Развитие абстрактного мышления на занятиях по композиции



Скачать 41.66 Kb.
Дата01.08.2018
Размер41.66 Kb.
ТипСтатья

Статья на тему: Развитие абстрактного мышления на занятиях

по композиции
автор Лазарева Александра Германовна

преподаватель МБОУ ДОД "ДШИ" №11

адрес электронной почты: sanya.lazareva.92@mail.ru

номер телефона: 89043186142

Что бы попытаться развить абстрактное мышления, нужно понять, что это такое и для чего оно нужно.

"Толковый словарь русского языка" утверждает, что в научном понятии абстракция – это мысленное отделение каких-нибудь свойств и признаков предмета от самого предмета. Абстрактное мышление – это один из видов мышления, благодаря которому, получается абстрагировать ситуацию от незначительных деталей и взглянуть на нее в целом. Абстрактное мышление позволяет сделать шаг вперед каждому человеку, пересечь границу правил и норм, совершать новые открытия. Умение мыслить абстрактно, должно развиваться у человека с самого раннего возраста, и чем активнее оно развито, тем лучше. Ведь представив ситуацию в другом свете и взглянув на нее по-другому, вы сможете оказать себе неоценимую помощь в поиске новых решений и выхода из сложной ситуации.


Абстрактное мышление не может быть у всех одинаково. У одних есть способность к живописи, у других к поэзии, третьи могут абстрактно мыслить. Но формировать абстрактное мышление необходимо, нужно давать возможность думать, размышлять и фантазировать.

Если абстрактное мышление полностью отсутствует, то это способно привести к возникновению проблем в будущем. Существует очень много видов деятельности, в которых ключевым моментом является возможность абстрактно мыслить. Это касается и многих творческих аспектов. Поэтому очень важно уделять развитию способности размышлять у ребенка достаточно внимания.

Правильно развитое мышление помогает найти решения, не использовавшиеся ранее никем, или даже совершить открытие, а также найти ответы на многие жизненные вопросы. Отличие абстрактного мышления в том, что для того, чтобы сделать соответствующие выводы и заключения, не требуется тесного контакта с изучаемым объектом.

Абстрактное мышление можно и нужно развивать, зародыши его имеются у каждого ребенка, причем – абсолютно жизнеспособные. Но они – как растения. Без должного ухода просто зачахнут. А ведь каждому известно, что если растение полностью высохло, то никакой полив и уход уже не дадут результата.

Абстрактное мышление – это важнейший инструмент в руках человека, позволяющий познать неизведанное, отделить правду ото лжи, сотворить произведение искусства и совершить открытие. Это очень значимое явление, и поэтому оно имеет характерные признаки:

1) отражает особенности окружающего мира без непосредственного воздействия каких-либо явлений на органы чувств. Иными словами, человеку не всегда необходим непосредственный контакт с объектом или явлением для получения новой информации. Он приходит к этому результату, опираясь на свои знания, полученные ранее (студент математического института, решая незнакомую задачу, применяет знания, полученные ранее при решении подобных задач), на опыт (старый охотник, участвующий в облаве, догадывается, в какую сторону будет уходить зверь), на воображение (человек, никогда не бывавший на Гавайских островах, составляет представление о них по описанию собеседника);

2) это всегда обобщение явлений действительности с целью выявить существующие закономерности. Любой человек инстинктивно стремится к упрощению процесса мышления, что увеличивает его скорость и эффективность. Именно к этому результату приводит обобщение. Информация о предмете или явлении как бы сжимается, доступ к ней за счет образующихся связей в мозгу ускоряется. Иными словами, находя в процессе мышления нечто общее между разными предметами, человек как бы ставит эти предметы в один ряд. Таким образом, ему нет нужды запоминать все данные об одном предмете из ряда, а лишь его характерные особенности. Общее для всех этих предметов необходимо запомнить лишь один раз. Для подтверждения можно привести пример с автомобилем. Если попросить человека представить себе автомобиль, в его воображении возникнет объект, как раз, характеризуемый общими признаками, – четыре колеса, несколько дверей, капот, багажник и т. д. Далее необходимо только конкретизировать марку, тип, принадлежность машины;

3) невозможно без непосредственной связи с языковым выражением мысли. Процесс мышления можно условно разделить на два вида – мышление без посредства языка и «внутренний разговор», т. е. протекающее в виде общения с самим собой.

Особенно хорошо развивать абстрактное мышление на уроках изобразительного искусства на занятиях по композиции. Когда педагог с ребятами проводит уроки и просит отобразить тот или иной предмет или чувство через абстрактный образ ребята чувствуют свободу и раскрепощение в своих творческих возможностях. Они не боятся нарисовать, так как рисуют не конкретный образ, а изображают свое чувство к нему, то как они это видят и переживают, через цвет, форму, фактуру, забывая о реальной форме предмета.

Например, было дано задание сделать цветовое пятно в технике монотипия. Монотипия- это (от моно… и греч. τυπος — отпечаток) — вид печатной графики, изобретение которого приписывается итальянскому художнику и гравёру Джованни Кастильоне. После того как ребята сделали отпечаток и он высох, можно приступать к следующему этапу. Ребята должны попытаться увидеть образ кого то или же чего то и дорисовать графическими материалами.



d:\новая папка\новая папка (6)\img_9917.jpg

Рис 1. Образ дракона увиденного в пятне.



d:\новая папка\новая папка (6)\img_9920.jpg
Рис 2. Образ рыбы увиденной в пятне.

d:\новая папка\новая папка (6)\img_9921.jpg

Рис 3.



Список литературы

Интернет- ресурсы

1) Абстрактное мышление в изобразительном искусстве.- Электрон.- дан.- Режим доступа: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-36213/

2) Что такое абстрактное мышление.- Электрон. дан.- Режим доступа: http://www.13min.ru/psixologiya/abstraktnoe-myshlenie.html



3) Абстрактное мышление: понятие, суждение и умозаключение .-Электрон. дан.- Режим доступа: http://www.e-reading.club/chapter.php/99495/12/Shadrin_-_Logikа
Каталог: sites -> default -> files
files -> Валявский Андрей Как понять ребенка
files -> Народная художественная культура. Профиль Теория и история народной художественной культуры
files -> Отчет о научно-исследовательской работе за 2014 год ростов-на-Дону 2014
files -> Учебно-методический комплекс дисциплины философия для образовательной программы по направлениям юридического факультета: Курс 1
files -> Цветков Андрей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии программа
files -> Программа итогового (государственного) комплексного междисциплинарного экзамена по направлению 521000 (030300. 62) «Психология»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница