Развитие ценностных ориентаций подростков в образовательном пространстве школы-интерната



Скачать 162.28 Kb.
страница1/2
Дата09.07.2018
Размер162.28 Kb.
  1   2

Казанова Е.В., педагог-психолог высшей квалификационной категории ЧОУ «Школа-интернат им. Преподобного Сергия

Развитие ценностных ориентаций подростков в образовательном пространстве школы-интерната



Школа-интернат — образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях воспитания детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни и всестороннего раскрытия творческих способностей. По официальной статистике, в России сегодня более 260 тысяч детей-сирот. У них нет семьи, и живут они примерно в 1500 детских домах, 240 домах ребенка, более чем 300 школах-интернатах для детей-сирот, 700 социальных приютах и 750 социально-реабилитационных центрах. И это не считая детей, которые находятся в школах-интернатах в связи с проблемами семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Этот факт приобретают все большую остроту и актуальность, так как их число с каждым годом не уменьшается, а непрерывно растет. Причины связаны с проблемами экономического, демографического и социально-политического характера.

       Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность к участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.

Актуальность рассматриваемого вопроса заключается в уникальности сложившейся для молодежи социальной ситуации развития, в том, что прежние ориентиры и ценности общества уже утратили для нее свою значимость, а новые еще не сложились. В этом случае, прежде всего, молодежь получает шанс сделать самостоятельный выбор тех нравственных, политических, социальных и духовных ценностей, на основе которых она начнет строить свое будущее и будущее всего общества.

В Федеральной программе развития образования в нашей стране в качестве одной из ведущих выделяется задача формирования у школьников направленности на ценности здоровья и здорового образа жизни. Решение этой задачи возможно при условии осмысления традиционной системы формирования ценностных ориентаций подростков в образовательном пространстве школы-интерната с позиции аксиологического подхода, что позволяет сформировать у них ценностные ориентиры на поддержание и укрепление здоровья как базовой ценности человека, личностную и профессиональную самореализацию, эффективное взаимодействие в обществе. Обучение в школе-интернате направлено на создание условий, способствующих более качественному образованию для детей, которые имеют способности к овладению теми или иными науками. В свою очередь, современный подход к развитию человека требует учета не только познавательных интересов школьника, но и обеспечения условий для целостного развития личности на каждом из возрастных этапов.



Подростковая пора наступает, когда ребенок переступает границу десяти-одиннадцати лет и продолжается до 15-16 лет. Подросток в этот период начинает воспринимать мир как взрослый, моделировать поведение старших, самостоятельно делать выводы. У него появляется личное мнение, он ищет свое место в обществе. Усиливается интерес и к своему внутреннему миру. Подросток сам ставит цели и пытается достигать их.

В подростковом возрасте очень важна роль ценностных ориентаций в механизме социальной регуляции поведения, взаимосвязи ценностных ориентаций с индивидуально-типологическими и характерологическими особенностями личности с профессиональной направленностью и т.д. Для этого возраста помимо традиционных ценностей социума особое значение имеет ориентация на личностное общение, поэтому в становлении системы ценностных ориентаций важную роль играет общение со сверстниками, ситуации столкновения с противоположными взглядами, мнениями. Однако процесс становления системы ценностных ориентаций может и тормозиться, приводя к возникновению феномена нравственного инфантилизма, который в последнее время вызывает беспокойство все большего числа психологов и педагогов.



Кроме психологических изменений, в указанный период времени происходят физиологические изменения: ребенок быстро растет, появляются вторичные половые признаки, меняется гормональный фон и так далее. Проблемы возникают у подростков по различным причинам. Но в основу можно положить следующие внутренние конфликты:

- желание стать взрослым;

- отрицание ценностных ориентиров, по которым живут взрослые;

-ощущение себя в центре Вселенной и неприятие этого со стороны окружающих;

- половое созревание и страх перед новым Я;

-влечение к подросткам противоположного пола и неумение построить со сверстниками отношения.

В итоге подростку тяжело справиться с новыми бурными эмоциями, и специалисты должны быть всегда готовы вовремя поддержать ребенка или дать ему совет. Если же в подростковом периоде на него, помимо трудностей с изменением организма, наваливаются и другие, например, низкая культура родителей, алкоголизм в семье, занятость родителей своими делами или работой, то такая личность может автоматически попасть в категорию "трудных".

Недостаточная изученность  проблемы формирования ценностных ориентаций  подростков в учебно-воспитательном процессе школы-интерната, связана с особенностями деятельности образовательного учреждения, осуществляющего во взаимосвязи процессы обучения, воспитания, лечения, а также со сложностью самого явления ценностной ориентации личности, требует выявления и научного обоснования организационно-педагогических условий формирования ценностных ориентаций подростков, отражающих содержательную сторону их направленности на базовые ценности человека. Проблема формирования ценностных ориентаций личности подростка основательно исследуется в работах А.М. Гендина, М.Г. Казакиной, Т.Н. Мальковской, В.А. Сластенина, Г.И. Чижаковой, М.И. Шиловой и др. Подходы к их формированию раскрывают совокупность педагогических приемов, средств, обеспечивающих становление системы устойчивых отношений личности обучающегося, принятия им образовательных, воспитательных ценностей как базовых для человека, формирование установок на те или иные ценности материальной и духовной культуры.



Педагогической наукой обобщены теоретические подходы к исследованию процесса формирования ценностных ориентаций обучающихся в образовательном пространстве школы-интерната: изучаются особенности усвоения подростками нравственных ценностей (Т.А. Казимирская, Г.П. Савкина и др.); изучается взаимосвязь ценностных ориентаций и мотивации учения подростков (Ю.В. Любимова, Е.Ф. Ященко и др.). Работы В.С. Собкина и его научной школы раскрывают особенности формирования ценностных ориентаций школьников с проблемами физического развития, при этом внимание исследователей акцентируется на круге вопросов, связанных с фиксированностью школьников на состоянии своего здоровья и механизмах его компенсации.

Общим для названных работ являются установление различий ценностных предпочтений физически здоровых подростков и подростков с ОВЗ, выявление наличия у них ценностных ограничений, определяющих цели, интересы, идеалы и убеждения обучающихся, связанные с состоянием их здоровья.

Самосознание личности во многом определяется структурой ценностных ориентаций, что в дальнейшем влияет на становление системы отношений к себе, окружающим. В свою очередь, ценностные ориентации представляют собой сложное отражение объективных потребностей и интересов, как общества, социальных групп, так и личности отдельного человека, являющегося частью социума, который способствует формированию у него соответствующих ценностных ориентиров, определяя нравственное сознание и поведение человека.

Система ценностных ориентаций формируется во многом под влиянием ценностей ближайшего социального окружения: семьи, референтных групп.

Среди факторов, влияющих на формирование идеалов и ценностных ориентаций учащихся, особое место принадлежит учебному коллективу.

В процессе повседневного общения подростков школы-интерната осуществляется взаимный обмен идеями, представлениями, интересами и т.д., что в целом влияет на формирование личности, ее ценностных ориентаций.

Содержание ценностных ориентаций личности также обусловлено характером общественных отношений, развивающихся по объективным законам и детерминирующих субъективные отношения конкретных личностей, проявляясь в их действиях, переживаниях, стремлениях.

Ценности приобретают качества реально действующих мотивов и источников осмысленности действительности, ведущие к росту и совершенствованию личности в процессе собственного последовательного развития.

Ценностные ориентации, являясь, таким образом, механизмом личностного роста и саморазвития, сами носят развивающийся характер и представляют собой динамическую систему.

Одной из особенностей воспитательной системы ЧОУ «Школы-интерната им. Преподобного Сергия» является построение процесса таким образом, чтобы ориентация подростков в мире ценностей человеческой культуры оказывала существенное влияние на их возможности в решении собственных жизненных проблем, не через усвоение заранее заданной системы ценностей, а через самостоятельное формирование личностных ценностных ориентаций.

Важно отметить, что огромное влияние на формирование ценностных ориентаций старшеклассников оказывает гуманистическая ориентация, создание благоприятной психологической атмосферы и учет индивидуальных особенностей каждого участника. Это реализуется благодаря организации индивидуальных и групповых психологических занятий и творческих мастерских.

Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в школе-интернате напрямую связано с подготовкой педагогического состава, направленной на поддержку и развитие творчества обучающихся, установление реального взаимодействия и диалога культур, других элементов педагогики сотрудничества, отраженных в культуросообразных воспитательных моделях.

Для исследования сформированности ценностных ориентаций подростков использовался комплекс эмпирических методов исследования:

теоретические – анализ философской, социологической, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования


Каталог: wp-content -> uploads -> 2018
2018 -> Программа вступительного экзамена в аспирантуру по философии Рассмотрена и одобрена на заседании нтс ао «цнити «Техномаш»
2018 -> Курс лекций «Українські історичні школи»
2018 -> Т. В. Юрьева Историческая интерпретация русского православного иконостаса
2018 -> Методические рекомендации для педагогических работников, родителей и руководителей образовательных организаций по педагогическому
2018 -> Круглый стол «Вечной может быть лишь Россия Духа» /к 70-летию со дня смерти выдающего русского философа


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница