Рабочая учебная программа по русскому языку лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»



Скачать 415.72 Kb.
страница1/13
Дата03.06.2018
Размер415.72 Kb.
ТипРабочая учебная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»



РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»




«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор НИУ ВШЭ

________________/В. В. Башев/

«____» __________________ 2015 г.





Программа учебного предмета
Русский язык (углубленный уровень)


Авторы: Я.Э. Ахапкина

А. Д. Плисецкая

  1. Пояснительная записка

Программа «Русский язык. Углубленный курс. 10-11 классы» ориентирована на школьников, получающих среднее (полное) общее образование в рамках высшей школы. Программа может быть использована в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность в соответствии с ФГОС второго поколения1.



Программа включает разделы:

1. Пояснительная записка,

2. Общая характеристика учебного предмета,

3. Место предмета в учебном плане,

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета,

5. Содержание учебного предмета,

6. Тематическое планирование (с указанием количества часов по разделам курса,

7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности (Перечни для преподавателя),

8. Развитие у обучающихся компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Ключевая идея объединенного филологического курса заключается в том, что адекватное понимание и интерпретация художественных текстов могут быть достигнуты в процессе комментирования прочитанного. Комментирование предполагает поиск обучающимся темных для него мест в художественном тексте, реконструкцию авторского замысла, расшифровку культурного кода ушедшей эпохи, обнаружение параллелей с актуальным настоящим. Каждое изучаемое сочинение или его фрагмент учащемуся предлагается рассмотреть с позиции активного читателя, осознающего свое место в истории и культуре. Постановка читательской задачи, основанная на стремлении понять текст максимально глубоко, предполагает знакомство со всеми видами анализа произведения (историко-культурологическим, литературоведческим и лингвистическим), работу со словарями, чтение критических и научных работ, сопоставление с другими сочинениями того же автора, авторов эпохи, предшественников и потомков.

Объединение курсов языка и литературы базируется на текстоцентрическом подходе и объясняется

  • необходимостью преодоления искусственной разобщенности филологического инструментария, используемого для анализа художественного текста в старшей школе;

  • возможностью увидеть язык в развитии;

  • возможностью осознанного движения обучающихся от смысла к техникам его создания;

  • объективной необходимостью усиления межпредметного взаимодействия дисциплин гуманитарного цикла для всестороннего понимания истории культуры и мысли, осознания себя частью этой культуры и личностью, наследующей мыслителям прошлого;

  • важностью использования метапредметных подходов при решении филологических и общекультурных задач, а также задач, которые старшеклассник ставит перед собой при изучении других дисциплин.

Именно работа с текстами определяет успешность, эффективность, результативность деятельности современного школьника. Тщательное изучение художественного текста с исследовательских позиций в значительной степени обусловливает адекватное восприятие речевой продукции, принадлежащей другим функциональным стилям.

Программа рассчитана на свободный выбор текстов преподавателем при сохранении ориентации на традицию, то есть направлена в первую очередь не на конкретные тексты и те факты, которые могут быть актуальны только в связи с данными текстами, а на доступные старшекласснику ключевые для филологической науки, культуры и философии единицы содержания (в частности, идеи, проблемы, термины, понятия, образы, опорные элементы теорий и концепций).

Концепция постижения текста через деятельность (комментирование) нацеливает обучающегося на учет трех предметных областей: истории (историко-бытового контекст, понимание которого требует, в частности, чтения справочных пособий), литературоведения (построение интерпретации текста побуждает знакомиться с критической и научной литературой), лингвистики (лингвистический анализ нуждается в опоре на словари и грамматики, исследования русистов и лингвистов-типологов).

Обучающийся, знакомясь с текстами, на материале которых при помощи учителя овладевает единицами содержания, приобретает следующие исследовательские навыки:

  • обнаружение проблемных областей и ведущих идей, вызвавших к жизни текст;

  • выявление мотивов и образов, определяющих своеобразие текста;

  • описание структуры изучаемого сочинения при помощи филологического исследовательского аппарата;

  • описание стилистических особенностей изучаемого сочинения;

  • непротиворечивое обоснование суждения, основанного на содержании прочитанного текста;

  • сопоставление текстов (в том числе сочинений разных жанров, эпох, традиций);

  • определение места и роли текста в культуре.

С точки зрения лингвистики погружение в контекст способствует постижению учащимся взаимосвязи языка и культуры, языка и истории народа, а также эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Кроме того, текстоцентрический подход позволит учащемуся нагляднее

  • проследить динамику форм существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго),

  • понять функцию не-нейтральных языковых элементов в текстах разных жанров и эпох,

  • разграничить преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковых норм.

Предметная мотивация обусловлена личной заинтересованностью в чтении, понимании и интерпретации произведений. Интерес школьника поддерживается привлечением современных реакций на тексты русской классики (высказываний специалистов и читателей/зрителей/слушателей, не обладающих профессиональной подготовкой; фильмов, театральных постановок, сиквелов и ремейков). Личная заинтересованность в понимании произведения, написанного автором ушедшей эпохи, формируется на основе «я-ориентированных» вопросов: умение сопереживать персонажу, восстанавливать ход рассуждений героя, чередовать метапозицию и вовлеченность в рассматриваемый сюжет ложатся в основу динамического совершенствования читательской компетенции – движения от уровня понимания сюжетной линии через осмысление авторских намерений к профессиональному чтению, погруженному в широкий контекст и ориентированному на глубину восприятия текста, подтекста и интертекста.

Принципиальна активность говорящего и пишущего: выпускник средней школы должен свободно высказываться на родном языке (устно и письменно), грамотно и уместно употреблять слова и конструкции, адекватные замыслу, теме и ситуации общения, выбирать из широкого репертуара средств выражения наиболее точные, корректно вести дискуссию, понимать точку зрения оппонента, аргументированно и последовательно отстаивать собственное мнение и корректировать его в случае необходимости, понимать ироничные и метафорические высказывания, адекватно реагировать на услышанное и прочитанное. Активность задается наряду с мотивацией формами контроля, предполагающими устные и письменные монологические высказывания, участие в дискуссиях.

Выпускник школы должен владеть разными речевыми жанрами и уметь переключать речевые регистры в зависимости от конкретной коммуникативной ситуации. Овладение различными речевыми жанрами обеспечивается разнообразием форм работы в урочное и внеурочное время. Среди них разные формы устного и письменного представления читательской реакции на текст (ориентированной на разных адресатов – варьируют параметры возраста, опыта, образования; предполагающей разные виды ознакомления членов учебной группы с текстом каждого учащегося и разное время, затраченное на это ознакомление его соучениками: устный журнал монологического и диалогического типа, стенная газета и ее отдельные составляющие (в частности, аналитическая заметка, репортаж, фотоотчет о событии), презентация в пауэр-поинт, плакат, афиша, сцена из спектакля, аудиопостановка, видеоролик, комикс, подготовленная или спонтанная устная дискуссия, публичный доклад, реферат, протокол обсуждения вопроса в проблемной группе, эссе, сочинение-рассуждение, интервью, записки оратора, план письменной работы, дебаты).

Помимо навыков анализа художественного текста, выпускник профильного класса должен обладать умением понимать специальные тексты различной стилистической окраски. Для этого он должен знать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной и официально-деловой сферах общения и, применяя различные техники чтения, вычленять главную информацию из текстов официально-делового, научного, справочного и публицистического характера. Отработка этих навыков предполагает активное включение дистанционного обучения на базе платформ LMS, электронной рассылки долгосрочных заданий, в частности проектного типа, а также включается в качестве элемента при подготовке текущих урочных и внеурочных заданий по дисциплине.

Кроме того, концепцией изучения словесности предполагается, что выпускник совершенствует собственные тексты, порожденные в различных коммуникативных регистрах: в результате углубленного изучения образцовых произведений литературы и овладения навыками лингвистического анализа текста у учащегося повышается речевой самоконтроль, способность оценивать письменные высказывания с точки зрения их языкового оформления.

В процесс обучения используются следующие формы обратной связи (виды и типы текущих и контрольных заданий).

Традиционные формы обратной связи, позволяющие освоить предмет, сочетаются с инновационными технологиями. В частности, предусмотрены следующие виды работы:

  • комплексный и (или) поаспектный (уровневый) анализ лирического/эпического/драматического текста или его фрагмента (индивидуальная и групповая, устная и письменная формы);

  • сопоставительный анализ текстов (в основе сопоставления лежат разные параметры);

  • пословный комментарий текста или его фрагмента;

  • индивидуальные и групповые обучающие и контролирующие тесты на понимание текста открытого и закрытого типа;

  • индивидуальные и групповые тематические и обобщающие блиц-опросы (устная и письменная формы);

  • индивидуальные и групповые презентации (сообщения по проблеме);

  • протоколы анкетирования, интервьюирования, моделирования социологического опроса информантов о восприятии художественного текста (работа в группах);

  • творческий зачет в форме инсценирования источника или ролевой игры;

  • протокол мозгового штурма по проблеме (работа в группах);

  • составление тематических сборников стихотворений/рассказов/пьес, создание аппарата к нему (предисловия, примечаний) – работа в группах;

  • составление и расшифровка кроссвордов, чайнвордов, криптограмм;

  • составление диктантов (в частности, словарных) и тематических проверочных работ (работа в парах).

Варианты творческих и аналитических работ:

  • долгосрочное задание: эссе на проблемную тему с привлечением двух и более примеров ("Береги честь смолоду", "Не то, что мните вы, природа", "Мы говорим на разных языках" и т. д.);

  • эссе о художественной интерпретации литературы в опере, балете, кино, театре, живописи...

  • мини-проект на материале НКРЯ (исследование синонимов, антонимов, динамики нормы, сочетаемости);

  • конспект статей (из работ лингвистов и литературоведов);

  • презентация (биография писателей и ученых; комментарий к научной проблеме)

  • переложение – классический сюжет в новом стиле (отчет по "Красной шапочке", криминальная хроника "Колобок").

С учетом опыта коллег (С. А. Дьячковой, В. В. Луховицкого. Активные методы обучения на уроках гуманитарного цикла // Литература: приложение к газете «Первое сентября». Учебно-методический журнал для учителей словесности. Издательский дом «Первое сентября». 2012. №5 (Май). С. 24-29), рекомендуются такие активные методы обучения в группах и в парах:

  • разговоры по кругу (по цепочке, дискуссия «по переписке»);

  • «рабочий гул», «колесо», «аквариум», «молчаливая дискуссия»;

  • диспут, «ток-шоу».

Некоторые формы работы в классе:

  • обсуждение проблемы в парах, взаимопроверка и правка, 

  • словарные диктанты, подготовленные друг для друга (обмен в парах);

  • проверочная работа по тексту произведения (блиц-опрос, быстрый мини-диктант с продолжением фрагмента и под.),

  • конкурс литературных пародий;

  • читка пьес по ролям,

  • чтение стихов наизусть;

  • коллективные проекты - дебаты, пресс-конференции.

  • Контрольные задания для рубежного и итогового контроля.

  • тест;

  • групповой письменный опрос;

  • диктант/изложение с элементами сочинения и (или) с грамматическим (фонетическим, лексикологическим, орфографическим, пунктуационным) заданием;

  • эссе;

  • сочинение-рассуждение;

  • реферат.







  1. Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница