Разработка и апробация научно-методического пособия: \"Современные оздоровительные технологии для учащихся старших классов с отклонениями в состоянии здоровья\" для учителей физической культуры средних школ г



Скачать 138.74 Kb.
страница1/2
Дата01.07.2018
Размер138.74 Kb.
  1   2


Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов»

ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»

Научно-образовательный материал
«Разработка и апробация научно-методического пособия: "Современные оздоровительные технологии для учащихся старших классов с отклонениями в состоянии здоровья" для учителей физической культуры средних школ г. Москвы»
Состав научно-образовательного коллектива (основные исполнители):
Чешихина В.В. – декан факультета социальной медицины, адаптивной физической культуры и спорта, заведующая кафедрой физического воспитания и спорта, доктор педагогических наук, профессор;

Никифорова О.Н. - кандидат педагогических наук, доцент;

Якушева Е.А. – специалист по научно-методической работе;

Никифоров Д.Е. – преподаватель, аспирант;

Курницкая Ю.В. – специалист по научно-методической работе.

Москва, 2011

Научно-методическое пособие посвящено формированию, сохранению и укреплению здоровья учащейся молодежи средствами физической культуры и спорта. От состояния здоровья этой категории населения зависит будущее нации.

Несмотря на устоявшееся мнение, что молодежь – наиболее здоровая категория населения, именно в возрасте 15-17 лет наблюдаются самые высокие темпы роста заболеваемости практически по всем классам болезней, причем, преимущественно по тем, которые формируют хронические болезни (заболевания органов дыхания, нервной, сердечно-сосудистой системы, нарушения иммунитета). Это диктует необходимость вести интенсивный поиск новых идей и подходов к организации физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательных школах, разрабатывать и внедрять в практику инновационные проекты и программы.

Поэтому важное значение придается обновлению теоретических знаний, увеличению объема, разносторонности, эффективности практических умений и навыков работы учителей физической культуры средних школ г. Москвы по внедрению современных оздоровительные методик и технологий в учебный процесс, особенно для учащихся старших классов, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

Цель научно-оразовательного исследования: Совершенствование навыков работы специалистов в области физической культуры и спорта, а также изучение и приобретение профессиональных навыков использования современных оздоровительных технологии для учащихся старших классов, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

Задачи:


1. Внедрение и применение в систему муниципального образования г. Москвы современных оздоровительных технологий физической культуры и спорта для учащихся старших классов, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

2. Разработка программы курсов повышения квалификации «Современные оздоровительные технологии для учащихся старших классов, имеющих отклонения в состоянии здоровья» для учителей физической культуры общеобразовательных школ г. Москвы.

3. Совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков практической работы специалистов в области физической культуры и спорта с учащимися старших классов, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

Научно-методическое пособие «Современные оздоровительные технологии для учащихся старших классов с отклонениями в состоянии здоровья» содержит введение, три главы, вопросы и задания по всем главам, заключение, практические рекомендации, список литературы, приложения.

В I главе рассматриваются теоретические основы применения инновационных технологий в системе физического воспитания учащихся старших классов, даются понятия здоровья, здорового образа жизни, признаков индивидуального здоровья, здоровьесберегающей технологии, функции, типы и классификация технологий оздоровительной направленности.

Глава II посвящена современным подходам к использованию средств физической культуры в совершенствовании организма, обеспечении его устойчивости к физической и умственной деятельности учащихся старших классов с отклонениями в состоянии здоровья. В данной главе характеризуются физические упражнения и их влияние на организм школьников, рассматриваются методы самоконтроля (кроме известного метода – ведения дневника самоконтроля) на примере анкетирования «Самочувствия», «Активности» и «Настроения» с подробным описанием методики проведения и оценки результатов. Кроме того глава содержит описание методов контроля за физическим развитием и качества выполнения двигательных действий учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Предложенные подходы рассмотрены и апробированы на определенной (с нарушением опорно-двигательного аппарата) категории учащихся, но они также применимы для всех школьников имеющих различные отклонения в состоянии здоровья.

В III главе рассматривается применение на практике различных инновационных образовательных технологий физической культуры и спорта у школьников при восстановлении и коррекции опорно-двигательного аппарата, нарушений слуха, нарушений зрения, сердечно-сосудистой системы (ССС), органов дыхания.

Вопросы и задания по всем главам включают 16 вопросов, в каждом из которых дается от трех до пяти вариантов ответов. Разработанные вопросы и задания могут быть включены перечень вопросов к зачету, как для проведения курсов повышения квалификации учителей общеобразовательных школ, так и при обучении студентов по специальности «Физическая культура для лиц имеющих отклонения в состоянии здоровья».

В практических рекомендациях предложена схема анализа проведения урока с позиций инновационных технологий оздоровительной направленности со школьниками с различными отклонениями в состоянии здоровья.

Список литературы содержит 66 научных и научно-методических работ, в том числе 7 на иностранном языке.

18 приложений содержат комплексы упражнений для занятий лечебной физической культурой со школьниками старших классов с различными отклонениями в состоянии здоровья.

Иллюстративным материалом, сопровождающим научно-методическое пособие "Современные оздоровительные технологии для учащихся старших классов с отклонениями в состоянии здоровья" для учителей физической культуры средних школ г. Москвы, служит разработанная презентация «Понятие «технология» и его использование в физической культуре» (17 слайдов).



Часто ипользуемые термины: «инновационная технология», «авторская программа», «экспериментальная методика», различные сочетания этих слов

Противоречивые высказывания «МЕТОДИКА» и «ТЕХНОЛОГИЯ»:

  1. Методика включает в себя технологию.

2. Технология как более широкое понятие.

3. Понятия «МЕТОДИКА» и «ТЕХНОЛОГИЯ» рядоположенные.



Термин «ТЕХНОЛОГИЯ»:

  1. Связывался лишь с применением техники (технические средства обучения, программированное обучение, информационные технологии).

2. Постепенно весь образовательный процесс стал технологизироваться.

3. В настоящее время понятия «технология» и «педагогическая технология» получают все более широкое распространение, в первую очередь, в теории обучения.



Противоречие между требованием стандартизации технологических элементов и реальным воплощением их в педагогической деятельности:

  • Педагогическая технология – область знания, включающая методы, средства обучения и теорию их использования для достижения целей обучения (Т. С. Назарова, 1997).

  • Педагогическая технология – набор процедур, обновляющих профессиональную деятельность учителя и гарантирующих конечный планируемый результат (В. М. Монахов, 1997).

  • Педагогическая технология – это целевое применение системы педагогических средств, направленное и однозначно определяющие получение заданных характеристик некоторого педагогического феномена (качества личности, содержания предмета, усвоения знаний) (Н. В. Акинфиева, 1999).

Педагогическая технология:

Педагогическая технология - это наука о способах воздействия на человека, представляющих жесткую последовательность продуманных и проверенных на практике регламентированных операций, позволяющих поэтапно совершенствовать физические качества, необходимые двигательные навыки и формировать здоровый образ жизни.



Термин «МЕТОДИКА»:

В широком смысле «методика» рассматривается как одна из частей научной и учебной дисциплины «теория и методика». Если предметом изучения теории является установление общих закономерностей педагогического процесса, то методика реализует эти общие закономерности и выявляет частные закономерности.

В узком смысле до недавнего времени методика определялась как совокупность методов (обучения, воспитания, тренировки), направленных на решение педагогической задачи (например, методика обучения прыжкам на скакалке). Методика определяла как выбор средств, так и последовательность их применения на основе учета особенностей решения поставленной задачи.

Пример ошибочного высказывания:


  • «Технология образования шире, чем методика обучения».

  • В данном определении вообще нельзя сравнить «технологию» с «методикой», так как понятие «образование» само по себе шире понятия «обучение».

  • Технология, по сути, безлична. Она предполагает описание правил последовательного выполнения действий для достижения результата.

  • Методика предполагает индивидуализацию и дифференциацию технологии соответствующего уровня образовательного процесса.

  • Таким образом, методика это технология плюс индивидуально-дифференцированный подход.

Пример:

  • обучение прыжку в длину с места – это технология. Как только к этому названию добавляются слова, конкретизирующие особенности образовательного процесса: возраст занимающихся, условия проведения, сроки обучения и т.п. (например, обучение прыжку в длину с места студентов вуза), оно становится методикой.

  • Технология является основной частью методики, описывая определенный набор действий. Методика определяет реализацию этих действий в конкретных условиях.

Термины «теория», «методика», «технология» освящают разные грани педагогического процесса:

  • Теория отвечает на вопрос – зачем делать? Зачем заниматься физическими упражнениями, зачем выполнять это двигательное действие и т.п.

  • Технология отвечает на вопрос – что делать? То есть дает конкретный перечень упражнений в конкретной последовательности.

  • Методика отвечает на вопрос – как делать? Сколько раз повторять упражнение, какие использовать методические приемы, какие использовать вспомогательные средства, как учитывать особенности занимающихся и т.п.

Вертикальная структура понятий предполагает наличие разных уровней:

Чаще всего выделяют три уровня (хотя их может быть и больше):



  • частнопредметный;

  • общепредметный;

  • общепедагогический.

Горизонтальная структура:

В формировании личности человека выделяют несколько направлений:

обучение,

воспитание,

развитие.

Таким образом, имеются разные группы, как технологий, так и методик, решающих разные задачи.



Понятие «ПРОГРАММА»:

  • Программа – это документ, в котором изложены цель, задачи и содержание деятельности, представлен ее конкретный план.

  • В программе находят свое отражение теория (обоснование деятельности, цель и задачи, представленные в пояснительной записке или концепции), технология (этапы решения поставленных задач, содержание деятельности, описание прогнозируемых результатов) и методика (выбор организационных форм и методов реализации содержания).

Авторская программа:

Авторская программа должна быть действительно новой, то есть строиться на принципиально других позициях, а не предлагать использовать в рамках старой программы новое (модное) содержание. Принято условно считать, что привнесение в программу изменений менее 50 % является ее модификацией, то есть видоизменением в зависимости от существующих условий. Если изменения охватывают от 50 до 75 % материала - экспериментальной и лишь более 75 % (то есть, по сути, совершенно новое видение деятельности) - авторской. Рассмотрение с этих позиций программ по физической культуре, появляющихся в печати, показывает, что большинство из них - вариации известных программ, а приписка «авторская» лишь дань моде.



Понятия «новшество», «новация», «инновация»:

  • Новшество - это новое (новая идея) в практике какой-либо деятельности, в частности, в образовании.

  • Новация - это первая реализация новшества в естественных условиях, т.е. новация – это новшество, которое опробуется в рамках экспериментальной работы.

  • Инновация – это внедренное, распространенное в практике образования новшество.

Виды модификаций технологий:

  • «реабилитационные технологии»,

  • «рекреационные технологии»,

  • «спортивные технологии» и т.п.

  • вид, где была разработана технология должен сохраняться, так как это позволит контролировать процесс необходимой модификации технологии при использовании ее в другом виде физической культуры.



Каталог: netcat files -> File
netcat files -> Вопросы для кандидатского экзамена по специальности
File -> Этика делового общения
File -> Тематический план заданий № п/п Наименование тем Количество часов лекция
File -> Задания для контрольной работы по предмету «Противодействие терроризму»
File -> Программа «Поддержка и развитие культурно-досуговой деятельности и народного творчества в городе Обнинске в 2012-2014 гг.»
File -> Тема некоторые методы и средства маркетингового исследования
File -> Вопросы к экзамену по иппу предмет истории политических, правовых учений и его место в системе историко-теоретических наук
File -> Задания по курсу «Философия журналистики» одо


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница