Роль и значение науки в современном образовании


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница