Рабочая программа учебной дисциплины



страница1/4
Дата05.05.2018
Размер189 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Факультет филологии и искусств



Регистрационный номер

рабочей программы учебной дисциплины





/ /

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Формальная семантика

Основной образовательной программы высшего профессионального образования

Лингвистика. Прикладная, экспериментальная и математическая лингвистика
подготовки по направлению 031100 Лингвистика

По профилю



Для получения квалификации (степени) бакалавр



Код дисциплины




по учебному плану







форма обучения

очная

виды промежуточной аттестации:

зачетов

1

экзаменов

0



Трудоемкость учебной дисциплины

140

зачетных единиц

3

Санкт-Петербург

2009
Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебной дисциплины


    1. Цели и результаты изучения дисциплины

Цель курса: курс направлен на анализ и обсуждение современных научных концепций, в которых задействованы формальные подходы к описанию семантики естественного языка. Делается акцент на разработках в области структурной, генеративной, логической и компьютерной семантики, которые реализованы в современных лингвистических тео­риях, моделях и прикладных лингвистических ресурсах. Дается оценка научных результатов, полученных к настоящему времени.
Задача курса: курс предполагает

  • обсуждение принципов разработки теорий и моделей семантического уровня естественного языка, используемых в теоретических и прикладных лингвистических исследованиях,

  • освоение приемов лингвистичес­кого моделирования на семантическом уровне,

  • изучение особенностей функционирования и практических возмож­ностей современных компьютерных семантических ресурсов,

  • развитие практических навыков работы с инструментами автоматической обработки естественного языка на семантическом уровне.




    1. Язык обучения: русский




    1. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты).

Данный курс является специализированным и дает слушателям возможность расширить знания о лингвистических методах и компьютерных инструментах формального описания семантического уровня языка.


    1. Перечень компетенций, формируемых при изучении дисциплины (с указанием кодов)

ОК-1 – готовность к критическому осмыслению явлений социальной и культурной жизни; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-3 – способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук;

ОК-4 – владение культурой мышления, способность аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

ОК-5 – способность использовать в социальной сфере, в познавательной и профессиональной деятельности навыки работы с компьютером;

ОК-6 – готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

ОК-8 – осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности, стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства;

ПК-1 – способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теоретической лингвистики и основного изучаемого языка (языков), теории коммуникации, лингвистического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития языкознания;

ПК-2 – знание основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации; понимание сущности и значения информации в развитии современного общества;

ПК-3 – владение базовыми навыками сбора и анализа языковых фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий ();

ПК-8 – способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области языкознания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов;

ПК-9 – владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем;

ПК-10 – владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований;

ПК-15 – владение навыками участия в разработке и реализации различного типа проектов в образовательных и культурно-просве­ти­тельских учреждениях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах;

ПК-16 – умение организовать самостоятельный профессиональный трудовой процесс;



ПК-17 – владение навыками работы в профессиональных коллективах; способность обеспечивать работу данных коллективов соответствующими материалами при всех вышеперечисленных видах профессиональной деятельности.


    1. Знания, умения и навыки, осваиваемые обучающимся при изучении дисциплины

Слушатели должны

  • освоить основные положения обсуждаемых формально-семан­ти­чес­ких теорий,

  • приобрести практический опыт применения формального аппарата и компьютерных средств в исследовании семантики единиц различных уровней языка.



    1. Перечень и объём активных форм учебной работы по дисциплине

В ходе обучения слушатели выполняют индивидуальные научно-исследо­вательские задания в рамках проблематики курса. На семинарах анализируются отдельные теоретические и практические вопросы, выполняются практические задания, обсужда­ются доклады и рефераты студентов. Промежуточная аттеста­ция проводится в виде зачета.


    1. Организация изучения дисциплины, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся

Код модуля

Аудиторная учебная работа обучающихся

Самостоятельная работа

Объём активных форм учебной работы

Трудоёмкость

лекции

семинары

консультации

практические занятия

лабораторные работы

контрольные работы

коллоквиумы

Под руководством преподавателя

в присутствии преподавателя

без участия преподавателя

по формам обучения

1

68

36

0

0

0

0

0

10

10

16

2

3

10-12

10-12

0

0

0

0

0

10-12

10-12

10-12

Инд.

10-12

ИТОГО:

168

36

0

0

0

0

0

10

10

16

2

3


Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Код модуля

Период по учебному графику

Промежуточная аттестация

Всего зачетов и экзаменов

Текущий контроль

Виды

Сроки

Формы

Сроки

1

7 семестр

зачет

январь

1

практические задания, доклады, рефераты

ежемесячно



    1. Структура и содержание учебной дисциплины


А. Разделы курса

1. Формализация в семантике как научно-исследовательская задача

2. Структурная семантика

3. Логическая семантика

4. Генеративная семантика

5. Компьютерная семантика


Б. Краткое содержание тем

1. Формализация в семантике как научно-исследовательская задача

1.1. Соотношение гипотезы, теории и модели в естественных и гумани­тарных науках. Принципы создания лингвистических теорий и моделей семантического уровня естественного языка. Связь между моделируемым объектом и его моделью. Струк­турные, логические, алгебраические, теоретико-мно­жест­венные, топологические, статистические и другие формальные методы в семантических исследованиях.

1.2. Роль семиотики и философии языка в построении формальных описаний семантики естественного языка. Различные подходы к решению вопроса о значении отдельных языковых выражений и текста в целом: античные теории языка, средневековая философия, неопозитивизм (анали­тическая философия, философия лингвистического анализа), современная лингвистика. Разнообразие трактовок языко­вого знака. Проблема моделирования процесса семиозиса.

1.3. Основные направления в формальной семантике: структурная семантика, логическая семантика, генеративная семантика, компьютерная семантика. Предпосылки возникновения данных направлений и исследователь­ские результаты, полученные к настоящему времени. Взаимодействие формального и традиционного подходов в семантике.


2. Структурная семантика

2.1. Значение языкового знака. Семиотический треугольник и его модифи­кации. Значение и смысл. Интенсионал и экстенсионал. Сигнификативный, денотативный, структурный и прагматический компоненты содержания языкового знака. Организация семантического пространства естественного языка в свете принципа композицио­нальности значения. Компоненты значения языкового знака: семантические категории, семантические признаки, примитивы, прототипы и инварианты; их виды и внутренняя организация. Структура семантемы и комбинаторика семантических компонентов. Метаязыки описания значения (подходы московской, французской, польской и других семантических школ). Методы выявления и способы представления компонентной структуры значения.

2.2. Структурная организация лексики. Разновидности подмножеств лекси­кона: ряд, группа, поле. Принципы объединения лексических единиц в данных подмножествах. Синтагматические, парадигматические, эпидигматические связи ме­ж­ду лексическими единицами, их виды и основные характеристики. Валентности лексических единиц, семантические роли, семан­тические падежи, тематические рамки. Анализ связанных сочетаний лек­сем. Лексические функции. Представление семанти­ческих данных в сетевых моделях лексикона WordNet, VerbNet, FrameNet.

2.3. Семантическая организация предложения. Предложение и высказы­ва­ние. Пропозициональное содержание высказывания и глубинная структура предложения. Описание структуры пропозиции в терминах семантических ролей. Референциальные и модально-коммуникативные характе­рис­тики единиц текста. Скры­тые смыслы: пресуппозиции и импликатуры. Представление смысла предложения в семанти­ческих моделях (теория концептуальной зависимости Р. Шенка, модель «Смысл  Текст» и другие). Семантическая разметка корпусов текстов, разработка банков пропозиций.

2.4. Семантическая организация текста. Модели­рование организации речевого акта. Коммуникативная структура предложения и коммуникативный динамизм. Перформативная гипотеза. Теория речевых актов и постулаты речевого общения. Текст, текстуальность и интертекстуальность. Логичес­кий анализ дис­курса. Проблема понимания тек­ста. Фреймовые и сетевые модели смысла высказываний, интерак­тив­ных ситуаций. Теория аргументации. Сюжетные грамматики и моделирование содержания текста.
3. Логическая семантика

3.1. Логика как формальный язык описания структуры и значения языко­вых выражений. Модельно-теоретическая семантика. Типы естественно­языковых выражений, их значение. Имена и дескрипции, их референциальные свойства. Пропозициональная функция. Предикаты, их логические и семантические типы. Логические операторы, кванторы, связки. Категория истинности. Принцип композициональности. Постулаты значения.

3.2. Исчисление предикатов и интенсиональная логика как языки описания естественноязыковых выражений. Категории, их типы в исчислении преди­катов. Синтаксис и семантика исчисления предикатов. Понятие лямбда-абстракции. Категории, их типы в интенсиональной логике. Синтаксис и семантика интенсиональной логики. Применение интенсиональной логики в описании значения естественноязыковых выражений.

3.3. Логическое описание естественноязыковых выражений различных типов. Структура именных и глагольных групп, аргументная структура предложения в логической семантике. Логический анализ естественно­языковых выражений, содержащих квантификаторы, отрицание, таксисные, темпоральные, аспектуальные, модальные операторы. Логический анализ текста. Логический вывод, пресуппозиции и импликатуры. Логическая интерпретация постулатов речевого общения.

3.4. Семантика возможных миров. Возможные миры, модельные множес­тва. Истинность пропозициональных установок в семантиках возможных миров. Логическая структура интенсиональных контекстов. Временные и модальные логики. Описание семантики возможных миров как способ конструирования картины мира.

3.5. Логический анализ естественного языка в зарубежной и отечественной лингвистике. Формально-семантическая проблематика в трудах Г. Фреге, Л. Витгенштейна, Б. Рассела, А. Тарского, Р. Карнапа, Х. Рейхенбаха, Р. Мон­те­гю и других. Концепции Э. Баха, Д. Даути, Б. Парти и других современных зарубежных исследователей. Применение логического аппарата в разработках Т.В. Булыгиной, В.Г. Гака, И.М. Кобозевой, Ю.С. Марте­мья­нова, Е.В. Па­ду­чевой и других отечественных лингвистов. Теория логико-синтак­сичес­ких начал Н.Д. Арутюновой. Работы проблемной группы «Логический анализ языка». Логические представления в порождающих моделях языка и в современных системах автоматической обработки естественноязыкового текста.


4. Генеративная семантика

4.1. Порождающие модели языка: история возникновения, этапы развития и современ­ное состояние. Типология и устройство порождающих моделей. Формальные грамматики и языки. Требования правильнооформленности и осмысленности языковых выражений. Общие принципы представления семантического уровня естественного языка в порождающих моделях.

4.2. Семантические структуры в порождающих моделях языка. Семанти­ческая интерпретация синтаксических структур. Статус глубинной структуры в поро­ждающей модели. Компоненты, правила построения, допустимые преобразования семантических струк­тур. Роль трансформаций в формировании значения предложения. Взаимодействие семантического представления с синтаксическим, морфологическим и фонологическим блоками порождающих моделей. Лексикон в порождающих моделях, его организация и взаимодействие с другими блоками моделей.

4.3. Зарубежные теории генеративной семантики. Стандартная теория, расширенная стандартная теория, теория управления и связывания, минима­листская программа Н. Хомского. Возможности данных теорий в сфере семантического описания. Интерпретирующая и порождающая семантика. Падежно-ролевая грамматика. Генеративный лексикон. Подходы Дж. Кат­ца, Дж. Фодора, П. Поста­ла, Дж. Лакоффа, Дж. Мак-Коли, Р. Джа­кен­доффа, Ч. Филлмора, У.Л. Чейфа, Дж. Бреснан, Дж. Пус­тейов­ского и других. Современные формальные грамматики LFG, HPSG, AGFL, TAG и их семантическое обеспечение.

4.4. Отечественные разработки в области генеративной семантики. Апплика­тивная порождающая грамматика С.К. Шаумяна как семантическая теория естественного языка. Семантический уровень в модели «Смысл  Текст»: семантический метаязык, структура и преобразования семантических представлений, формализация семантических отношений посредством лексических функций, толково-комбинаторный словарь, система перифразирования. Семантика в информационно-логической модели текста Е.В. Падучевой: синонимические преобразования языковых выражений, использование информационно-логического языка в описании грамматических категорий и особых синтаксических конструкций.
5. Компьютерная семантика

5.1. Проблема представления знаний в компьютерной лингвистике. Применение классификаций и иерархий в семантике. Языковая и концептуальная картины мира, их роль в лингвистических описаниях. Фреймы, сценарии, семантические сети, логико-понятийные схемы и другие формы представления знаний. Понятие когнитивной структуры как способа организации знаний и их хранения в памяти. Семантический компонент в системах искусственного интеллекта. Компьютерная лексикография. Представление лексики в современных компьютерных тезаурусах. Лексические базы данных. Формальные онтологии.

5.2. Моделирование понимания текста и человеко-машинного взаимо­действия. Семантика естественного языка в автоматических диалоговых системах, в системах машинного перевода и переводческой памяти. Семантическое обеспечение корпус-ориентированных исследований. Семантическая неоднозначность в естественном языке и методы ее разрешения. Автоматическое извлечение фактов из текстов, автоматическое индексирование и реферирование. Технологии Semantic Web.

5.3. Количественные методы в семантике. Проблемы лексикостатистики. Измерение количества семантической информации в тексте. Топологичес­кая семантика и моделирование подмножеств лексикона с помощью метрических пространств. Меры сходства и расстояния. Кластерный анализ. Определение количественных оценок семантических связей единиц словаря и текста. Автоматическая классификация лексики и документов в корпусах текстов.



5.4. Зарубежные и отечественные разработки в области компьютерной семантики. Моделирование когнитивных процессов в теории концептуальной зависимости Р. Шенка, имитация понимания в разработках Т. Вино­града, процедурная семантика Ф. Джонсон-Лэрда, семантическая модель В. Вудса, фреймы для представления знаний М. Минского, модель представления знаний Дж. Совы, другие зарубежные разработки. Теории и компьютерные модели понимания естественного языка в отечественной лингвистике: интеллектуальные системы, основанные на модели «Смысл  Текст» Ю.Д. Апресяна, И.А. Мельчука и других исследователей; разработки в области автоматического понимания, выполненные коллективами под руководством Н.Н. Леонтьевой, А.С. Нариньяни, М.И. Откупщиковой, В.Ш. Рубашкина, Г.С. Цейтина и других.
В. Примерные вопросы для самоконтроля

  1. Как связаны между собой гипотеза, теория и модель в естественных и гуманитарных науках?

  2. Каковы принципы создания лингвистических теорий и моделей семантического уровня естественного языка?

  3. Какие формальные методы исследования семантики естественного языка Вам известны?

  4. Какие исследовательские направления в формальной семантике Вам известны?

  5. Каковы задачи и методы структурной семантики?

  6. Изложите возможные трактовки семиотической схемы и ее основополагающих компонентов.

  7. Каковы отличительные черты различных метаязыков семантики, например, языка семантических признаков, используемого в модели «Смысл  Текст», и языка семантических примитивов А. Вежбицкой?

  8. В чем заключаются различия между такими группировками внутри лексикона, как синонимический ряд, антонимический ряд, ассоциативный ряд; лексико-семантическая группа, тематическая группа; семантическое поле, понятийное поле?

  9. Дайте определение понятий «валентность», «валентная рамка», «синтаксическая сочетаемость», «лексическая сочетаемость», «семантическая сочетаемость», «формальный падеж», «семантический падеж».

  10. Что понимается под терминами «биграмма», «триграмма», «n-грамма», «свободное сочетание», «связанное сочетание», «неоднословная целостность», «фразема», «идиома», «коллокация»?

  11. Что такое лексическая функция? Какие типы лексических функций Вам известны? Приведите примеры.

  12. Какая информация содержится в словарных базах данных WordNet, VerbNet, FrameNet?

  13. В чем заключается различие между предложением и высказыванием?

  14. Как соотносятся пропозициональное содержание высказывания и струк­тура экстралингвистической ситуации?

  15. Охарактеризуйте семантические роли «агенс», «пациенс», «экспери­ен­цер», «бенефициант», «бенефактор», «фактитив», «перцептив», «дескриптив», «номинатив», «композитив», «инструмент», «медиатив», «ло­катив», «фонтив», «финитив», «транзитив», «атрибутив».

  16. Что такое референция?

  17. Какие референциальные статусы именных и предикатных групп Вы знаете?

  18. В чем различие между пресуппозициями и импликатурами?

  19. Каким образом представляется семантика предложения в теории концептуальной зависимости Р. Шенка, в модели «Смысл  Текст»?

  20. Какова организация речевого акта?

  21. Какие типы речевых актов Вам известны?

  22. Какие речевые акты называются перформативами?

  23. Какие постулаты речевого общения Вам известны?

  24. Каковы задачи и методы логической семантики?

  25. Определите понятия «имя», «дескрипция», «предикат», «логический оператор», «квантор», «связка», «пропозициональная функция», «логическая форма», «истинностное значение», «композициональность».

  26. В каких отношениях находятся логические формы, выражения естественного языка и онтология?

  27. В чем заключаются различия между исчислением предикатов и интенсиональной логикой применительно к описанию выражений естественного языка?

  28. Что в логической семантике понимается под возможными мирами?

  29. В чем проявляется взаимосвязь между логической семантикой и другими направлениями семантических исследований?

  30. Каких зарубежных и отечественных исследователей – специалистов в области логической семантики Вы знаете?

  31. Что такое порождающая модель естественного языка? Как устроены порождающие модели?

  32. Что предполагают требования правильнооформленности и осмысленности выражений естественного языка?

  33. Какова структура семантического блока в различных порождающих мо­делях естественного языка? Как он связан с другими блоками моделей?

  34. Что такое глубинная структура?

  35. Каковы компоненты, правила построения, преобразования семантических структур в порождающих моделях естественного языка?

  36. Каким образом устроен лексикон в порождающих моделях естественного языка?

  37. Как изменялась роль семантического описания на разных этапах развития генеративной грамматики?

  38. Какие порождающие модели, ориентированные на представление семантики естественного языка, Вам известны?

  39. Каких зарубежных и отечественных исследователей – специалистов в области генеративной семантики Вы знаете?

  40. Каковы задачи и методы компьютерной семантики?

  41. Каковы наиболее известные формы представления знаний? Дайте определение понятий «классификация», «иерархия», «сеть», «фрейм», «сценарий», «логико-понятийная схема», «тезаурус», «база данных», «формальная онтология».

  42. Какие компьютерные лексикографические ресурсы в автоматизированном рабочем месте лингвиста Вам известны?

  43. В чем заключаются особенности представления семантической информации в лексических базах данных типа WordNet, VerbNet, FrameNet?

  44. Какие формальные онтологии Вам известны?

  45. Какие языки описания онтологий и онторедакторы Вам известны?

  46. Какие процедуры и ресурсы обеспечивают автоматическое понимание естественноязыкового текста в интеллектуальных системах?

  47. С какими автоматическими диалоговыми системами Вы знакомы?

  48. Что такое виртуальный агент?

  49. Какая семантическая поддержка необходима в системах машинного перевода?

  50. Какие семантически размеченные корпусы текстов Вам известны?

  51. Как осуществляется семантическая разметка текстов?

  52. Охарактеризуйте структуру и наполнение банка пропозиций PropBank.

  53. С какими методами разрешения семантической неоднозначности Вы знакомы?

  54. Каковы принципы работы систем автоматического извлечения фактов из текстов?

  55. Охарактеризуйте процедуры автоматического индексирования и реферирования.

  56. Что такое Semantic Web?

  57. Какими методами можно измерить количество семантической информации в словаре и в тексте?

  58. Как осуществляется автоматическая классификация лексики и документов в корпусах текстов?

  59. Какие зарубежные и отечественные разработки в области компьютерной семантики Вам известны?

  60. Каких зарубежных и отечественных исследователей – специалистов в области компьютерной семантики Вы знаете?


Г. Примерные задания для лабораторных работ

1. Лабораторная работа по теме «Семантическая разметка корпусов текстов».

Познакомьтесь с принципами семантической разметки различ­ных корпусов. Сравните систему лексико-семан­тической разметки в Нацио­наль­ном корпусе русского языка (URL: http://www.ruscorpora.ru/) и в банке пропозиций PropBank (URL: http://verbs.colorado.edu/~mpalmer/ projects/ace.html). Изучите инструмент семантической разметки корпусов USAS (URL: http://www.comp.lancs.ac.uk/ucrel/usas/).



2. Лабораторная работа по теме «Компьютерная лексикогра­фия».

Изучите структуру словарных баз данных WordNet (URL: http://wordnet. princeton.edu/), FrameNet (URL: http://framenet.icsi.berkeley.edu/), VerbNet (URL: http://verbs.colorado.edu/~mpalmer/ projects/verbnet.html). Произведи­те тестовые запросы и охарактеризуйте информацию, содержащуюся в данных ресурсах (описание значения, семантических связей, сочетаемости, валентных рамок слов).



3. Лабораторная работа по теме «Количественная оценка семантической близости слов в словаре».

Освойте основные приемы работы со словарной базой данных WordNet (URL: http://wordnet.princeton.edu/) и с компьютерной версией тезауруса Роже (URL: http://www.nzdl.org/ELKB/). Воспользуйтесь модулем Word­Net::Simi­larity (URL: http://www.d.umn.edu/~tpederse/similarity.html) в ресурсе WordNet и функциями измерения семантических расстояний в тезаурусе Роже. Произведите серию тестовых запросов и сравните полученные результаты с учетом различных мер семантической близости.



4. Лабораторная работа по теме «Формальные онтологии».

Познакомь­тесь с онтологическими ресурсами OMEGA (URL: http://omega. isi.edu/), SUMO (URL: http://www.ontologyportal.org/), CYC (URL: http:// www.opencyc.org/), OntoSelect (URL: http://views.dfki.de/ontologies/), Onto­Bank (URL: http://omega.isi.edu/doc/ontobank.html) и др. Сравните структуру формальных онтологий и синоптических схем известных Вам идеографических словарей. Выполните тестовое задание в онторедак­торе Protégé (URL: http://protege.stanford.edu/).



5. Лабораторная работа по теме «Анализ связанных сочетаний
лексем».

Произведи­те тестовые запросы к сервисам поиска n-грамм (URL: http://www.aot.ru; URL: http://mysqlbigram.googlepages.com/home). Охарактеризуйте полученные списки биграмм с точки зрения степени их связанности. Сравните полученные результаты с данными комбинаторных словарей и с выдачей ресурса Word­Sketches (URL: http://www.fi.muni.cz/~thomas/ corpora/searches/index.htm; URL: http://www. sketchengine.co.uk/).



6. Лабораторная работа по теме «Системы автоматической классифи­кации лексики».

Изучите возможности автоматической классификации лексики в прикладных лингвистических ресурсах InfoMap (URL: http://infomap.stanford.edu), Google-Sets (URL: http://labs.google.com/sets), COALS (URL: http://dlt4.mit. edu/~dr/COALS/), DSM (URL: http://clg.wlv.ac. uk/demos/similarity/), Sense­Clusters (URL: http://senseclusters.sourceforge. net/) и др. Произведите тестовые запросы, сравните полученные резуль­таты. Охарактеризуйте алгоритмы, реализованные в данных ресурсах, и используемые источники данных.



7. Лабораторная работа по теме «Автоматические диалоговые
системы».

Познакомьтесь с материалами по оценке уровня автоматических диалоговых систем (URL: http://www.loebner.net/Prizef/loebner-prize.html). Проведите тесты с различными виртуальными агентами (URL: http://www. simonlaven.com/; URL: http://www.dmoz.org/Computers/Artificial_Intelligence/ Natural_Language/Chatterbots/), охарактеризуйте стратегии ведения диалога, реализованные в данных компьютерных системах, и их лингвистическое обеспечение.



8. Лабораторная работа по теме «Автоматическое индексирование и реферирование».

Познакомьтесь с компьютерным инструментом анализа текстов Text­Analyst (URL: http://www.offext.ru/Library/Data/Datakeeping/51.aspx). Из­у­чи­те алгоритмы и процедуры, реализованные в рамках дан­ного ресурса, и освойте его основные функции. Проведите эксперименты с различными текстами и сравните результаты индексирования и реферирования, полученные вручную и автоматически.


Д. Примерная тематика докладов, рефератов, курсовых работ

  1. История, идеология и результаты разработки моделей семантического уровня естественного языка в отечественной и зарубежной лингвистике.

  2. Исчисление предикатов и интенсиональная логика как инструменты моделирования семантики естественного языка.

  3. Описание языковых выражений различных типов средствами формаль­ной семантики.

  4. Семантика возможных миров.

  5. Семантические представления в порождающих моделях языка.

  6. Семантическое обеспечение современных формальных грамматик LFG, HPSG, AGFL, TAG.

  7. Измерение количества семантической информации в тек­стах на ес­тест­венном языке.

  8. Семантическая поддержка процедур автоматической обра­бот­ки тек­стов.

  9. Описание семантико-синтаксических свойств глагольной лек­сики в базе данных FrameNet.

  10. Семейство компьютерных словарей типа WordNet.

  11. Анализ предикатно-аргументных структур в банке пропозиций Prop­Bank.

  12. Исследование степени связанности сочетаний слов с исполь­зо­ванием сер­висов поиска n-грамм и инструмента Word­Sket­ches.

  13. Типы, принципы разработки и применение формаль­ных онто­логий.

  14. Технологии Semantic Web.

  15. Языки описания онтологий CycL, KIF, F-Logic, KL-ONE.

  16. Языки описания веб-онтологий DAML+OIL, RDF, OWL.

  17. Онторедакторы Protégé, OilEd, KAON.

  18. Автоматическое понимание текстов на естественном языке.

  19. Нейросетевые интеллектуальные системы.

  20. Семантическое обеспечение интеллектуальных систем со встроен­ны­ми виртуальными агентами.

  21. Словарная поддержка процедур машинного перевода.

  22. Средства семантической разметки корпусов текстов.

  23. Методы разрешения семантической неоднозначности текстов.

  24. Лингвистическое обеспечение систем автоматического извле­чения фак­тов из текстов.

  25. Семантические расстояния в языке и в тексте.


Е. Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу

  1. Моделирование семантики естественного языка: цели, методы, основные направления исследования, сферы применения результатов.

  2. Семиотическая схема: компоненты содержания языкового знака.

  3. Метаязык описания значения: типология и организация семантических признаков.

  4. Парадигматика, синтагматика, эпидигматика на семантическом уровне естественного языка.

  5. Семантическая организация предложения и ее представление в моделях естественного языка.

  6. Семантика текста, логический анализ дискурса.

  7. Исчисление предикатов и интенсиональная логика в семантических исследованиях: основные понятия и проблемы.

  8. Понятие истинности выражений естественного языка.

  9. Теория типов в исчислении предикатов и в интенсиональной логике.

  10. Лямбда-операция: определение, сфера применения.

  11. Возможные миры и интенсиональная семантика.

  12. Логическая интерпретация различных выражений естественного языка.

  13. Логический анализ аргументной структуры предложения.

  14. Природа семантического представления в порождающих моделях.

  15. Структура и принципы функционирования семантического компонента в порождающих моделях.

  16. Проблема представления знаний в компьютерной семантике.

  17. Формы представления семантических данных: фреймы, семантические сети, логико-понятийные схемы, когнитивные сценарии и пр.

  18. Семантическая информация в лексических базах данных.

  19. Формальные онтологии.

  20. Семантический компонент в интеллектуальных системах.

  21. Семантическая разметка корпусов текстов.

  22. Семантическая неоднозначность текстов естественного языка и методы ее разрешения.

  23. Измерение семантической информации в тексте.

  24. Автоматическая классификация лексики и документов в текстах.

  25. Проблемы лексикостатистики.




Каталог: sites -> default -> files
files -> Валявский Андрей Как понять ребенка
files -> Народная художественная культура. Профиль Теория и история народной художественной культуры
files -> Отчет о научно-исследовательской работе за 2014 год ростов-на-Дону 2014
files -> Учебно-методический комплекс дисциплины философия для образовательной программы по направлениям юридического факультета: Курс 1
files -> Цветков Андрей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии программа
files -> Программа итогового (государственного) комплексного междисциплинарного экзамена по направлению 521000 (030300. 62) «Психология»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница