Разрушение повседневности и фрустрированный читатель в романе и. Кальвино «если однажды зимней ночью путник»



Скачать 86.95 Kb.
страница1/5
Дата20.05.2018
Размер86.95 Kb.
  1   2   3   4   5

РАЗРУШЕНИЕ ПОВСЕДНЕВНОСТИ И ФРУСТРИРОВАННЫЙ ЧИТАТЕЛЬ В РОМАНЕ И. КАЛЬВИНО «ЕСЛИ ОДНАЖДЫ ЗИМНЕЙ НОЧЬЮ ПУТНИК»
Ю. А. Рындина

Воронежский государственный педагогический университет

Воронеж

«Ты» стал героем романа

Главным героем романа И. Кальвино «Если однажды зимней ночью путник» является Читатель (далее в тексте статьи читатель-герой обозначен как Читатель, поскольку другого имени главному герою романа автор не даёт). По отношению к главному герою в романе используется повествование от второго лица, благодаря чему, по словам М. Москалёва, «ты, обращенное к каждому эмпирическому читателю романа, не позволяет создать из читателя-протагониста цельный образ, придать его характеру завершенность» [Москалёв: 7]. Повествование от второго лица предполагает то, что Читатель-герой не индивидуален. Если в романе Д. Джоиса «Улисс», Леопольд Блум ни кто иной как «every man», то есть (всякий каждый) «обычный человек, не героическая личность» [Струкова: 8], то Читателя можно назвать «every reader», то есть всякий или любой читатель. В первой главе романа автор предлагает Читателю несколько вариантов поведения в той или иной ситуации: «Скорее всего, ты принялся листать книгу еще в магазине. Или не смог — помешал плотный целлофановый кокон? Сейчас ты зажат в автобусной давке — повис, ухватившись за поручень, свободной рукой пытаешься развернуть бумажную обертку… А может, книгопродавец и не заворачивал книгу, а вручил ее в полиэтиленовом пакете? Это упрощает дело. Ты за рулем своей машины… Ты за своим рабочим столом. Книга как бы невзначай лежит среди деловых бумаг» [Кальвино: 5]. Но ситуации, в которых поведение Читателя представляется вариативным, всегда одинаковы и представлены в первой главе романа, как некий алгоритм или матрица читательского поведения: Читатель узнал о выходе романа из газет, затем отправился в магазин и приобрёл новинку, принёс её домой (или на работу) и начал читать, далее он предполагает её прочесть и поставить на книжную полку. Читатель является одним из представителей социальной группы читателей, которые в ситуациях, имеющих отношение к чтению (деятельности, которая и объединила их группу) ведут себя схоже. А вышеприведённая последовательность действий Читателя является габитусом (термин П. Бурдьё), то есть «системой приобретенных схем, действующих на практике, как категории восприятия и оценивания или как принцип распределения по классам, в то же время как организационный принцип действия» [Бурдьё: 3]. Читатель следует этому принципу до определённого момента, но роман, который он приобрёл, оказывается бракованным, Читатель отправляется в книжный магазин и обменять его и узнаёт, что под обложкой одного романа оказался другой, так как в издательстве произошла ошибка.




Каталог: files -> povsednevnost
files -> Общая характеристика исследования
files -> Клиническая психология
files -> Валявский Андрей Как понять ребенка
files -> К вопросу о формировании специальных компетенций руководителей общеобразовательных учреждений в целях создания внутришкольных межэтнических коммуникаций
files -> Русские глазами французов и французы глазами русских. Стереотипы восприятия
povsednevnost -> Философские основания феномена повседневности
povsednevnost -> Стилистические характеристики русского слова в нынешней повседневности


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница