Развитие информационного общества



Скачать 264.54 Kb.
страница1/10
Дата23.07.2018
Размер264.54 Kb.
ТипЛекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Лекция 1 Основные поня­тия информаци­онного общества
Учебные вопросы:
Введение

  1. История информатизации общества.

  2. Закон экспоненциального роста объема знаний.

3. Формирование теоретических и концептуальных основ постиндустриализма.

Введение

В настоящее время происходит очередной этап технологической и мирной социальной революции – становление информационного общества. Современные информационные и телекоммуникационные технологии (ИТТ) существенно меняют не только то, как мы производим продукты и услуги, но и то, как проводим досуг, реализуем свои гражданские права, воспитываем детей. Они оказывают решающее воздействие на изменения, которые происходят в социальной структуре общества, экономике, развитии институтов демократии. Информационные и телекоммуникационные технологии породили не только разнообразные социальные эффекты, но привели к возникновению нового течения общественной мысли, известного под названием теории информационного общества. Эта теория находится в самом начале своего становления, хотя первые работы, связанные с этой тематикой, появились в 6070-х годах XX-го века и носили не столько научный, сколько футуристический характер, иногда смыкаясь с научно-фантастической литературой. Сегодня технологическая составляющая общественного развития существенно более значима, чем она была 100 лет назад, а скорость происходящих под её воздействием изменений столь велика, что на глазах одного поколения происходит несколько циклов технологического обновления. Соответственно появляются и возможности для общих выводов, в том числе и философского характера. Изучение современной ситуации становления информационного общества невозможно без прослеживания воздействия новейших информационных и телекоммуникационных технологий на экономику, право, государство и личность. Изучение этого взаимодействия приводит к выводам, в конечном счете, касающихся перспектив развития общества, места и роли в нём человека и государства. Взаимоотношение «общество – новейшие технологии» всегда было традиционным объектом философских исследований. Специфика современной ситуации в том, что изменения в информационной индустрии столь стремительны и обладают столь всеобщим действием, что приходится одновременно изучать процессы, как на эмпирическом, так и теоретическом уровнях, и на их основе делать обобщения и строить рекомендации. Многие перспективные направления сегодня только намечаются, но они настолько быстро могут воплотиться в жизнь, что времени для выжидания, пока они окончательно оформятся, просто нет. Поэтому столь необходимы анализ становления информационного общества, выработка стратегии, позволяющие государству вместе с частным сектором, промышленностью и научно-технической интеллигенцией определить цели и задачи на пути к глобальному информационному обществу. Важно общественное осознание, что «информационное общество» – это не умозрительная конструкция, некий идеальный образ будущего, который в очередной раз предлагается в качестве ориентира. Оно обладает реальными, объективными признаками. Мы будем анализировать события в разных отраслях информационной индустрии и её воздействия на различные сферы общества. Информационное общество возникает в рамках существующих индустриальных и постиндустриальных обществ с разной степенью интенсивности, но в соответствии с общими закономерностями, анализ которых позволяет выработать рекомендации, ускоряющие процесс его формирования в интересах личности и общества. Информационное общество можно рассматривать как эволюционное продолжение индустриального общества, в котором наиболее быстрыми темпами растут секторы, связанные с созданием и потреблением информации. Предмет курса лекций – объективные основания и общие закономерности становления информационного общества; воздействие информационных и телекоммуникационных технологий на различные сферы жизнедеятельности общества; роль государственной политики в процессе перехода к информационному обществу. Задачи настоящего курса состоят в следующем: сформулировать базисные понятия, характеризующие информационное общество; выявить основные положения концепции информационного общества как типа общества, эволюционно возникающего из постиндустриальных обществ; изучить общие закономерности становления информационного общества; определить экономические, правовые, социально-культурные, технологические основания информационного общества и дать их философско-методологический анализ; предложить методологические принципы государственной политики по формированию информационного общества в России. Информационно-технологическая революция, разворачивающаяся на наших глазах, определяет движение к совершенно новому типу общества - информационному, или, как его еще называют, обществу знания.


Каталог: company -> personal -> user -> 8437 -> files -> lib -> Развитие%20информационного%20общества -> Лекции
Лекции -> Лекция №7 Международное сообщество о политике в области государственной информации, являющейся общественным достоянием
user -> Лекции по социологии
user -> Предмет, метод и функции геополитики
user -> Лекция Брак и семья
user -> Учебно-методическое пособие по дисциплине «этика. Эстетика» для самостоятельной работы студентов очной и заочной формы обучения
Лекции -> Лекция №10 Развитие информационного общества в России и актуальные проблемы информационной безопасности Учебные вопросы


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница