Размышления о библиотеке, или Репутация библиотекаря



Скачать 48.93 Kb.
Дата22.08.2018
Размер48.93 Kb.

Размышления о библиотеке, или Репутация библиотекаря
Скорниченко Маина Анатольевна,

библиограф МБ «Северная»


В толковом словаре французское слово репутация означает обдумывание, размышление, сложившееся общее мнение о достоинствах или недостатках, общественная оценка. На это размышление меня натолкнула цитата из Интернета. «Реакция публики зависит, прежде всего, от того, как ведут себя сами библиотекари. Если они с беспокойством говорят о своей профессии или начинают рассматривать библиотечное дело в терминах других наук (и, прежде всего, информатики), окружающие начинают воспринимать библиотекарей как униженных или незначительных людей. Если же вы веселы и не стесняетесь того, что вы являетесь библиотекарем, посетители библиотеки это запомнят и впредь будут относиться к библиотекарям гораздо лучше. Надо говорить правду, о том, чем занимается каждый конкретный библиотекарь, и не прятаться за красивыми терминами».

Сейчас библиотеки оснащены различной техникой, таким образом, происходит технизация библиотечной профессии. Библиотекарей называют библиотечными специалистами, аналитико-синтезаторами, кураторами и всё реже библиотекарями.

Имидж библиотеки создают люди, которые в ней работают. Личность руководителя библиотеки в немалой степени влияет на деловую репутацию библиотеки в профессиональном сообществе.

Сегодня любой человек может найти много комментариев о работе библиотек в Интернете, на библиотечных сайтах, в гостевых книгах. В основном отзывы положительны: читатели отмечают доброжелательность библиотекарей, приятную атмосферу, хорошие фонды.

Не бывает и без ложки дегтя. В чём же причина неудовлетворительной работы? Этому, наверное, есть объективные причины: уверенность, что библиотека – тот социальный институт, который будет существовать вечно, что общество никогда не пойдет на её закрытие, выработала в нас профессиональную успокоенность, часто переходящую в равнодушие, а затем и в бездеятельность. Низкая заработная плата, отсюда и низкий престиж профессии в обществе дают некоторое ощущение беспомощности и ненужности своей работы. По данным ООН, при зарплате меньше 600 долларов в месяц человек теряет интерес к работе. Дешевый работник никогда не будет эффективным. У нас полстраны могут считать себя не эффективными.

Нужно ценить людей, которые обожают свою профессию и при этом так много дают окружающим. У нас, к счастью, есть такие люди. Очень приятно слышать похвалы в адрес Нины Ивановны Днепровской, о которой читатели говорят: «У нас такой замечательный библиотекарь». Не может быть успеха в работе без любви к человеку. По-моему, самое главное качество, которым должен обладать библиотекарь это интеллигентность, т. е. – умение понять чужое неудобство. Это определение дал Дмитрий Быков. Терпение, понимание, одобрение важные составляющие нашей работы.

Вот уже на протяжении нескольких лет нам звонит ветеран войны, инвалид по зрению Василий Павлович Сарафанов. Мы для него выполняем фактографические справки, зачитываем цитаты из текстов, разговариваем. Поскольку для него телефон является основным средством общения, он обращается во многие библиотеки. И вот как он оценивает работу библиотеки: «Позвонил в библиотеку, они отвечают, не дослушав вопроса». Следовательно, эффективность библиотечно-библиографической деятельности во многом зависит от умения слушать и желания помочь человеку.

Сейчас нужно делать акцент на индивидуальной работе с читателем. Главными читателями в наших библиотеках есть и будут дети. Очень важно сохранить библиотеку как «дом для детей и книг», где каждому ребенку будет оказан теплый прием и каждый сможет найти себе книгу по душе. Эдуард Успенский назвал библиотеку местом, где делают нормальных людей.

На протяжении десятков лет мы видим читателей, которые ходили в библиотеку детьми и, помня свои детские впечатления, приводят в библиотеку уже своих детей. Для них приходить в библиотеку стало потребностью. Читатели будут ходить в библиотеку, пока есть интерес.

Важную роль играют библиотекари, работающие с детьми. Вы, наверное, замечали, детского библиотекаря всегда можно отличить от библиотекаря с абонемента или читального зала. Они более позитивны, энергичны, эмоциональны. Такие у нас библиотекари детского отдела - две Ирины Пахомова и Брагина. И благодаря таким людям, читатель, в свою очередь, сохраняет любовь и уважение к библиотеке на всю жизнь.

Можно привести массу примеров о роли библиотекаря в жизни людей. Я зачитаю отрывок из книги Амана Тулеева «Оставаться самим собой»: «С самых ранних лет читал запоем… бывало возьму в библиотеке книжку-две, а наутро возвращаю». Библиотекарша не верит: - Когда успел? Поди только полистал, картинками полюбовался! А ну перескажи. Я подробно пересказываю и так несколько месяцев кряду. Иногда думаю: не оттуда ли у меня умение говорить без запинки».

Несмотря на множество позитивных публикаций о деятельности библиотек, раз в год столичные СМИ с постоянством говорят о ненужности библиотек, считая, что библиотеки нужны только тем, у кого нет дома хорошего интернета или средств, чтобы купить книгу в магазине.

В этом году  эту тему подняла радиостанция "Эхо Москвы" в выпуске  с провокационным названием "Библиотеки: зачем они нужны". Одна из участниц программы поведала: «Старые, чтобы не сказать, древние компьютеры и принтеры, интернет только у директора и замов, куча тёток предпенсионного возраста, досиживают свой век, попивая чай, и изредка делая вид, что работают. Молодёжи нет, зарплаты мизерные. Читателей мало, приходят за книжками лишь пенсионеры, и нищая интеллигенция. В читальных залах вообще никого. Денег на книги и журналы выделяется мало, отчётности много, много и приписок. Особенно, в части посещаемости, и книговыдачи. Старьё не списывается, потому, что от фонда зависит категория, и, следовательно, зарплата библиотекарей. Денег на развитие выделяется настолько мало, что можно говорить лишь о голом энтузиазме».

В последнем 9 номере журнала «Нева» опубликована большая интересная статья Аркадия Соколова «Зачем библиотеки информационному обществу?».

Я подытожу свои размышления и перечислю необходимые условия, на мой взгляд, простые вещи, которые нужны для сохранения репутации библиотеки.

Во-первых, запись в библиотеку любого жителя города. Сейчас люди живут в одном месте, зарегистрированы в другом, а в библиотеку чаще не ходят, а ездят на машине. И будем благодарны читателям, за то, что они к нам приходят.

Во-вторых, новые книги нужно выдавать, а не хранить их в читальных залах. Книги устаревают так и не найдя своего читателя.

В-третьих, нужны читальные залы и комнаты для самых маленьких детей от 0 до 3-х лет. У нас много молодых родителей, которые занимаются с детьми с самого рождения. Это время, когда матери не работают, дети не ходят в садики, самое подходящее время для знакомства с библиотекой.

В-четвертых, сдать книгу в любое время суток в специальное окно или ящик. Жаль читателей, которые ходят с книжками, то утром придут раньше положенного времени, то вечером опоздают, то в санитарный или праздничный, досадно и читателям и библиотекарям.

В-пятых, хорошо иметь кафе, или место, где можно перекусить. Говорят, что в английских библиотеках благодаря кофеавтоматам посещаемость выросла вдвое.



Я думаю, каждый может продолжить или оспорить этот список. Когда-то Альфред Нобель сказал: «Хорошая репутация  более важна, чем чистая рубашка. Рубашку можно выстирать, а репутацию никогда». Доброе имя библиотеки - огромный капитал, и нужно своей работой стараться его сохранять.   Благодарю за внимание.
Каталог: files -> File -> Conference
File -> Народная художественная культура. Профиль Теория и история народной художественной культуры
File -> Цветков Андрей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии программа
File -> Реферат на тему «Древнегреческий математик Пифагор и нумерология»
File -> Реферат Великие математики древности: Пифагор, Евдокс, Архимед
File -> Пояснительная записка Экзамен по дисциплине «Онтология и теория познания»
Conference -> «Библиотека-центр толерантности: опыт социального партнерства по краеведению»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница