«Районный дом культуры в условиях реформирования учреждений бюджетной сферы в области культуры» г. Казань, 2005 год



Скачать 129.63 Kb.
Дата23.07.2018
Размер129.63 Kb.

Министерство культуры Республики Татарстан

Республиканский научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы

Методическая рекомендация
«Районный дом культуры -

в условиях реформирования учреждений

бюджетной сферы в области культуры»

г. Казань, 2005 год
Наша страна более 10 лет живет в условиях рыночной экономики.

Преобразовательные процессы всех отраслей народного хозяйства, в том числе и культуры на деле оказались весьма болезненными и во многом противоречивыми.

Отечественная клубная практика, насчитывающая более чем двухвековой опыт предшественников, имеет богатейшее наследие и традиции духовного становления человека.

Районные дома культуры в сети существующих культурно-досуговых формирований создавались в 50-60 годы как организационно-методические центры руководства клубными учреждениями района и на определенном этапе они выполнили поставленную перед ними задачу, предоставляя населению разнообразные услуги социально-культурного, просветительного, оздоровительного и развлекательного характера, а также условия для реализации их творческого потенциала – занятия любительским художественным творчеством.

РДК в этот период и ещё несколько десятилетий позже были эффективными инструментами воспитательной, культурно-досуговой деятельности, страстными застрельщиками различных идеолого-пропагандистских компаний, в том числе способствующих духовному воспитанию людей. В клубах, сельских Домах культуры, РДК с помощью методистов РДК шел активный поиск новых форм, способствующих духовно- нравственному, эстетическому воспитанию, особенно детей, молодежи. Конечно, в этот период в деятельности КДУ, в том числе и РДК, было много формализма, связанного с излишней идеологизированностью общества тех лет, но все же мероприятия, направленные на зарождение духовного начала в сознании людей, общества были приоритетными.

Именно в этот период зарождались первые самодеятельные коллективы, культурно-спортивные комплексы (КСК), централизованные клубные системы (ЦКС) активно проводились праздники трудовых династий, «Папа, мама, я – спортивная семья» и др. Мы сейчас с ностальгией вспоминаем те многочисленные хоры, духовые оркестры, театральные коллективы, которые были у нас в 50-80-е годы. Многие из них сегодня потеряны.

В разгар перестройки, перехода к рыночной экономике, много говорилось о разгосударствлении культуры в стране. В этих условиях государство, действительно уменьшало своё участие в поддержке культуры, полагая, что формирующийся рынок решит все проблемы автоматически. К сожалению, это привело к ослаблению материально-технической базы, оттоку профессионалов КДУ, падению материально-этических критериев, оказало негативное воздействие на духовно-нравственное состояние нашего общества. Ещё в 2000 г. в статье «Дружной семьей в ХХI век» М.Ш. Шаймиев отметил значительное падение духовного состояния общества: «Это резкое падение жизненного уровня населения, огульный отказ от идейно-нравственных и интеллектуально-эстетических ценностей прошлого, поспешная деидеологизация государства и общественной деятельности и, как итог – утрата живущими ныне поколениями людей возвышенных идеалов, жизненной перспективы, социального оптимизма. На смену им идет господство бездуховности, так называемой массовой культуры, меркантильного, сиюминутного отношения к жизни, к окружающим, к вечным человеческим ценностям. Нравственное здоровье общества вышло из-под контроля».

К сожалению, принятые Федеральные законы № 95, 122 и в частности 131 «Об общих принципах организации местного самоуправлении», позволяющие регионам РФ экономить на культуре не вселяют большого оптимизма работникам культурно-досуговой сферы в решении проблем повышения общей культуры, нравственности в обществе, особенно в сельской местности. Ведь статистика, основанная на материалах мониторинга досуговых предпочтений населения и новых форм учреждений культуры досугового типа, проведенного в 2005 году Государственным Российским Домом народного творчества свидетельствует о том, что сельское население в подавляющем большинстве (80 % населения) не имеют возможности приобщиться к высоким культурным ценностям (театры, музеи, концертные залы), поэтому клуб, Дом культуры для них является единственным местом: отдыха (так ответили 52 % респондентов); посещения культурных мероприятий (48 %); местом общения и совместного проведения времени (48 %).

Сегодня острой проблемой остается сохранение нематериальной культуры, которую, по мнению культурологов, сохранить гораздо сложнее, чем материальную. Это традиционные праздники, обряды, устное народное творчество, бытовая культура народов Татарстана, России.

Потеряв хотя бы на 10-20 % сеть сельских досуговых учреждений, мы потеряем многие детские, молодежные народные творческие коллективы – танцевальные, театральные, инструментальные, любительские клубы и объединения по интересам и создадим дополнительные возможности для дальнейшего роста алкоголизма, наркомании и других общественных пороков. Задача работников КДУ, общественности, местной интеллигенции - отстоять как можно больше коллективов, клубов, Домов культуры для того, чтобы сохранить имеющиеся коллективы, и те очаги культуры, где на практике работают кружки, клубы по интересам, реализуются социально-культурные проекты.

Формирование сети и обеспечение объемов услуг культуры находится в прямой зависимости от возможностей бюджета района, города, населения, где сеть уже не рассматривается в качестве обязательной. Закон оставляет местным органам власти право формирования «своей» культурной политики, численности и структуры КДУ, без учета внятных ориентиров государственной культурной политики и особенностей функционирования клубов и ДК на селе. Это не дает никаких гарантий осуществления основных функций КДУ по возрождению, сохранению культурного наследия, реализации творческих потребностей и организации досуга населения.

Если говорить о качественных изменениях, существуют учреждения и организации культуры, подлежащие присоединению к другим учреждениям или ликвидации. В группу риска попадают небольшие учреждения культуры на селе, не имеющие прав юридического лица: районные методические центры, автоклубы, клубы и т.д. Чтобы избежать их ликвидации предлагаем присоединять небольшие учреждения культуры к другим более значимым. Укрупнить, а значит создать культурно-образовательные, культурно-педагогические, культурно-спортивные комплексы, объединения, центры с широким спектром услуг, в этом случае есть надежда, что вновь созданные типы учреждений с обязательными правами юридического лица переживут реформу.

Суть оптимизации КДУ – это не механическое сокращение числа учреждений культуры, а упорядочивание системы учреждений и приведение её в соответствие с современными требованиями.

Таким образом, методы и средства управления культурой будут подвергнуты значительной корректировке, выражающейся в перемещении акцента с директивного управления на создание условий саморазвития и партнерства.

В этой ситуации важнейшей задачей становится определение совершенно иных стратегий в области культурного развития, а именно: обеспечение источников финансирования и порядка управления ресурсами.

Ключевым же вопросом в реформировании бюджетной сферы культуры сегодня является оптимизация бюджетных средств и бюджетным организациям культуры приходится находить пути к выживанию в условиях рынка и жестокой конкуренции. (К сведению: в 2004 году на культуру было выделено всего 1,15 % из федерального бюджета, в 2005 году – 1,29 %, в 2006 году - меньше чем в прошлые годы – 1,12 %)

В реструкторизации бюджетного сектора можно выделить четыре направления: оптимизация действующей сети получателей бюджетных средств; уточнение правового статуса и реорганизация бюджетных учреждений; переход к новым формам финансового обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг; внедрение методов бюджетирования, ориентированных на конечный результат (сокращенно БОР).

Бюджетирование по результатам будет осуществляться под программы. А это не что иное, как логическое развитие социального проектирования. Необходимо будет составлять программу на перспективу (2-3 года) которая, по сути, будет являться содержанием работы учреждения. Программа состоит из целей, задач и результата, который должен быть достигнут. Финансироваться будут только те программы, которые выигруют конкурс.

В решающей степени от статуса отдела (управления) культуры в общей структуре административного управления зависит определение сети и функций системы культурных учреждений, и в первую очередь РДК, передвижных клубных систем, СДК и сельских клубов.

В настоящее время большинство (70 %) отделов (управлений) культуры вошли в состав административных структур городов и районов РТ, сохранив необходимый перечень своих полномочий, которые наиболее полно определены в ст. 26 Федерального закона РФ № 95 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Объем полномочий органа управления культурой определяется прежде всего его участием в бюджетном процессе, осуществлении ведомственного контроля за его исполнением.

Утвердившийся статус органа управления культурой, его компетенций, полномочий и ресурсной базы, закрепленные уставом, позволяют разработать пакет необходимых документов для утверждения статуса РДК, его компетенции, ресурсной базы и полномочий, определив по отношению к нему обязательства и гарантии государственных органов власти; установить гарантированные нормативы культурно-досуговых услуг, предоставляемых населению, которые также должны быть закреплены уставом.

Очень важно на сегодняшний день отстоять утвердившиеся функции РДК, которые обязаны не только изучать и представлять населению районного центра, города услуги социально-культурного, просветительного, оздоровительного и развлекательного характера, создавать условия для реализации творческих способностей населения, но и оказывать методическую помощь сельским клубам, Домам культуры в организации культурно-досуговой сферы на селе, регулярно проводить семинары – практикумы для клубных работников, с целью повышения их профессиональной квалификации, освоения новых технологий индустрии досуга.

Мы напоминаем, что клубное учреждение как юридическое лицо считается созданным с момента его регистрации. Для этого на первоначальном этапе необходимо:



  1. Определить учредителя клубного учреждения (Отдел культуры...)

  2. Разработать Устав на каждый РДК (при необходимости на СДК, СК) исходя из прилагаемого Положения (Приложение № 1)с указанием целей, задач и направление деятельности, который наряду с Положением клубного учреждения, Конституцией Российской Федерации. Федеральными законами, Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, нормативно-правовыми актами руководящих органов субъектов Российской Федерации (Республики) Татарстан и муниципальными образованиями являются руководством в деятельности учреждения культуры клубного типа.

  3. Пройти регистрацию в регистрационной палате.

  4. Заключить договор с Учредителем по обязательствам клубного учреждения в отношении объемов основной деятельности (далее смотри Положение раздел 6 пункты 5, 18).

В условиях дефицита средств органов местного самоуправления на развитие клубно-досуговой сферы, должна быть разработана эффективная экономическая законодательная база, способствующая дополнительному финансированию культуры спонсорами, меценатами,богатыми людьми. Сегодня мы рекомендуем заведующим отделами, управлениями культуры, работникам РДК, СДК взвесить все возможности каждого населенного пункта, где имеются КПУ и выйти с предложениями к главам местных администраций, при возможности на сельском сходе граждан решить сакраментальный вопрос «Быть или не быть?» клубу в данном селе. Если быть то, что необходимо сделать в первую очередь по вопросам укрепления материально-технической базы, финансирования культурных проектов, по каким приоритетам строить содержательную деятельность клуба? Необходимо избрать правление, творческий актив клуба, изучить потребности населения села в сфере досуга, и на деле доказывать, что клуб - это именно такой социальный институт, без которого невозможно развитие в других сферах общественной деятельности.

В зарубежной практике культурная политика оценивается, прежде всего, не как деятельность одного или ряда ведомств, но как сложная общественно-государственная деятельность, в которой участвуют самые различные субъекты культурной политики, ученые, общественные деятели, работники культуры и искусства, различных государственных и общественных организаций, предприниматели и т.д. «Не варитесь в собственном соку», привлекайте всех, кто не равнодушен к своему досугу, досугу своих детей, внуков.

Проведите у себя простейшие исследования и задайте людям такие вопросы: готовы ли они помочь своему клубу в подготовке мероприятий, быть руководителем кружков или стать лидером любительского клуба, членом общественного правления клуба? Таким образом, вы создадите у себя в РДК, клубе общественный актив. Узнайте интересы молодежи и подростков в сфере досуга. Многие подростки ищут сегодня в учреждениях культуры возможности отдохнуть, узнать что-то новое, встретиться с интересными людьми. Такие люди потянутся в клуб. Большинство из этих людей готовы изменить положение в своем клубе к лучшему и желают проводить в них свой досуг при условии, что будут учитываться их потребности.

Любые опросы, даже экспресс опросы при проведении каких-либо мероприятий могут вам найти правильный путь к работе.

«Оптимальный клуб будущего в отношении персонала – это, по необходимости очень небольшое ядро высококвалифицированных кадровых работников, плюс более широкий круг работников на договорных началах с оплатой их труда в значительной мере за счет самой клиентуры, плюс еще более широкий круг активистов, работающих на общественных началах в силу увлеченности делом… »,- это точка зрения на досуг ХХI века профессора, доктора исторических наук, заведующего сектором социальных прогнозов ИСИ АН СССР Бестужева-Лада.

От профессионализма клубных работников зависит 70 % успеха всей досуговой деятельности, в том числе и материальный, ведь человек, потенциальный посетитель клуба, заплатит деньги только за адресные, качественные культурные услуги, а грамотный директор ДК или клуба, по мнению культуролога Вячеслава Родионова «подобен толковому продавцу, четко понимающему состояние рынка в этой сфере – что можно продать, а какой товар не пользуется спросом».

РДК. клуб должен зарабатывать деньги. Но мы и продавать должны только качественный товар. Пусть недорого, но постепенно народ к этому привыкнет. Ведь покупаем же мы билеты в кино, почему же не заплатить за хороший вечер, концерт и т.п. Таким образом, мы будем способствовать радикальному изменению сознания людей, искоренению иждивенческих настроений в сфере потребления культурных благ.

В Лаишевском РДК, например, народ уже просто не ходит на бесплатные мероприятия: «А если это чего-то стоит, значит – это стоит посмотреть», - говорят они.

В прошлом году, например за счет платных услуг РДК РТ было заработано 10407,0 тыс. руб., в том числе РДК Кукморского (823 тыс. руб.), Балтасинского (624,6 тыс. руб.), Актанышского (546,7 тыс. руб.), Менделеевского (459 тыс. руб.), Лаишевского района (412,7 тыс. руб.) и т.п.

Однако перечень платных мероприятий не отличается от прошлых лет разнообразием: дискотека, вечера отдыха, концерты. Прибавились организация юбилеев, праздников при долевом участии, или на договорной основе для предприятий и организаций городов, районов (Бугульминский РДК, Лаишевский РДК и др.).

В последние годы в городах и селах нашей республики вошли в традицию такие забытые татарские народные праздники, как: «Навруз». «Нардуган», «Каз омэсе», «Корбан байрам», «Кичке уен», «Корга боткасы», русские – «Рождество», «Масленица», «Спас», «Троица», чувашские - «Уяв», «Манкук», марийские - «Семык», «Пеледыш пайрам», удмуртские – «Гербер», «Гырон быдтон», мордовские – «Раштау», «Балтай» и др. Наша задача – сохранить эти праздники и возрождать, закреплять забытые, утерянные. И районный Дом культуры должен быть застрельщиком этого процесса через семинары-практикумы, посредством печатной продукции с оказанием методической и практической помощи непосредственно в СДК, сельских клубах района, в тех населенных пунктах, где нет стационарных клубных учреждений.

Стремление людей в реализации своих исторических, национальных традиций на личностном и межличностном уровнях будет существовать до тех пор, пока существует этнос, поэтому ориентация на «продукцию» традиционной народной культуры востребована в любые времена. Нужно подумать, как с пользой для дела не тратя силы на бездумные развлечения использовать многовековые традиции, уклад жизни данного села, района. Огромной духовной энергией заряжены праздники «Бабушкин сундук», «Праздник самовара», праздники полотенца, пирога, вечера - встречи поколений, фольклорные праздники и т.п.

Республиканские фестивали-смотры творчества народов Татарстана «Татарстан – наш общий дом», «Татар жыры», «Русская песня», «Чувашский соловей», Республиканский смотр-конкурс финно-угорской песни, Республиканский праздник «Играй, гармонь!» и др. в последние годы также стали традиционными. Они способствуют постоянному процессу совершенствования исполнительского мастерства, поиску репертуара, сбору и обработки фольклорного мастерства, освоению навыков народного исполнительства, привлекают к творчеству огромные слои населения республики. Наша задача – сохранить и совершенствовать эти культурные акции.

Необходимо отметить, что все фестивали, праздники, смотры, конкурсы сегодня нужны и многим людям приносят большую радость бытия, являются важным звеном их досуговой деятельности. Кроме того, работники РДК должны ориентировать уровень традиционного и современного народного творчества на высокие образцы Не надо забывать и о ментальном желании многих людей участвовать в коллективном творчестве.

Мы, пожалуй, научились неплохо проводить разнообразные крупномасштабные районные, городские массовые мероприятия, вечера, КВН (ШТМ), календарные праздники (Новый год и др.), праздники чествования юбиляров, тружеников и т.п. И это неплохо. С другой стороны сегодня не стоит особенно увлекаться программами типа «Поле чудес», «Счастливый случай», разного рода шоу-вакханалиями, что имеет место в клубной практике, а надо больше работать на личность, персоналии, переходить на психологически тонкие нити управления. Ведь народ, в массе своей переживший за последние годы огромное количество стрессов и еще не избавившийся от них, вовсе не жаждет бездумно петь и танцевать в клубе. Так только увеличивается разрыв между клубными работниками и посетителями клубно-досуговых центров. Если среди посетителей клубов найдутся любители петь, можно создать что-то вроде хора. Но они будут петь, прежде всего, для собственного удовольствия, а не ради участия в фестивалях, смотрах и т.п. И эту востребованность современного досуга мы тоже должны понять, принять и учитывать. Ведь люди сейчас более замкнуты. И если они не собираются сделать свое пение источником заработка, пусть поют в узком кругу – не нужны им большие сцены и огромные залы. А вот платное членство в клубах по интересам нужно внедрять, как это издавно было, например в Англии. Пусть членские взносы будут самыми минимальными, просто символическими, скажем 30-50 рублей в год, но эти небольшие деньги как показывает опыт, способствуют оказывать самое благотворное организационно-психологическое воздействие. Член клуба почувствует себя, в какой-то мере сохозяином. Он выберет правление, ответственное перед ним, которое установит контроль над действиями администрации. Он будет более бережно относится к книгам из клубной библиотеки, к самому зданию и инвентарю. Он примет участие в обсуждении бюджета, куда вложена его доля. Он постарается организовать работу таким образом, что отдача от неё была более высокой.

Вот почему оптимальный РДК, клуб будущего представляется нам в виде объединения его членов, которые не просто время от времени помогают администрации и платному персоналу, а активно участвуют в его повседневной жизни.Этим методикам, технологиям должен обучать клубных работников РДК.

Кстати, именно английские клубы считаются первыми в истории культуры социальными институтами прямого межличностного досугового общения и по их подобию в конце 18 века создавались первые российские клубы, которые были по сравнению с ними были более открытыми и менее регламентированными, более досугоемкими и менее консервативными и если бы в конце 20-х начале 30-х не возобладала управленческая идеологическая доминанта, эта форма досуговой деятельности продолжала бы развиваться на демократической основе.

По мнению вице-президента Международного союза работников культуры, туризма и спорта, члена редколегии “Клуб” Владимира Соловьева сейчас в России возрождаются именно такого типа клубы, которые были известны в России многие десятки лет. Восстанавливается система клубов с постоянным членством. Люди, которые входят в такой клуб, являются его хозяевами. Чувство хозяина возвращается в Россию, оно возвращается в клубную сферу. В сфере свободного времени сейчас возрождаются и благородные собрания, купеческие клубы (клубы предпринимателей).Так к примеру Нижегородская ярмарка – это форма клуба деловых людей.

Сейчас творческая интелегенция, люди разных профессий хотят иметь творческие дома, клубы, где они могут собраться, общаться, проводить свое свободное время. А «элитарные клубы», богатейшей умами и талантами республики Татарстан, могут стать подвижниками отечественной культуры и науки. Созданные ими из числа творческой элиты, имеющейся в любом районе, селе, объединения, клубы, содружества обязательно станут генераторами интеллектуальной и нравственной энергии в преодолении социального кризиса, в сохранении, развитии всего, что достигнуто в отечественной культуре и общественной нравственности.

Надо заинтересовать людей объединенных целевой установкой со знаком плюс привлекательными проектами и стать полезным и для них, предложить им свои организаторские возможности и помещение. Чаще бывает наоборот – идут и сразу начинают просить у потенциальных спонсоров деньги, но никто так просто денег не дает. Сегодня культработникам очень важно осознать, что сфера их профессиональных интересов – это Клондайк, который есть в России и Татарстане и его надо осваивать.

Конечно, в функции КДУ входит и работа с детьми, ветеранами, социально-незащищенными категориями и т.п. Все это очень важно и нужно осуществлять. И вот на подобные программы культработник должен получать целевые средства, причем и здесь можно строить бюджет на паритетных и долевых началах вместе с управлениями социального обеспечения и фондами социального страхования, комитетами по делам молодежи и спорту, другими организациями районов, использовать помещения, творческие потенциал клубных работников на конкретные программы.

Именно под конкретные программы, например, выделяется более 50% средств муниципальных органов, профсоюзов, спонсоров в Германии, где очень развита сеть самодеятельных кружков и студий, участники которых вносят в общую казну клуба определенную плату.

Прогноз будущего для нашей цивилизации состоит в том, что свободное время растет, и будет расти , и, чтобы человек не снимал стресс наркотиками или телевизором, включенным на целый день, его можно привлечь к благотворительным акциям, часть досуга может быть востребована для помощи школе, здравоохранению, сфере экологии, организации досуга для других и т.п. Ученые также прогнозируют, что через 10-15 лет производство на селе затребует 1 % населения. Трудно судить, насколько они окажутся достоверными и как быстро это произойдет. Когда близкие к городу деревни имеют шанс на выживание только в новом качестве, ориентируюсь на социокультурные запросы города. А какая среда обитания сформируется в сельской местности? Каковы шансы на выживание культурно-досуговой сферы? Не приведут ли все эти процессы к обезличиванию человека, села? Все это необходимо осмыслить, предусмотреть нам - специалистам по культурно-досуговой деятельности; и уж затем разрабатывать новые проекты на ближайшее будущее и перспективы.

Итак, сегодня перед работниками культурно-досуговой сферы после решения вопросов оптимизации сети КДУ стоят следующие задачи от решения которых во многом зависит будущая культура села, города:


  1. Утверждение статуса отделов (управлений) культуры, РДК и клубных учреждений в системе административных структур, вводимых ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления»;

  2. Поиск дополнительных источников финансирования, расширение платных услуг населения в сфере досуга, привлечение спонсоров, меценатов, организация финансирования мероприятий на долевых началах и т.п.;

  3. Изучение спроса населения в сфере досуга, разработка перспективных социально-культурных программ, ориентирован-ных на конечный результат, повышение качества мероприятий, разнообразие и совершенствование форм организации досуга;

  4. Повышение профессионального мастерства работников культуры в условиях рыночных отношений.

Главной задачей в сфере организации досуга на ближайшую перспективу является создание в республике в каждом отдельно взятом районе, селе или городе современного, высокоразвитого рынка услуг, охватывающего быт, отдых, туризм, спорт, досуг людей и создание необходимых условия для достижения нового качества культурной жизни населения.

Каждое село, район или город нашей республики имеют свои исторические корни, индивидуальность, яркие преобладающие культурные традиции, поэтому выбор приемлемых, естественных, жизнеспособных досуговых форм для каждого из них может в основном осуществляться самостоятельно, один РДК должен оказать каждому клубному учреждению района необходимую методическую помощь.

Мы можем создавать многоцелевые культурные центры, которые сочетали бы в себе функции производства культурных благ и услуг с функциями образования, хранения и распространения культурных ценностей, регулирования традиционных и новых форм народного творчества, какими по существу является большинство КПУ в РТ: это и центры досуга, социально-культурные центры, центры эстетического воспитания, общения и культуры, центры воспитания и искусства, историко-культурные центры, осуществляющие возрождение местных традиций, в которых функции Дома культуры или клуба объединяются с функциями Дома фольклора, Дома ремесел, Дома мастера с мастерскими, выставочным залом, салоном продажи изделий народного творчества (эти формы более приемлемы для города). А для села рационально культивировать однопрофильные – Дом традиционной культуры, Дом народного искусства и досуга, Дом танца, Дом семейного творчества, клуб-библиотека, клуб-музей и т.п. впрочем, здесь нет готовых рецептов или указаний. Все зависит от ваших возможностей и желаний.

В структуру клубных учреждений нового типа могут органично войти также кооперативы, возрождающие местные народные промыслы, ремесла и выполняющие заказы на изготовление предметов народного искусства; творческие студии (резьба по дереву, плетение из лозы, гончарное искусство, чеканка и т.д.); творческие лаборатории по возрождению узорного шитья, национальной вышивки, ковроткачества и т.д.; кружки рукоделия и национальной кулинарии и т.п.

Потребность в клубе на практике не исчезнет, пока сохранится потребность в общении, в контактах с и интересными людьми несмотря на все преобразовательные процессы в обществе, а форма организации этого общения конечно может измениться в сторону камерности, нерегламентированности, значительно чаще завтрашний посетитель клуба будет участником, чем зрителем. Поэтому работники КДУ должны сегодня основательно освоить законы менеджмента и четко реагировать на досуговые потребности населения в условиях рыночной экономики.

А профессия организатора досуга всегда была и остается востребованной. И в лучших из них должен быть сконцентрирован талант организатора, лидера сегодня он должен быть эрудитом и профессионалом общения, социологом и менеджером. Так, что работы у организаторов досуговой сферы в будущем будет достаточно. И как предсказал Бестужев-Лада: “Роль организатора досуга сегодня не отменяется, а видоизменяется. Он всегда остается носителем культуры,образцом для подражания, своего рода магнитом”, нужно только всегда чувствоать пульс времени, чутко реагировать на него и стремиться быть профессионалом своего дела.


Л.А. Гареева,



заместитель директора РНМЦ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница