Размышления о культуре на занятиях по изобразительному искусству



Скачать 20.48 Kb.
Pdf просмотр
Дата17.08.2018
Размер20.48 Kb.


1
Надежда Владимировна Афанасьева, педагог дополнительного образования по ИЗО
ГБОУ Школа №285, отделение дополнительного образования №12

Размышления о культуре на занятиях по изобразительному искусству

Красота есть во всем, но не всем дано это видеть.
Конфуций

Взращивание внутренней культуры ребенка процесс очень важный и бесконечный для воспитания гармоничного человека. Что необходимо для того, что бы ребенок взращивал и преумножал в себе пространство культуры? Надо воспитывать в нем устремление к красоте: к красивым образам, к достойным поступкам и чистым мыслям. А еще надо научить ребенка не просто смотреть, а
видеть и воспринимать окружающую его красоту.
Главный вектор, который хотелось бы сохранить, обучая детей изобразительному искусству через утончение внутреннего мира ребенка к утончению восприятия окружающего мира.
Для решения этих задач при разработке общеобразовательной программы
«Соцветие» для детей младшего школьного были включены такие темы как
«Культура и человек», «Источник культуры», «Живопись души» «Культура глазами сердца», «Культура и я» и др.
Для погружения в эти темы продумывалась и воплощалась идея создания объемного пространства творчества и сотрудничества, включающее и пространство культуры отношений на занятии, и пространство культуры речи, и пространство культуры подачи педагогом материала занятия, и внешний вид педагога и детей. Мы с детьми осваивали на практике сразу несколько проявлений культуры, и нам было торжественно, интересно и тепло.
На этих занятиях мы размышляем и ищем ответы на вопросы:
Что означает культура?
Что является источником культуры.
Что такое внешняя и внутренняя культура?
Кто такой культурный человек?
Какое отношение к культуре имею я?
Дети размышляли о том, что культура – это произведения искусства, а еще, что
культура – это нечто живое, не мертвое и бездушное, а созданное с душой.
Культурный человек - это воспитанный, хороший, искренний, соблюдающий
правила этикета, и еще – фантазер.
Совместное обсуждение, почему
«древние римляне называли культурным того, кто умеет выбирать себе достойных попутчиков среди людей, вещей и мыслей - как в прошлом, так и в настоящем» породило следующую череду вопросов:
А что значит выбрать себе в попутчики правильные мысли?
Что это за мысли такие? Неправильного цвета? Или квадратные вместо круглых?
Нет, оказалось, что это добрые и чистые мысли.


2
Немного удивили размышления одной девочки: «Неправильные мысли – острые». Немного подумав, добавила: «Острые мысли колют изнутри и не дают спокойно жить.
На вопросы «Где зарождаются наши мысли – хорошие или острые?», «Они появляются в голове, или идут откуда-то изнутри?», «Где находится источник культуры?» дети ответили: «В сердце, в душе».
Классик русской литературы К.Г. Паустовский писал: «Сердце, воображение и разум

вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой».
– А какая же должна быть душа, чтобы стать источником культуры?
Дети ответили: «Она должна быть добрая и чистая, и в ней должна жить красота….»
После размышлений и философствований, мы перешли к созданию образов источника культуры.
Многие изобразили сердце, кто-то изобразил сердце с крыльями – сердце, окрыляющее человека. На некоторых рисунках – солнце.
И каждый раз, мысленно подводя итоги занятия, думаю о том, как необходимо вовремя поселить в детской душе порыв, стремление стать добрее, стать благороднее. И, конечно понимаю, что серии занятий недостаточно, что бы такой порыв не угас. Поэтому делаю для себя вывод – и в будущем раскрывать темы программы через призму культуры, тем самым способствовать развитию и облагораживанию внутреннего мира ребенка.

Каталог: files -> attach files
files -> Клиническая психология
files -> Валявский Андрей Как понять ребенка
files -> К вопросу о формировании специальных компетенций руководителей общеобразовательных учреждений в целях создания внутришкольных межэтнических коммуникаций
files -> Русские глазами французов и французы глазами русских. Стереотипы восприятия
attach files -> «Разум и чувство»
attach files -> Программа кружка дополнительного образования с детьми старшего дошкольного возраста : «Азбука хороших манер»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница