«рассмотрено» «утверждено»



Скачать 375.96 Kb.
страница1/7
Дата16.03.2018
Размер375.96 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова
Социологический факультет



«РАССМОТРЕНО»

«УТВЕРЖДЕНО»

на заседании кафедры социологии организаций и менеджмента

Протокол №10 от 16 октября 2017



Решением Ученого совета факультета Протокол №___ от ____________2017

Рабочая программа

межфакультетского учебного курса

«Утопии или шанс? Невостребованные идеи классиков российской социологии».




Москва

2017

Автор программы:

Кудрявцев В.А., кандидат философских наук, доцент социологического

факультета МГУ имени М.В.Ломоносова.

Межфакультетский учебный курс:
«Утопии или шанс? Невостребованные идеи классиков российской социологии».

«Utopia or chance? Unclaimed ideas of the classics of Russian sociology»


Весенний семестр 2017-2018 учебного года.

Преподаватель: Кудрявцев Владимир Александрович, к.ф.н., доцент кафедры истории и теории социологии.

Количество академических часов – 30 (15 лекций).

Аудитория: слушатели МФК старших курсов.

Данный курс, представляя из себя попытку осуществления на базе социологии междисциплинарного подхода к изучению общества, основан на главных темах, теоретических разработках, прогнозах и рекомендациях классической отечественной истории социологии и философии в отношении будущего (для нас – настоящего) России, вариантов и форм решения её основных проблем и задач; на осмыслении и адекватном толковании самых разных взглядов и исследований различных сфер жизни современного российского общества российскими социологами, социальными философами, политологами, культурологами, экономистами, правоведами; на самостоятельных наблюдениях жизненных реалий и анализе существующих в России государственных и социальных структур и отношений, основных тенденций и изъянов развития нашего общества в постсоветский период в нормативно-правовой, политической, ценностно-этической, культурной и воспитательной сферах.

Для исследования нынешнего положения дел, прогнозирования и планирования возможного развития ситуации в России нам следует отойти от давно устоявшегося в среде обществоведов и фактически абсолютизированного метода переноса западных разработок на постсоветскую почву. Для этого следует опереться на труды русских классиков социальной мысли. Давняя болезнь преклонения перед западными теориями с научной и практической проекцией их на Россию проанализирована и понята давно. И.А.Ильин писал: «Каждый народ творит то, что он может, исходя из того, что ему дано. Но плох тот народ, который не видит того, что дано именно ему, и потому ходит побираться под чужими окнами. Россия имеет свои духовно-исторические дары и призвана творить свою особую духовную культуру. Нет единой общеобязательной «западной культуры» перед которой все остальное – «темнота» или «варварство». Запад нам не указ и не тюрьма. Его культура не есть идеал совершенства. … И нам незачем гнаться за ними и делать себе из него образец». Такая позиция вовсе не предполагает социологического изоляционизма и ложного научно-исследовательского патриотизма: она лишь попытка синтеза и методологической балансировки исследовательского сознания с переносом центра тяжести на разработки отечественных мыслителей, имеющих европейское и мировое значение. Это и социальные философы первой величины - Вл. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, о. Павел Флоренский, Б.П.Вышеславцев, С.Н. Булгаков, братья С.Н.и Е.Н. Трубецкие, Г.П. Федотов. Это и известные русские социологические школы и направления, в первую очередь «субъективная» (П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский), «неокантианская» (П.И. Новгородцев, Б. Кистяковский, Л. Петражицкий, В. Хвостов) «психологическая» (Е.В. Де Роберти, Н.И.Кареев) и, «неопозитивистская» (П.А.Сорокин).

Нынешний глубокий ценностный и жизненный кризис человека и общества связан с утерей современной цивилизацией предельных целей жизни и вполне совпал со слабостью, ограниченностью, релятивизмом отсутствием универсального мировоззрения в современном обществознании, продолжающего идти в ключе прошлых мировоззренческих парадигм и социологических авторитетов. Один из столпов русской социальной философии, С.Л. Франк, правомерно описывает суть мыслительной ситуации, не преодоленной до сих пор: « …доселе ещё царит безыдейность позитивизма, боязнь обобщений или неспособности к ним, маскируемая научной осторожностью и презрением к легкомысленной игре фантазии. Подлинно философский, именно онтологический вопрос о существе и смысле общественного бытия человечества в настоящее время не только не близок к разрешению, но, можно сказать, почти и не ставится…». При учете этого факта социальные науки при исследовании общества особое внимание должны в первую очередь обратить на разработку не экономическую, а на основную, этико-правовую сферу жизни социума. Вл. Соловьев в «Оправдании добра» фиксирует: «Взаимное отношение между нравственною областью и правовою есть один из коренных вопросов практической философии. Это есть, в сущности, вопрос о связи между идеальным нравственным сознанием и действительною жизнью, от положительного понимания этой связи зависит жизненность и плодотворность самого нравственного сознания. Между идеальным добром и злою действительностью есть промежуточная область права и закона, служащая воплощению добра, ограничению и исправлению зла. Правом и его воплощением – государством – обусловлена действительная организация нравственной жизни в целом человечестве, и при отрицательном отношении к праву, как такому, нравственная проповедь, лишенная объективных посредств и опор в чуждой ей реальной среде, осталась бы в лучшем случае только невинным пустословием, а само право, с другой стороны, при полном отделении своих формальных понятий и учреждений от их нравственных принципов и целей потеряло бы свое безусловное основание и в сущности ничем уже более не отличалось бы от произвола». Понимание данной проблемы и разработка такого рода синтетической теории с внедрением её в нашу практическую жизнь – жизненно необходимая России задача, от решения которой будет зависеть, на наш взгляд, слишком многое.

Для преодоления вышеописанной и продолжающейся ситуации в обществоведении, для формирования объемного обобщающего видения современной социальной жизни и масштаба задач, стоящих ныне перед российской властью, ученым корпусом и обществом в целом, пришла пора опираться на отечественные разработки, век назад прерванные, отброшенные и преданные забвению вместе со своими авторами. Задача отечественной социологии и основанной на ней политики – вернуться в точку теоретической и моральной бифуркации, выявить ключевые моменты классических разработок и решить проблему их применимости (неприменимости) к современной жизни.



Каталог: uploads -> attachments
attachments -> I. Наименование дисциплины: «Политическая этика» II. Шифр дисциплины
attachments -> Мария петровна жигалова
attachments -> Занимательный футбол
attachments -> Курс лекций «Философия Серебряного века»
attachments -> Л. Г. Хрушкова Три христианские столицы. Рим, Константинополь, Иерусалим
attachments -> Содержание курса
attachments -> Межфакультетский курс «Христианство в российской и европейской цивилизации»
attachments -> Рабочая программа дисциплины Счастье в социологическом измерении Happiness in the sociological dimension
attachments -> Программа по межфакультетскому курсу развитие личности в социальной философии психоанализа


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница