Раннее Средневековье: отцы Церкви и «последние римляне»



Скачать 424.5 Kb.
страница1/11
Дата29.03.2018
Размер424.5 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Раннее Средневековье: отцы Церкви и «последние римляне».

Темные века Средневековья – VI – X века. Варварство. Источники литературы:

А) Христианство (установлено в Риме в конце IV века приказом сверху). Причины подъема: моральные нормы, межсословный и межнациональный характер.


  • Монорелигия (возвышение человека)

  • Мир – иной, подлинник которого утрачен. Символизм.

  • Завет Бога с человеком. Векторное время. Историзм средневековой культуры.

  • Эсхатологизм. Посмертная судьба человека.

История церкви сказалась на Средних веках (иерархичность, феодализм). Латынь, система образования.

Первые отцы церкви – римляне:



  1. Аврелий Августин (354-430). Трактат «о Граде Божьем». Исторический процесс – сосуществование Града Божьего и Града Земного (основано на любви к себе). Аскетическая доктрина равнодушно к мирским благам. «Исповедь» - внимание к душе.

  2. Иероним (IV). «О знамениях муках», «Письмо к Евсохеи».

Б) Элементы античности (латынь, римские языческие авторы согласовывались с христианством и входили в систему образования).

В) Варварство.

Боэций (ок. 480-524). Актуальная политическая жизнь (был патрицием). Просвещал варваров. Был брошен в темницу по обвинению в шпионаже, а затем – тайно казнен. Труд «Утешение философией» (пять книг). Философия у него органично вписывается в религию. Важна сила разума, а не сила духа.


Первые хроники написаны на латыни (далекой от латыни классической):

  • Григорий Турский. «История франков» (вторая половина VI века).

  • Беда Достопочтенный «Церковная история англов» (начало VIII века).

  • Саксон Грамматик. «История датчан» (XII). Шекспир «Гамлета» взял по его сюжетам.

Эти хроники – результат роста самосознания варваров. Латынь здесь – испорчена.

1)Кельтский эпос.

А) Мифологический цикл (Захваты Ирландии)

Б) Уладский цикл (Кухулин)

В) Южный цикл (Финн, Плаванье Брана.)

Основные источники: «Книга Бурой Коровы» и Лейстерская книга.
А) Захваты Ирландии.

Ирландию, по легендам, захватывали шесть раз. Особо выделяют пятый захват острова, людьми Богини Дану. Считается, что древнеирландские боги, Луг, Дагда и другие были родом из племени Дану. Считается, что после шестого захвата люди Богини Дану ушли вглубь холмов и стали жителями сидов, волшебными существами. Во время шестого захвата остров получил название Эйре, в честь богини Эриу.

Б) Кухулин и его история.

Улад – он же Ольстер. Центральная фигура – король Конхобар. Главный герой – его племянник, Кухулин. Кухулин родился от девственной сестры Конхобара и бога Луга. 0Имя, Кухулин («Cuhulaienn» означает «пес кузнеца, пес Кулайна»; настоящее имя Кухулина – Сетанта) имя он получил так: Кухулин играл в военные игры с другими детьми и вечером должен был придти к кузнецу, у которого остановился покровитель мальчика, король Конхобар. Кузнец же, забыв о приходе Сетанты, спустил с цепи своего пса, злого и свирепого. Мальчик пришел и на него напал пес. Сетанта убил пса круглым камнем, после чего кузнец спросил с него: «Как же я теперь буду охранять свои владения?», на что мальчик ответил: «Я отныне буду псом кузнеца, псом Кулайна». Отсюда и пошло имя Кухулин.

После служения кузнецу мальчик надевает мужские доспехи в день, когда друид предсказывает ему славную жизнь и скорую смерть, и уезжает свататься к дочери великанши.

Главный подвиг Кухулина – защита уладской земли. Король Коннахта, король Айлиль и королева Медб вторгаются на земли королевства, чтобы похитить большого быка из Куальнге. Он необходим им, чтобы выяснить, кто богаче – король или королева. Войны Улада, из-за древнего проклятья, не могут сражаться с захватчиками некоторое время, и Кухулин вместе со своим возницей защищает Улад. По требованию Кухулина, пока с ним бьется воин – войско может двигаться. В противном случае, он будет убивать сотню за час. И вот войско захватчиков сталкивается с проблемой – у них есть только один герой, который может сразиться с Кухулином – его названный брат, друг, по имени Фердиад. Сначала Фердиад отказывается приходить к королеве, но потом к нему приходят друиды и заклинатели, которые поют ему три песни оцепенения, три песни заклинания и три нарыва на его лицо: позора, стыда и поношения, от которых он умер бы за 9 дней. Фердиад приходит к Медб, и она предлагает ему свою красавицу-дочь, Финдабайр, за смерть Кухулина. Фердиад давно влюблен в девушку, он соглашается на поединок. Герои сходятся на поединок у брода.

Начинается их поединок с взаимных упреков, после этого герои признаются друг другу в уважении и начинают битву. Но так как они равны друг другу, они не могут нанести ран другому, и постоянно меняют техники боя, так как они не приносят результатов. Первый день закончился безрезультатно. Вечером герои прекратили бой, трижды поцеловались и ушли спать, их кони стояли в одном загоне, возницы спали у одного костра. Половину еды они отдали друг другу, а на следующий день сошлись вновь у брода.

День вновь проходит в равных состязаниях, где Фердиаду удается трижды унизить Кухулина: стряхивая его со своего щита. И вот Фердиаду удается ранить Кухулина. И Кухулин, разгневавшись, приказывает подать ему рогатое копье Га-Булга, специальное копье, которое должно метаться из-под воды двумя пальцами ноги. Это копье убивает Фердиада, пробив ему литые штаны и герой умирает, прокляв перед смертью Кухулина, сказав, что все беды за убийство побратима теперь падут на голову убийцы. Кухулин перевозит тело на северную сторону бродов и оплакивает тело брата.

На этом заканчивается текст. В последствие Кухулин погибнет из-за нарушения гейса (табу) братоубийства.

В) Южный цикл.

Романтическое произведение. Финн – вождь фениев, особой военной организации. Фении – элитные солдаты. Главная их ценность – фения, семья, братство. Суть их жизни – подвиги.

Этот цикл включает в себя легенду о Дейрдре («Изгнание сыновей Уснеха»). Дейрдре – женщина, любовь которой, по пророчеству, принесет страшные беды и ей, и ее возлюбленному. Дейрдре была спрятана от глаз всех, кроме короля Конхобара, ее жениха. Дейрдре произносит описание человека, которого хочет полюбить: «Я хочу, чтобы его волосы были как воронье крыло, щеки – как кровь, кожа – как снег». Таким человеком оказывается Найси, сын Уснеха. Он крадет Дейрдре и убегает вместе с ней. Им нигде нет прибежища, они бегут, пока Конхобар не прощает их, выманивая этим из леса, в котором живут влюбленные, и они не возвращаются в Улад, где король предает свое слово и убивает возлюбленного Дейрдре, а ее саму хочет взять замуж. Но Дейрдре выбрасывается из колесницы и разбивается насмерть. Сюжет перекликается с сюжетом «Тристан и Изольда».

Также сюда входят «сага о Диарманде и Грайне». Грайне соблазняет Диарманда и накладывает на него гейс, что тот обязан увезти ее. Уйдя от преследования, они долгое время живут «без греха». На ложе они кладут между друг другом кусок сырого мяса, в других версиях – обнаженный меч. Есть несколько вариантов конца этой истории.

Еще один сюжет: «Прототриесан». Героя зовут Трисан, героиню – Эсила. Они сбегают от ее мужа, Марка. Тот, пожаловавшись королю Артуру, призывает на суд Трисана. Последний предлагает компромисс – владеть девушкой по сезону (когда на деревьях есть листья, и когда их нет). Марк выбирает безлиственный период, так как ночи длиннее, хоть и дни короче, тогда девушка радостно говорит, что нет такого времени, так как вяз и бук – вечнозелены в Ирландии.

Бран – король Ирландии, живший в 5-м веке. Он уплывает на ладье из своих земель, долго путешествует, попадает на остров женщин, на котором проводит несколько дней, а когда сбегает с этого острова выясняет, что прошло несколько веков. Он возвращается назад, в Ирландию, но ему нет дороги назад: его спутник прыгает на берег и превращается в прах, как давно умерший человек. Бран вновь уходит в плаванье.
2) Скандинавский эпос:

Древнейшая рукопись «Старшей Эдды» – «Королевский список», Открыта епископом Исландии Бринйольфом Свейнсоном.

«Младшая (прозаическая) Эдда» была написана в ХШ веке Снорри Стурлусоном.

Старшая Эдда содержит более 30-ти текстов, которые группируют в два раздела: героический (излагающий трагические судьбы знаменитых родов) и мифологический (сказания о сотворении мира и о его конце, а также мифы о божествах). Основные тексты: «Прорицание вельвы (пророчицы)».


3) Песнь о Роланде.

Роланд – племянник Карла Великого (Карл Великий, король франков, живший в 8-м веке; слово «Карл» после превратится в «король»; он был коронован короной римских императоров за помощь папе Римскому).

Песнь о Роланде относится к концу ХI века. Классический, «Оксфордский список», является переписным с более раннего варианта. Включает в себя 4002 стиха. Подвиги Роланда имеют под собой реальную основу – в 778 году Карл Великий начал кампанию в Испании. Он взял несколько городов. Он попытался осадить Сарагосу, но был отбит и отправился обратно. Его арьергард (замыкающий отряд) был атакован басками, разбит.

Начинается со сцены, где Карл сидит на поляне, и его окружают 20 тысяч его воинов. Он решает, кто поедет с посольством к маврам. Роланд предлагает своего отчима, Ганелона, на должность посла. Должность крайне опасная. Ганелон обещает отомстить за такую «подставу», но отправляется к врагам. Там он начинает вести двойную игру – обещает предать Карла и отдать Роланда в руки мавров. Арабы радуются, одаривают его щедрыми дарами, дают заложников (среди которых сын визиря) и отправляют обратно к императору. При этом Марсилий (имя эмира мавров) клянется сам приехать в город Аахен и принять христианство. Ганелон предает Карла.

Карл вновь совещается, кого оставить во главе арьергарда, и Ганелон говорит, что Роланд, известный своей храбростью, достоин держать защиту земли франков. Карлу в эту ночь снится сон, в котором предсказывается грядущие беды.

И Роланд со своим отрядом остается в арьергарде французской армии. В Ронсенвальдском ущелье его атакуют мавры. Оливье, друг Роланда, уговаривает героя протрубить в рог, Олифант, и позвать на помощь императора. Но Роланд упрям и горяч. Завязывается бой, в котором происходят смешанные и одиночные поединки по правилам турниров.

Погибают многие французы, разбивающие, при этом, многочисленные орды сарацин. При этом, культ Ислама смешивается для автора с язычеством.

Интересен образ архиепископа Турпена из Реймса. Он – священник, но это не мешает ему биться с мечом в руке, а потом, после боя, совершать христианские обряды.

Когда Роланд видит безнадежность боя, он трижды трубит в Олифан и Карл возвращается на поле боя, а Ганелон бежит во Францию. Роланд же к тому моменту уже мертв, мертв и Турпен, и Оливье.

Обратить внимание: перед смертью Роланд пытается уничтожить Дюрандаль, свой меч, рубя им скалу. Но меч, в который вложены христианские святыни, не ломается. Тогда Роланд умирает, зажав рукоять в ладони, чтобы передать Господу, что он – не побежден. В этом символизм Роланда – до этого он мог вымыть от крови целый луг, чтобы Карл не узнал о том, что его племянник бился с сарацинами. И он уходит из жизни непобежденным.

Карл разгневан и, влекомый жаждой мести, выпускает бороду из-под кольчуги, нападает на мавров и гонит их до самой Сарагосы, в погоне в этой теряет руку Марсилий и гибнет его старший сын. Карл осаждает Сарагосу, но на помощь маврам приплывает флот из Каира (в тексте – Вавилона) во главе с Балиганом. Эта эскадра – олицетворение всех сил неверных. Христиане, в долгом и драматичном бою, побеждают врагов. Сам Карл бьется на поединке с Балиганом и убивает его при помощи ангела Господнего. После этого его войско убивает половину мавров в городе, другую половину – крестит, а вдову покойного эмира он увозит, чтобы показать ей красоту христианских храмов, чтобы веру она приняла по своей воле.

Карлу несколько раз на протяжении рассказа снятся вещие сны, в которых он хочет проснуться, но не может. Это – символизм «длани Господней» над ним. Он предвидит смерть Роланда, суд над Ганелоном.

Карл возвращается назад, во Францию, и первой, кто его встречает, является сестра Оливье, Альда, невеста Роланда. Она уходит из жизни после сообщения о гибели ее брата и жениха.

Ганелона ловят во Франции, заковывают в цепи и доставляют к королевскому двору, для суда. Однако поднимается ропот среди вассалов, что «не надо из-за покойного лить кровь живого». Родственник Ганелона, Пинабель, с мечом в руке вызывает любого на ордалию, божий суд. По правилам, победивший в ордалии объявлялся невиновным по всем статьям обвинения. Против Пинабеля выходит вассал Роланда, Тьерри, и побеждает в бою. После этого Карл приказывает повесить всех родственников и друзей Ганелона, которые просто пришли поддержать поединщика, а самого предателя разрывают лошадьми.

Эта песня была сложена перед крестовыми походами.

Нет любовной линии.

Историзма тут нет. Жесты символичны – когда Карл дает лук и жезл (символы власти) Ганелону – тот их роняет. Роланд же их держит.

Образ Роланда – образ деятельного рыцаря, благородного.
4) Песнь о моем Сиде.

Песнь о моем Сиде сложилась во время реконкисты (освобождения Испании из-под власти мавров). Песнь о моем Сиде – самая реалистичная из ей подобных. Сид – прозвище, по-арабски – Эль Сид переводится как «господин». Настоящее его имя – Родриго Диас де Ривар. Также его называли Сид Кампеадор – «завоеватель». Родился он в ~1025, а умер – 1099 году. Принадлежал к высшей кастильской знати короля Санчо II (из истории Испании: христианская Испания в то время делилась на провинции Кастилия и Леон). После смерти Санчо, власть взял его брат, Альфонс Ш, из Леона (есть мнение, что Альфонс убил Санчо). Альфонс изгоняет славного полководца Родриго из Кастилии, а его жену и детей заточает в монастырь. Тогда начинаются скитания Эль Сида, в ходе которых к нему присоединяются как обычные наемники, следуя за его авторитетом, так и рыцари, жаждущие славы, так и мавры, которые следуют за ним, как за вождем. Эль Сид осаждает Валенсию и берет ее в свое владение, после чего мирится с Альфонсом. После этого высаживаются на христианские земли армии Альмонидов, и Сид громит их. Он мыслит о освобождении всей Испании, но умирает.

Рассказчики немного меняют биографию Сида. Сид – защитник интересов народа, хотя по статусу он – гранд, в песне же его статус принижается, что не характерно(Градация титулов: идальго – рыцарь, завоевавший славу во время реконкисты; дон – старая аристократия; гранд – высшая знать).

Сид занимается ростовщичеством, хотя это – удел евреев. Он обманывает их, выдав сундуки с камнями (мокрым песком) за сундуки с серебром, и потребовал под честное слово рыцаря выдать все деньгами, не вскрывая сундуки. Для автора надуть еврея – богоугодное дело. Сид совершил подвиг этим в глазах автора.

В состав Песни о моем Сиде входит:

-Песнь об изгнании

-Песнь о Валенсии.

В последней, Альфонс и Сид мирятся, и Альфонс направляет своих сыновей, инфантов, в Валенсию, жениться на дочерях Сида. Те считают себя оскорбленными этим, но приезжают. После чего они увозят дочерей Сида в лес и там избивают и насилуют девушек. Происходит суд, на котором решают в пользу Сида. Сид же, верный слуга Кастилии, устраивает божий суд, ордалию, и побеждает на нем. Деталь – когда Сид узнает о изнасиловании дочерей, он поглаживает бороду. Это – символ скорой мести.

5) Песнь о Нибелунгах.

В ХШ-ХIV веках начинает проявляться редакторская рука в произведениях. Она проявляется уже даже в эпосах и мифологии.

В частности, Песнь о Нибелунгах содержит несколько пластов редактирования. Один из первых – история Гудрун и ее мужа. Он убивает братьев Гудрун, в отместку она убивает своего мужа и кормит сыновей мясом отца. Также – о драконе, которого убивает Зигфрид.

Второй слой относится к X веку. Племя гуннов (они же мадьяры, они же – венгры) напало на Бургундию и победило. Это – исторический сюжет.

Следующий пласт – VI-VII веков. Песнь о Дитрихе Бернском.

Пласт ХШ века – рыцарская тема, куртуазная любовь. Зигфрид отправляется в свой замок, в верховья Рейна. Автор Нибелунгов – клирик.

В Бургундии живет девица юных лет, которую зовут Кремхильда. У нее есть старшие братья, Гюнтер и Хаген, последний убивает всех женихов, которые пытаются свататься к девушке. Приезжает Зигфрид, и братья ничего не могут сделать против героя. Ведь Зигфрида учил драться карлик Регин, который выковал для него меч и искупал его в драконьей крови, сделав его неуязвимым. Но на спину Зигфриду приклеился лист клена, и , таким образом, было место, куда его можно поразить.

Перемены с героями древнего эпоса: Сигурд наделен необычными качествами, а Зигфрид – почти нормальный человек. Он храбр, учтив и влюблен – он идеальный рыцарь. В то же время, в Зигфриде просвечивает волшебная сила. Зигфрид сочетает несочетаемое. Зигфрид сватается к Брунгильде, появляется новый образ – богатырши и великанши. Это типичная древнегерманская великанша-волшебница. Она убивает всех, кто пытается свататься к ней, она – смерть. Гюнтер, старший брат Кремхильды, возлюбленной Зигфрида, пытается свататься к ней, и его подменяет Зигфрид. Брачная схватка. Зигфрид вновь подменяет Гюнтера и забирает ее кольцо и пояс, но оставляет ее чистой для будущего мужа. Автор переплетает две линии – мифологическую и новую.

Далее Кремхильда выходит за Зигфрида, а Брунгильда достается Гюнтеру, королю Бургундии. Между девушками возникает ссора, кто первой войдет в храм: знатнейшая должна войти первой. Кремхильда показывает Брунгильде кольцо и пояс, после чего входит первой. После этого, Хаген, по приказу Гюнтера, в бою, убивает Зигфрида ударом в спину. Зигфрид умирает как обычный человек, но и как герой – во время освобождения страны, причем не своей (Зигфрид – фламандец). Кремхильда повторно выходит замуж и мстит своим братьям, убивая их за Зигфрида. Вторая часть повторяет первую, конец – апокалиптичен, бушует пожар.

Прямая аналогия с ситуацией в Германии в ХШ веке. Не происходит объединения земель и автор призывает к действию.

Песнь от Нибелунгах. Окончание.

Также к «Песне» можно добавить «Худрун» (немецкая «Одиссея», Худрун – женское имя!!!). В ней смешан авантюрный роман плаваний и путешествий. Сличают по фонетике «Песнь о Нибелунгах» и «Худрун» - одинаковое кол-во ударений. «Песнь о Нибелунгах» делится на части – авентюры.



Каталог: study
study -> 1. Философия,ее предмет и функции. Взаимосвязь Ф. и частных наук
study -> Планы семинарских занятий по философии для студентов всех специальностей Уфа 2013
study -> Предпосылка и столь же естественная
study -> Предварительные замечания
study -> Лекции Тема Специфика, проблемы и генезис философии -2 часа. План лекции: Специфика и функции философии
study -> Билет Объект изучения и предмет социологии
study -> Огюст Конт и возникновение позитивистской социологии
study -> Вопросы для экзамена для 10-з класса раздел «Социальная сфера»
study -> «Личность и тоталитаризм на материале жанра антиутопии» Курсовую работу


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница