Рабочая учебная программа по дисциплине Общественное здоровье и здравоохранение. По направлению подготовки медико-профилактическое дело



Скачать 475.36 Kb.
страница1/11
Дата26.02.2018
Размер475.36 Kb.
ТипРабочая учебная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации



«СОГЛАСОВАНО»

Зав. кафедрой общественного здоровья, здравоохранения и социальной работы, профессор, д.м.н. Вязьмин А.М.

«29» августа 2014 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета медицинской профилактики, к.м.н., доцент

Анциферова О.А

«5» сентября 2014 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


По дисциплине Общественное здоровье и здравоохранение.

По направлению подготовки медико-профилактическое дело

Курс__________4-5________________________________________________

Семестр_______8-9________________________________________________

Кафедра Общественного здоровья, здравоохранения и социальной работы
Трудоемкость дисциплины 216 (час.)/_6__(зач. ед.)

Архангельск, 2014


1. Цель и задачи освоения дисциплины
Цель преподавания дисциплины – общественное здоровье и здравоохранение – дать знания и умения, необходимые будущему специалисту по медико-профилактическому направлению деятельности для понимания функционирования лечебно - профилактических учреждений стационарного и амбулаторно-поликлинического типа по вопросам:

  • общественное здоровье и факторы, его определяющие;

  • системы, обеспечивающие сохранение, укрепление и восстановление здоровья населения;

  • организационно-медицинские технологии;

  • управленческие процессы, включая экономические, правовые, административные, организационные и др.

  • внутриотраслевые и межсекторальные отношения;

  • образ жизни населения и факторы его определяющие

  • качество медицинской помощи

  • страховая медицина

  • тенденции развития здравоохранения в зарубежных странах.

Задачи изучения дисциплины – научить студентов:



  • исследованию состояния здоровья населения с целью его сохранения, укрепления и восстановления;

  • организации медицинской и медико-профилактической помощи населению;

  • использованию и анализу информации о здоровье населения и деятельности лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений для предложения мероприятий по повышению качества и эффективности медицинской и медико-профилактической помощи;

  • применению методов статистического анализа как инструмента познания общественных явлений

  • анализу основ экономики, маркетинга, планирования и финансирования менеджмента, инновационных процессов в здравоохранении, правовых и этических аспектов медицинской деятельности.

  • пониманию процессов управления качеством медицинской помощи


2.Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения» относится к циклу профессиональных дисциплин.




Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:


  • в цикле гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, в том числе: философия; биоэтика, история Отечества; экономика; психология и педагогика; история медицины, правоведение; иностранный язык;

  • в цикле математических, естественнонаучных, медико-биологических дисциплин в том числе: биология; химия; физика и математика; медицинская информатика;

  • в цикле профессиональных дисциплин, в том числе: общая гигиена; эпидемиология и статистика, акушерство гинекология, терапия, хирургия.


3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:


Коды формируемых компетенций

Компетенции

ОК-№

Общекультурные компетенции

(ОК-1)

способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

(ОК-2)

(ОК-3)

(ОК-5);



способен к пониманию и анализу социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, логически выражает свои мысли;

способен к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, владеет основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса; понимает роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества, владеет исторической терминологией, использует историко-медицинскую терминологию, умеет оценить политику государства, в том числе в области здравоохранения;

способен понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы, владеть системными показателями, характеризующими степень развития экономики, рыночные механизмы хозяйства, методику расчета показателей медицинской статистики


(ОК-6)

способен сформировать новые личностные качества: критически относится к себе, к своим стереотипам и привычкам, обладает гибким мышлением, способен сотрудничать и вести диалог, критически оценивать информацию, анализировать и синтезировать, быть нравственно ответственным за порученное дело, способен к творческой адаптации в реальной обстановке;


(ОК-7)

(ОК-8););



способен к работе с литературой по специальности, к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранном языках, к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания; способен формироватьситуационный и системный подход к анализу медицинской информации, к восприятию инноваций, и критической оценке воспринимаемой информации

способен аргументировать свое мнение и вести дискуссии, к социальному взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к толерантности, уважению и принятию другого человека; к социальноймобильности




(ОК-9);

способен к кооперации с коллегами и работе в коллективе, организовать работу исполнителей, принимать оптимальные управленческие решения


(ОК-11);

способен осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдать правила врачебной этики и деонтологии, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией


ПК -№

Профессиональные компетенции

(ПК-1);

способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, с различными группами населения


(ПК-3)

способность и готовность формировать ситуационный и системный подход к анализу медицинской информации на основе принципов доказательной медицины,
способен проводить поиск клинико-диагностических и управленческих решений с применением теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности


(ПК-10)

способность и готовность применять современные социально-гигиенические методики статистического наблюдения, сводки анализа информации о критериях, условиях и системе показателей общественного, группового здоровья населения на уровне различных подразделений медицинских организаций (акушерско-гинекологический, педиатрический сельский врачебный участок) в целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья


(ПК-11)

способность и готовность использовать методы оценки природных и медицинских и социально-экономических факторов среды в возникновении и прогрессировании болезней у населения, проводить их коррекцию в рамках профилактических мероприятий по предупреждению инфекционных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам;


(ПК-12);

способность и готовность проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья, давать рекомендации по здоровому питанию, по двигательным режимам и занятиям физической культурой, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными


(ПК-26);

в психолого-педагогической деятельности:

способность и готовность к обучению всех групп населения основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, к формированию позитивного отношения к здоровью и навыков здорового образа жизни, способствующих поддержанию на должном уровне их двигательной активности, устранению вредных привычек




(ПК-27)

в организационно-управленческой деятельности:

способность и готовность использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций);




(ПК-28);

способность и готовность использовать знания организационной структуры, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций различных типов по оказанию медицинской помощи взрослому населению и подросткам, анализировать качественные и количественные показатели работы структурных подразделений, проводить оценку медицинской, социальной и экономической эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг пациентам


(ПК-29)

способность и готовность обеспечивать рациональную организацию труда среднего и младшего медицинского персонала медицинских организаций;


(ПК-30);

способность и готовность решать вопросы экспертизы трудоспособности (стойкой и временной) всех групп населения, оформлять соответствующую медицинскую документацию, определить необходимость направления больного на медико-социальную экспертизу, проводить профилактику инвалидизации среди взрослого населения и подростков



В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать (в соответствии с задачами дисциплины в области теории);

  • основы законодательства Российской Федерации по охране здоровья населения,

  • основные нормативно технические документы;

  • основные принципы управления и организации медицинской помощи населению;

  • основы законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,

  • основные официальные документы, регламентирующие противоэпидемиологическое обслуживание населения при инфекционных и паразитарных заболеваниях;

  • нормативные документы по профилактике госпитальных инфекций, правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики;

  • социальное страхование и социальное обеспечение, основы организации страховой медицины в Российской Федерации,

  • сравнительные характеристики систем здравоохранения в мире;

  • финансирование системы здравоохранения; планирование, финансирование учреждений здравоохранения;

  • организацию врачебного контроля за состоянием здоровья населения, вопросы экспертизы нетрудоспособности и медико-юридической помощи населению;

  • методику расчета показателей медицинской статистики; применения статистического метода в медицинских исследованиях, использование статистических показателей при оценке состояния здоровья населения, ведение типовой учетно-отчетной медицинской документации в медицинских организациях;

  • организацию работы младшего и среднего медицинского персонала в медицинских организациях; показатели здоровья населения, факторы, формирующие здоровье человека (экологические, профессиональные, природно-климатические, эндемические, социальные, эпидемиологические, психоэмоциональные, профессиональные, генетические);

  • основы профилактической медицины, организацию профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья населения; методы санитарно-просветительской работы;


уметь (в соответствии с задачами дисциплины в области применения теоретических знаний);

  • проводить статистическое наблюдение, сводку и статистический анализ информации об общественном и групповом здоровье населения

  • оценивать систему показателей общественного и группового здоровья

  • проводить мероприятия по гигиеническому воспитанию и профилактике заболеваний среди взрослого населения и подростков, созданию в медицинских организациях благоприятных условий для пребывания больных и трудовой деятельности медицинского персонала;

  • вести учетно-отчетную медицинскую документацию в медицинских организациях;

  • проводить экспертизу временной утраты трудоспособности;

  • оценивать качество оказания лечебно-диагностической и реабилитационно-профилактической помощи в разных группах населения;

  • вести деловую переписку (служебные записки, докладные, письма);

  • использовать информацию о здоровье населения и деятельности лечебно-профилактических учреждений для предложения мероприятий по повышению качества и эффективности медицинской и медико-профилактической помощи :

  • применять методики анализа деятельности (организации, качества и эффективности) лечебно-профилактических учреждений;

  • применять методики анализа параметров здоровья населения

  • использовать методы и формы гигиенического обучения и воспитания населения в интересах формирования здорового образа жизни, сохранения, укрепления здоровья и профилактики заболеваний;


владеть (в соответствии с задачами дисциплины в области формирования практических навыков).

  • методами проведение статистического наблюдения, сводки и статистического анализа информации о здоровье населения различных возрастно-половых групп, и уметь делать правильные выводы о состоянии группового и общественного здоровья

  • технологиями формирования у взрослого населения и подростков позитивного поведения, направленного на сохранение и повышение уровня здоровья;

  • технологиями формирования у взрослого населения, подростков и членов их семей мотивации к внедрению элементов здорового образа жизни, в том числе к устранению вредных привычек, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья подрастающего поколения;


4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц.


Виды учебной работы

Трудоемкость

(час.)


Аудиторные занятия:




Лекции

40

Семинары

-

лабораторные практикумы

-

практические занятия

80

клинические практические занятия

-

Самостоятельная работа

60

экзамен

36

Общая трудоемкость

216


5. Содержание дисциплины:
5.1. Содержание разделов дисциплины




п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Теоретические основы дисциплины общественное здоровье, здравоохранение. Методы изучения, оценки здоровья населения и здравоохранения



Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания
Теоретические и организационные принципы здравоохранения.

Профилактическое направление здравоохранения.

Теоретические основы диспансеризации


2

Основы медицинской статистики и организации статистического исследования. Статистический анализ.

Этапы статистического исследования

1-ый этап. Организационные вопросы плана и методические вопросы программы. Объекты и единицы наблюдения. Статистические бланки. Виды группировок и шифра учетных признаков. Макеты статистических таблиц.

2 этап – сбор материала, виды сбора.

3 этап – статистические методы обработки результатов исследования.

4 этап – анализ, выводы, внедрение.

Организация исследования на примере курсовой работы.

Статистические величины(абсолютные, относительные и средние величины)
Система статистических коэффициентов
Динамические ряды и показатели анализа
Стандартизованные коэффициенты, методы стандартизации
Средние величины и правила построение вариационного ряда
Оценка достоверности средних и относительных величин


3.

Общественное здоровье и факторы, его определяющие.


Общественное здоровье населения. Его обусловленность и оценка.

Демографические индикаторы общественного здоровья.

Разделы медицинской демографии, параметры здоровья, показатели

Заболеваемость. Понятие, методы учета и изучения заболеваемости. Виды заболеваемости по обращаемости. МКБ-X.

Инвалидность

Важнейшие социально значимые болезни современности.



4

Система охраны здоровья населения. Организация медицинской помощи населению разных групп.


Основные направления реформирования здравоохранения.

Организация лечебно-профилактической помощи взрослому населению. Врач общей практики.

Системы, виды медицинской помощи, типы медицинских учреждений, номенклатура ЛПУ. Первичная медико-санитарная помощь в городе. Роль поликлиники.

Больничная помощь. Медицинская документация в стационаре (приказы №№ 413 и 545). Показатели деятельности.

Организация медицинской помощи сельскому населению и рабочим промышленных предприятий. Особенности.

Особенности медицинской помощи работающим по месту работы.

Организация медицинской помощи женщинам и детям.

Система экспертизы трудоспособности (стойкой).

Гигиеническое обучение и воспитание населения – пропаганда и формирование здорового образа жизни

Санитарное благополучие населения



5

Укрепление здоровья населения. Современные проблемы профилактики


Современные проблемы профилактики

Роль врачей-гигиенистов и эпидемиологов в проведении первичной и вторичной и третичной профилактики. Групповая и индивидуальная профилактики. Роль профилактических осмотров



6

Основы медицинского законодательства и права.


Законодательства РФ «Об охране здоровья граждан РФ» с 1993 г.;

Приоритетный национальный проект «Здоровье» с 2006 г.

Программа модернизация Российского здравоохранения 2011- 2012 года.

Медицинское страхование. Закон о медицинском страховании граждан 2011 г.



7

Основы планирования, маркетинга, управления, экономики и финансирования здравоохранения.


Основы медицинского менеджмента и маркетинга.

Экономика здравоохранения, планирования, финансирования отрасли

Программа государственных гарантий

Финансирование охраны здоровья граждан



8

История отечественного здравоохранения. Здравоохранение в зарубежных странах. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

История здравоохранения

Здравоохранение в зарубежных странах. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).



5.2. Разделы дисциплины и виды учебной работы




Каталог: student -> faculty -> faculty -> med prof
med prof -> Учебно-методический комплекс по дисциплине Философия, биоэтика Основная образовательная программа : 060104 «Медико-профилактическое дело»
faculty -> Оценочные средства для промежуточной аттестации студентов Перечень тем творческих заданий
faculty -> Учебно-методический комплекс по дисциплине Философия, биоэтика Основная образовательная программа
faculty -> Учебно-методический комплекс по дисциплине Экономика труда Основная образовательная программа впо 080100 «Экономика» Утверждено на заседании
faculty -> Рабочая учебная программа по дисциплине История экономических учений По направлению подготовки 080100 «Экономика»
faculty -> Рабочая учебная программа по дисциплине Теория систем и системный анализ По направлению подготовки
faculty -> Программа дисциплины по дисциплине «Теория систем и системный анализ» По направлению подготовки
faculty -> Программа междисциплинарного экзамена по специальности 030302 «Клиническая психология»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница