ЛЕКЦИЯ № 1 МИРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО И МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Расчет учебного времени: 2 часа.
Формируемые компетенции:
Универсальная компетенция (УК 1): способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
Цели:
Дидактические: ознакомить слушателей с современным развитием образования в России и за рубежом; рассмотреть основные педагогические школы современности.
Развивающие: формировать способности к критическому анализу изучаемой психолого-педагогической литературы по проблеме.
Воспитывающие: развивать у обучаемых исследовательский интерес к современным проблемам высшего образования и стремление к самообразованию.
Аннотация:
Высшее образование как социальный феномен, как педагогический процесс. История развития высшего образования за рубежом (краткий экскурс). Американская система высшего образования и европейская (континентальная).
Современное состояние системы образования. Болонский процесс. Ведущие тенденции развития высшего образования в России и за рубежом в современных условиях. Фундаментализация образования в высшей школе. Гуманизация и гуманитаризация образования в высшей школе. Информатизация образовательного процесса.
Уровни высшего образования и их содержание. Бакалавриат, магистатура, специалитет. Поствузовское образование в России. Аспирантура. Докторантура.
Вид лекции: проблемная лекция с элементами лекции-дискуссии и лекции-визуализации, в ходе которой:
- иллюстрируются научные или практические проблемы высшего образования в России и за рубежом в исторической ретроспективе и современном понимании социально-педагогической сущности высшего образования;
- организуется преподавателем свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами лекции, обеспечивающий осмысленное усвоение сложных теоретических положений курса;
- реализуется дидактический принцип наглядности через использование мультимедийной презентации лекции.
Методы, используемые на лекции: активные и интерактивные методы обучения (проблемное изложение материала, совместное решение профессионально-ориентированных ситуаций, составление кластера как графической формы изложения изученного материала), мотивирующие аспиранта к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной и исследовательской деятельности.
Средства обучения: материально-технические: мультимедийное сопровождение, включающее презентацию лекции №1.
Рекомендуемая литература:
-
Кроль В.М. Психология и педагогика: Учебное пособие / Кроль В.М. – М.: Высшая школа, Абрис, 2012. – 432 с.
-
Джуринский А. Н. Педагогика и образование в России и в мире на пороге двух тысячелетий : Сравнительно-исторический контекст Монография / Джуринский А. Н. - Москва : Прометей. МПГУ, 2011. - 152 с.
-
Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс. Компьютерная презентация к лекциям http://kpfu.ru/docs/F1712383973/Andreev.V.I..Pedagogika.VSh._redaktorskaya.versiya_.pdf
ПЛАН:
1. Глобализация и интернализация как ведущие тенденции развития образования в мире.
2. Общие тенденции развития высшего образования: фундаментализация, прагматизация, компьютеризация, индивидуализация, гуманизация, стандартизация.
Поделитесь с Вашими друзьями: |