Развитие интеллектуальных способностей при организации совместной деятельности на уроках и внеурочной деятельности



Скачать 23.86 Kb.
страница1/3
Дата23.07.2018
Размер23.86 Kb.
ТипУрок
  1   2   3

Развитие интеллектуальных способностей при организации совместной деятельности на уроках и внеурочной деятельности


МБОУ Гимназия № 4
учитель начальных классов
Пустозерова Татьяна Викторовна
г. Новосибирск
2013 год

Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных качеств интеллекта, побуждает учителя к постоянному поиску путей обновления образовательного процесса, а так же выявлению и созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия и развития интеллектуального потенциала учащихся.


Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды.


Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития интеллектуальных процессов нельзя.




 Младший школьный возраст   характеризуется интенсивным интеллектуальным развитием. В данный период происходит развитие  всех психических процессов и осознание ребенком  собственных изменений, которые происходят в ходе  учебной деятельности.


В разных психологических  и педагогических источниках понятие «интеллект» раскрывается по-разному.

Интеллект ( от лат. intellectus - разумение, понимание, постижение) – общие способности к познанию, постижению, пониманию.

Векслер: «Интеллект – это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами».

Н.В. Мигашкин: « Интеллект – это способность планировать, организовывать и контролировать свои действия по достижению цели с учётом совладения истины и блага».

И.А. Домашенко: "Интеллект - общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях".

 Интеллект – это совокупность качеств индивида, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека.

- Он характеризуется:
- эрудицией: суммой знаний из области науки и искусства;
- способностью к мыслительным операциям: анализу, синтезу, их производным: творчеству и абстрагированию;
- способностью к логическому мышлению, умением устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире;
- вниманием, памятью,  наблюдательностью, сообразительностью, различными  видами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим, речью и т.д.

Психологи по-разному определяют понятия «интеллект» и « интеллектуальные способности».

М.А.Холодная:

«Интеллект – это форма организации индивидуального опыта умственной деятельности человека».

«Интеллектуальные способности – это индивидуально – психологические свойства человека, являющиеся условием успешности выполнения различных видов интеллектуальной деятельности».

Интеллектуальные способности – это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности.
Под интеллектуальными способностями понимается – память, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание.  Их развитие и является одной из важнейших задач обучения детей младшего школьного возраста.


Терстоунт выделил 7 первичных умственных потенций:

1.Счётная способность (оперирование числами, выполнение арифметических действий).

2.Вербальная/словесная гибкость (лёгкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова).

3.Вербальное восприятие (способность понимать устную и письменную речь).

4.Пространственная ориентация ( способность представлять различные предметы и формы в пространстве).

5.Память.

6.Способность к рассуждению.

7.Быстрое восприятие сходств/различий между предметами и изображениями.



Существенные качества человеческого интеллекта:

*Любопытство (стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях).

*Глубина ума (способность отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного).

*Гибкость и подвижность ума (способность использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления).

*Логичность мышления (способность соблюдения строгой последовательности рассуждений).

*Доказательность мышления (способность к использованию в нужный момент фактов и закономерностей, подтверждающих правильность суждений и выводов).

*Критичность мышления (способность к строгой оценке результатов мыслительной деятельности для отбрасывания неправильных суждений, выводов и решений; способность отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи).

*Широта мышления (способность к всестороннему охвату объекта мыслительной деятельности с учётом исходных данных задачи и многовариантности её решения).



Развитие интеллекта зависит от врождённых факторов (генетические факторы наследственности, хромосомные аномалии).

Но с каким бы потенциалом не родился ребёнок, очевидно, что необходимые ему для выживания формы интеллектуального поведения смогут развиваться и совершенствоваться лишь при контакте с той средой, с которой он будет взаимодействовать всю жизнь. Эмоциональное общение новорожденного ребёнка с матерью, взрослыми людьми имеет решающее значение для интеллектуального развития ребёнка.



Считается, что развитие интеллектуальных способностей – процесс индивидуальный, и для повышения его эффективности необходим личностно – ориентированный подход и учёт индивидуальных особенностей учащихся.

В условиях же современной школы подразумевается коллективный способ обучения. Значит, необходима интеграция индивидуальной работы учащихся с коллективными формами формирования новых знаний.

От способности педагога организовать совместную деятельность зависит возможность достигнуть желаемых результатов, комфортность педагогического процесса.

Сотрудничество налаживается для того, чтобы обучаемый приобретал знания и способы деятельности, опыт общения и социальной активности. Оно необходимо для того, чтобы ребёнок умел трудиться в большом коллективе, в малой группе и индивидуально.


Каталог: system -> files
files -> 1 И. А. Гончаров, полагал, что комедия Грибоедова никогда не устареет. Чем можно объяснить её бессмертие?
files -> «Подготовительный класс»
files -> Программа учебной дисциплины «Философские проблемы науки и техники»
files -> Рабочая программа учебной дисциплины история и философия науки направление подготовки
files -> Пути русского богословия
files -> Информация – это: структурная информация
files -> Рабство воли
files -> Евангелие Воскресения
files -> Конспект по Истории Римо-Католической Церкви для 3-го курса


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница