Работа с актуальными текстами современной философии



страница1/2
Дата16.02.2018
Размер94 Kb.
ТипСеминар
  1   2

История русской философии (6 семестр)
Составитель: Лишаев С.А.

Задания для семинарских занятий

Семинар № 1
Ап. Григорьев как идеолог “поЧвенниЧества”
1. Основные вехи жизни и творчества. Идейные влияния. Ап. Григорьев и Шеллинг.

2. Органический принцип и его применение к эстетической и исторической реальности.

3. Отношение эстетического к этическому в художественном произведении. Правда и искренность в искусстве.

4. Понятие “почвы”. Историософские воззрения Ап. Григорьева. Его отношение к западникам и славянофилам. Русская народность и православие.


ОбЯзательнаЯ литература


  1. Григорьев Ап. О правде и искренности в искусстве // Григорьев Ап. Эстетика и критика. М., 1980, с. 51-116.

  2. Григорьев Ап. Народность и литература // Там же, с. 169-199.

  3. Журавлев А. “Органическая критика” Аполлона Григорьева // Там же, с. 7-50.

  4. Зеньковский В. В. История русской философии. Т. 1, ч. 2, Л., 19911.

  5. Лишаев С. А. История русской философии. Ч II. Книга 1. Вторая половина ХIХ-го века (Философская мысль в пореформенной России) Курс лекций: Учебное пособие. Самара: Самар. гуманит. академ., 2006. С. 150-172.

  6. История русской философии: Учебник для вузов. М., 2001. С. 218-225.

ДополнительнаЯ литература




  1. Ап. Григорьев. Воспоминания. Л., 1980, с. 25-82, 300-327.

  2. Ап. Григорьев. Одиссея последнего романтика. М., 1988.

  3. Ап. Григорьев. Литературная критика. М., 1967.


Семинар № 2
Культурно-историЧеские идеи к. Леонтьева
1. Историософские воззрения К. Н. Леонтьева. Идея “триединого процесса”. Биологизм и эстетизм в понимании исторического.

2. Учение о государстве. Монархия. “Византизм” и критика “западных” моделей общественно-государственного устройства.

3. Культурно-исторические воззрения К. Леонтьева в их отношении к идеологии западников и славянофилов.

4. Философия истории К. Леонтьева в XX веке: к вопросу о связи исторической концепции Леонтьева с “евразийством” и этно-исторической теорией Л. Н. Гумилева.


ОбЯзательнаЯ литература


  1. Леонтьев К. Н. Византизм и славянство (гл. 6, 8-12); Национальная политика как орудие; Над могилой Пазухина; Славянофильство теории и славянофильство жизни // Леонтьев К. Н. Избранное. М., 1993. Или в издании: Леонтьев К. Н. Цветущая сложность. М., 1992.

  2. Зеньковский В. В. История русской философии. т. 2, ч. 1, Л., 1991, с. 246-265.

  3. Гумилев Л. Н. География этноса в исторический период. М., 1990. Или: Гумилев Л. Н. От Руси к России. М., 1992, с. 7-18, 286-312.

  4. Бердяев Н. А. К. Леонтьев – философ реакционной романтики // Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х томах. Т. 2. 1994, с. 246-274.

  5. Пути Евразии. Русская интеллигенция и судьбы России. М., 1992, с. 3-25, 347-415.

Лишаев С. А. История русской философии. Ч II. Книга 1. Вторая половина ХIХ-го века (Философская мысль в пореформенной России) Курс лекций: Учебное пособие. Самара: Самар. гуманит. академ., 2006. С. 195-218.

  1. История русской философии: Учебник для вузов М., 2001. С. 229-233, 518-526.

ДополнительнаЯ литература




  1. Трубецкой С. Н. Разочарованный славянофил // Собр. соч. Т. 1. М., 1907, с. 173-211.

  2. Булгаков С. Н. Побежденный-победитель // Булгаков С. Н. Соч. в 2-х томах. Т. 2. М., 1993, с. 546-563.

  3. Новикова Л. И., Сиземская И. Н. Русская философия истории: Курс лекции. М., 1999. С. 332-345.

  4. Сивак А. Ф. Константин Леонтьев. Л., 1991, с. 17-55.

  5. Гайденко П. П. Утрата середины. Эстетический аморализм и аскетическое православие Константина Леонтьева // Гайденко П. П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М., 2001. С. 162-208.

  6. Розанов В. В. Поздние фазы славянофильства // Розанов В. В. Несовместимые контрасты жития. М., 1990, с. 292-303.



Семинар № 3
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ П. Д. ЮРКЕВИЧА
1.Учение о сердце как основе человеческого существа:

а) соотношение сердца и разума в антропологии Юркевича;

б) важнейшие следствия для гносеологии из основоположений “философии сердца” П. Д. Юркевича;

в) Значение сердца для определения человека как личности.

2. “Мир с ближними как условие христианского общежития”.
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Юркевич П. Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению слова Божия // Юркевич П. Д. Философские произведения. М.,1990, с.69-103.

2. Юркевич П. Д. Мир с ближним как условие христианского общежития // Там же, с. 351-357.

3. Соловьев В. С. О философских трудах П. Д. Юркевича // Там же, с. 552-577.

4. Шпет Г. Г. Философское наследие П. Д. Юркевича // Там же, с. 624-638.

5. Лишаев С. А. История русской философии. Ч. II. Книга 1. Вторая половина ХIХ-го века (Н. Ф. Федоров, П. Д. Юркевич, В. С. Соловьев). Курс лекций: Учебное пособие. Самара: Самар. гуманит. академ., 2006. Лекция 10. С. 43-66.

6. Зеньковский В. В. История русской философии. Л. 1991, т. 1. ч. 2, с. 117-120.


Семинар № 4
ВЛ. СОЛОВЬЕВ:

“КРИТИКА ОТВЛЕЧЕННЫХ НАЧАЛ”


1. История создания “Критики отвлеченных начал”.

2. Основные моменты критики Вл. Соловьевым “отвлеченных начал” европейской философии. “Необходимый переход к религиозному началу в области знания” (Гл. 40-41).

3. Замысел “положительной” философии и его реализация в последних главах “Критики”:

а) истина как сущее всеединое (гл. 42);

б) различение бытия и сущего (гл. 43);

в) абсолютное сущее и абсолютное становящееся; человек как второе абсолютное (гл. 44);

г) вера, воображение и творчество как основные элементы предметного знания (гл. 45);

д) всеединая система знания как свободная теософия (гл. 46).

4. Общая оценка теории познания В. С. Соловьева по “Критике отвлеченных начал”.

5. Общая оценка метафизики В. С. Соловьева по “Критике отвлеченных начал.” Соловьев и неоплатонизм.

6. Е. Н. Трубецкой и А. Ф. Лосев о сильных и слабых сторонах онтологии и гносеологии первого периода философского творчества Вл. Соловьева.
ОбЯзательнаЯ литература


  1. Соловьев В. С. Критика отвлеченных начал // Соловьев В. С. Соч. В 2-х тт., т. 1, с.586-590, 681-744 (Гл. 40-46).

  2. Трубецкой Е. Н. Миросозерцание В. С. Соловьева. М., 1995, т. 1, гл. 1, c.103-123, 191-309.

  3. Лосев А. Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 1990, с. 112-136 (особенно с. 128-134).

  4. Гайденко П. П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М., 2001. С. 46-91.

  5. Лишаев С. А. История русской философии. Ч II. Книга 1. Вторая половина ХIХ-го века (Философская мысль в пореформенной России) Курс лекций: Учебное пособие. Самара: Самар. гуманит. академ., 2006. Лекция 11.2. С. 117-146.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА




  1. Лукьянов С. М. О Вл. С. Соловьеве в его молодые годы. Кн. 1-3. М., 1990.

  2. Лосский Н. О. История русской философии. М.,1991 (гл. 8).

  3. Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995.

  4. Величко В. Л. Владимир Соловьев. Жизнь и творения. СПб., 1902.

  5. Радлов Э. Л. Владимир Соловьев. СПб., 1913.


Семинар № 5
ФИЛОСОФИЯ В. С. СОЛОВЬЕВА В 90-Е ГОДЫ
1. Место “Теоретической философии” в развитии теории познания и метафизики Соловьева; композиция и содержание.

а) “Первое начало теоретической философии”;

б) “Достоверность разума”;

в) “Форма разумности и разум истины”.

2. Новые идеи в “Теоретической философии” и дискуссия В. Соловьева с Л. М. Лопатиным. Проблема субстанциальности человеческого “я” (В. Соловьев - Е. Трубецкой - Л. Лопатин).

3. Идея человечества как живого существа в связи с метафизикой всеединства, софиологией и космологией Вл. Соловьева (“Первое начало теоретической философии”, “Идея человечества у Августа Конта”, “Чтения о богочеловечестве”, “Русская идея”).

ОбЯзательнаЯ литература
К Вопросам 1-2


  1. Соловьев В. С. Чтения о Богочеловечестве // Соч. В 2-х тт., т. 2: Философская публицистика. М., 1989, чт. 6: с. 85-88, чт. 8, чт. 10: с. 140.

  2. Соловьев В. С. Критика отвлеченных начал // Соч. В 2-х тт., т. 1. М. 1988, с. 682-683 (гл. 40), 698-700, 703 (гл. 43), 712-717 (гл. 44), 720-722 (гл.45).

  3. Соловьев В. С. Теоретическая философия // Соловьев В. С. Соч. В 2-х тт. Т. 1, М., 1988, с.757-831.

  4. Трубецкой Е. Н. Миросозерцание В. С. Соловьева. М., 1995, т. 2, гл. 23, c.188-247.

  5. Трубецкой Е. Н. К вопросу о мировоззрении В. С. Соловьева // Там же, с. 463-477. Или в: ВФИП, кн.120.

  6. Трубецкой Е. Н. В. С. Соловьев и Л. М. Лопатин // Там же. С. 519-564. Или в: ВФИП, кн.124.

  7. М. Лопатин. Вл. С. Соловьев и князь Е. Н. Трубецкой // Там же. С. 397-363. Или в: ВФИП, кн. 119.

  8. М. Лопатин. Вл. С. Соловьев и князь Е. Н. Трубецкой // Там же. С. 478-519. Или в: ВФИП, кн. 123.

  9. М. Лопатин. Вопрос о реальном единстве сознания // ВФИП, 1899, № 5, кн. 50, с.861-880.

  10. Лосев А. Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 1990, с. 142-145, 189-152, 546-556.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА




  1. Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991, т. 2, ч. 1, с . 49-54.

  2. Мочульский К. Владимир Соловьев. Жизнь и учение // Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995, с. 195-197.

  3. Уткина Н. Ф. Философия В. С. Соловьева // Историко-философский ежегодник ‘93. М.,1994, 91-106.

К 3-му вопросу



  1. Соловьев В. С. // Соловьев В. С. Соч. В 2-х тт., т. 2. Чтения о Богочеловечестве. Философская публицистика. М., 1989. (Чтения 8-9)

  2. Соловьев В. С. Русская идея // Там же, с. 219-220.

  3. Соловьев В. С. Идея человечества у Августа Конта // Соловьев В. С. Соч. в 2-х тт. Т. 2. М., 1988, с. 562-581.

Гайденко П. П. Человек и человечество в учении В. С. Соловьева // ВФ, 1994, № 6, с. 47-54.

  1. Гайденко П. П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М., 2001.

  2. Трубецкой Е. Н. Миросозерцание В. С. Соловьева. М., 1995, т. 2, гл. 23, с. 247-274.



Семинар № 6
ИсториософиЯ В. С. СОЛОВЬЕВА:

ОТ “ТРЕХ СИЛ” ДО “тРЕХ РАЗГОВОРОВ”


1. История создания и место “Трех разговоров” в творчестве В. С. Соловьева.

2.Кризис утопического социально-исторического идеала В. С. Соловьева и “Краткая повесть об Антихристе”. Конец мира и Антихрист. Новое понимание прогресса.

3. Критика толстовства.
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Соловьев В. С. Три разговора. // Соловьев В. С. Соч. В 2-х тт., т. 2. М., 1988, с. 635-762.

  2. Трубецкой Е. Н. Миросозерцание В. С. Соловьева. М., 1995. Т.2, гл. 24, с.275-312., с.20-25.

  3. Бори П. Ч. Новое прочтение “Трех разговоров”, “Повести об Антихристе” Вл. Соловьева, конфликт двух универсализмов // ВФ, 1990, № 9.

  4. Федотов Г. П. Об антихристовом добре // Наука и религия, 1992, № 3.

  5. Зеньковский В. В. История русской философии. Л, 1991, т. 1, ч 2, с. 199-208. (О Л. Н. Толстом)

  6. Лосев А. Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 1990, с.526-536, с. 428-434.

8. Соловьев С. М. Владимир Соловьев: Жизнь и творческая эволюция. М., 1997.

9. Лишаев С. А. История русской философии. Ч II. Книга 1. Вторая половина ХIХ-го века (Философская мысль в пореформенной России) Курс лекций: Учебное пособие. Самара: Самар. гуманит. академ., 2006. Лекция 11. 2. С. 163-198.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991, гл. 8, с. 130-133.

  2. Лосев А. Ф. Творческий путь Владимира Соловьева // Соловьев В. С. Соч. В 2 т. Т. 1, с.28-31.

  3. Мочульский К. Владимир Соловьев. Жизнь и учение // Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995, с. 202-211.

  4. Величко В. Л. Владимир Соловьев. Жизнь и творения. СПб, 1902.

  5. Радлов Э. Л. Владимир Соловьев. СПб, 1913. (Глава: “Исторические и политические взгляды Вл. Соловьева”).



Семинар № 7
Религиозные, этиЧеские и эстетиЧеские

идеи Л. Н. Толстого


1. Религиозные искания Толстого. Смысл жизни и разум перед лицом смерти (рациональное и иррациональное в мировоззрении Толстого).

2. Л. Шестов о значимости творчества Толстого для философии.

3. “Что такое искусство?” Л. Толстой о соотношении этического и эстетического.
ОбЯзательнаЯ литература


  1. Толстой Л. Н. Исповедь // Толстой Л. Н. Исповедь. В чем моя вера? Л., 1991.

  2. Толстой Л. Н. Что такое искусство? М., 1985, с. 135.

  3. Толстой Л. Н. Записки сумасшедшего // Толстой Л. Н. Соч. В 12-ти тт. Т. 12, М., 1987.

  4. Шестов Л. На весах Иова // Шестов Л. Соч. В 2-х тт., т. 2., М., 1993, с. 99-148.

  5. Зеньковский В. В. История русской философии. Т. 1, ч. 2. Л., 1991.

ДополнительнаЯ литература




  1. Толстой Л. Н. Три смерти // Он же. Соч. В 12-ти тт., т. 2, М., 1987.

  2. Берлин И. Еж и лиса // Берлин И. История свободы. Россия. М., 2001. С. 269-299.

  3. Мережковский Д. Л. Толстой и Достоевский // Мережковский Д. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. - М., 1995.

  4. Евлампиев И. И. История русской философии: Учеб. пособие для вузов. М., 2002. С. 135-148.

  5. Интервью и беседы с Львом Толстым. М., 1987.

  6. Ломунов К. Н. Эстетика Льва Толстого. М., 1972.

  7. Немировская Л. З. Религия в духовном поиске Толстого. М., 1992, сер. Знание, № 4.

  8. Булгаков С. Н. Человекобог и человекозверь // Булгаков С. Н. Соч. В 2-х тт. т. 2, М., 1993.



Семинар № 8
Метафизика своеволиЯ

в творЧестве Ф. М. Достоевского (“Записки из подпольЯ” - “Преступление и наказание” - “Бесы”)


1. Свобода как своеволие. Бунт “подпольного человека”.

а) Сознание - самосознание - свобода - страдание в исповеди “подпольного человека”.

б) Автор и его “подпольный” герой (отношение автора к герою; содержательная “нагруженность” художественной формы).

2. Испытание свободы свободой в ”Преступлении и наказании” (идея свободы, свобода идеи и возможность самоопределения человека). Важнейшие моменты диалектики индивидуализированной жизни идеи в романе “Преступление и наказание”.

3. Диалектика Богочеловечества и человекобожества в романе “Бесы”.

Ставрогин и его двойники.

“Идея” Кириллова в горизонте размышлений Достоевского о “логическом самоубийце”.

“Идейное” самоубийство в перспективе компаративистского исследования мысли Толстого и Достоевского.


ОбЯзательнаЯ литература
К 1-му вопросу


  1. Достоевский Ф. М. “Записки из подполья”. (Любое издание.)

  2. Шестов Л. На весах Иова // Он же. Соч. В 2-х тт., т. 2, М., 1993, с. 25-62.

  3. Мочульский К. Достоевский // Он же. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995, с.338-347.

  4. Бердяев Н. Миросозерцание Достоевского // Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства в 2- тт. М.: Искусство, т.2, с. 33-38, 165-167.

Ко 2-му вопросу




  1. Достоевский Ф. М. “Преступление и наказание”. Любое издание. ч. 3, гл. 5-6.; ч. 4 гл.4; ч.5, гл. 4; ч. 6, гл. 2-3, 7; Эпилог, гл.2.

  2. Евлампиев И. И. История русской философии: Учеб. пособие для вузов. М., 2002. С. 97-134.

  3. Шестов Л. На весах Иова // Он же. Соч. В 2-х тт., т. 2, М., 1993, с. 62-67, 93-97.

  4. Мочульский К. Достоевский // Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995, с. 352-373.

  5. Бердяев Н. Миросозерцание Достоевского // Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства в 2- тт. М.: Искусство, 1994. Т.2, с. 58-73.


К 3-му вопросу

  1. Достоевский Ф. М. “Бесы”. Любое изд. ч. 1, гл. 3, (8), гл. 5 (8); ч. 2, гл.1 (5), (7), гл. 2 (3), гл. 6 (7-8); ч.3, гл. 6 (1-2), гл. 9 (У Тихона).

  2. Мочульский К. Достоевский // Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995, с. 420-455.

  3. Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского // Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства в 2- тт., т.2, с. 86-100, 168-170, 176-186.

  4. Булгаков С. Н. Русская трагедия. О “Бесах” Ф. М. Достоевского // О Достоевском. М., 1990, с. 193-214.

  5. Флоровский Г. Религиозные темы Достоевского // Там же, с. 386-390.

  6. Ермакова М. Я. “Двойничество в “Бесах” // Достоевский. Материалы и исследования. М., 1976, вып. 2, с. 113-124

  7. Камю А. Миф о Сизифе // Сумерки богов. М., 1989, с. 295-301.



Семинар № 9
ФилософиЯ общего дела Н. Ф. Федорова
1. Проект “имманентного воскрешения” и его связь с учением о “неродственности” мира. “Регуляция природы” как путь реализации проекта.

2. Отношения теоретического и практического разума в контексте учения Н. Ф. Федорова о “супраморализме”.

3. Предельные основания критики Н. Ф. Федоровым немецкого идеализма. Федоров и Кант.
ОбЯзательнаЯ литература


  1. Федоров Н. Ф. Сочинения. М., 1982, с. 530-549.

  2. Федотов Н. Ф. В чем наша задача? с. 57-139; Супраморализм, или всеобщий синтез 146-182; Об условности пророчеств о кончине мира 195-198; Кто наш общий враг 272-273; Падающие миры и противодействующее падению существо 278-289 // Федоров Н. Ф. Сочинения. М., 1994.

  3. Федоров Н. Ф. Из материалов к третьему тому “Философии общего дела” // Вопросы философии. 1993, № 1, с. 140-142; 144-145.

  4. Булгаков С. Н. Соч. В 2-х тт., т. 2, М., 1993, с. 286-301.

  5. Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991, т. 1, ч. 1, с. 134-150.

  6. Лишаев С. А. История русской философии. Ч. II. Книга 1. Вторая половина ХIХ-го века (Н. Ф. Федоров, П. Д. Юркевич, В. С. Соловьев). Курс лекций: Учебное пособие. Самара: Самар. гуманит. академ., 2006. Лекция 9. С. 3-42.

ДополнительнаЯ литература


1. Семенова С. Г. Николай Федоров: Творчество жизни. М., 1990.

2. Флоровский Г. Пути русского богословия. Киев, 1991, с. 322-330.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница