Рабочая Программа учебной дисциплины (модуля) б 02 История Религий Трудоёмкость



Скачать 173.08 Kb.
страница1/3
Дата13.03.2018
Размер173.08 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)
«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета

________________________________

«____»___________________2011 г.


рабочая Программа учебной дисциплины (модуля)

Б.3.02

История Религий


Трудоёмкость (в зачётных единицах) 4

Направление подготовки 033300.62 Религиоведение


Профиль подготовки Историко-религиоведческий
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
1. Цели и задачи дисциплины.

Курс «История религий» ставит своей целью:

• донести до студентов понимание главной проблемы историко-религиозных исследований – изучения поисков человеком Бога;

• дать учащимся возможно полные знания о предмете курса;

• раскрыть особенности исторического развития отдельных религий

• научить студентов различать разные религии, видеть их воздействие на культуру, влияние на историю народов и государств;

• ознакомить с основными концепциями истории религии и ее последними достижениями.


Задачи курса:

• выявить процессы взаимовлияния религий на разных этапах их развития;

• раскрыть особенности вероучения как в богословском, так и в философском аспекте;

• изучить основные священные тексты, предание, житийную литературу;

• ознакомиться с спецификой богослужения каждой конкретной религии;

• помочь студентам овладеть понятийным и терминологическим аппаратом, свойственным отдельным религиям;

• ознакомить учащихся с современным состоянием рассматриваемых религий.
2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы.

Дисциплина относится к циклу Б.3.00. «Базовая (профессиональная) часть». Она логически и содержательно-методически взаимосвязана с другими составляющими ОПП – учебными дисциплинами Б.1.00 «История» Б.3.01 «Философия религии».

Изучение данной дисциплины необходимо как предшествующее для успешного освоения учебных дисциплин Б.3.08 «Новые религиозные течения», Б.3.В.08 «Эволюция религии в современном мире».
3. Требования к уровню освоения программы.

В результате освоения программы у студента формируются следующие из указанных в ФГОС ВПО компетенций:



а) общекультурными (ОК)

- готов уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-1);

- способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-3);

- владение навыками реферирования и аннотирования научной литературы (ОК-5);

- понимание ценности культуры и науки (ОК-9);

- понимание необходимости постоянного процесса обучения, владением навыками самостоятельной работы (ОК-11);

- расовая, национальная и религиозная терпимость (ОК-12);

- владение культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности (ОК-13);

- способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-17);

б) профессиональными (ПК):

- общепрофессиональные:

1) в области научно-исследовательской деятельности:

– навыками логического анализа различного рода рассуждений и профессиональной аргументации в области религиоведения (ПК-1.1);

– способностью пользоваться базовым общепрофессиональным представлением о методах религиоведческого исследования (ПК-1.2);

способностью самостоятельно собирать и обрабатывать научную информацию в области религиоведения и религиоведческих дисциплин (ПК-1.3);

– способностью самостоятельно готовить тезисы научных докладов, доклады и выступления в рамках проведения научных конференций, круглых столов, семинаров по религиоведческой тематике (ПК-1.4);

способностью осуществлять научно-исследовательскую деятельность в составе научных коллективов, работа которых затрагивает религиоведческую проблематику (ПК-1.5).

2) в области педагогической деятельности:

– умением пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в средней школе базовыми знаниями в области истории религий (ПК-2.2);

– способностью понимать, критически анализировать и излагать базовую религиоведческую информацию (ПК-2.14);

– способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции истории религий (ПК-2.16).


4. Общая трудоемкость дисциплины (модуля) 4 зачетных единицы и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Трудоемкость (в соответствии с учебным планом)

(час)



Распределение по семестрам (в соответствии с учебным планом)

(час)


Всего

2 семестр

Общая трудоемкость курса

612

153

Аудиторные занятия

277

70

Лекции

148

36

Лабораторные работы

0

0

Практические занятия

32

32

Занятия в интерактивной форме

14

14

Самостоятельная работа

70

70

Курсовая работа

0

0

Реферат

30

30

И (или) другие виды самостоятельной работы

40

40

Формы текущего контроля

Тесты




Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

Экзамен

Экзамен


5. Содержание учебной дисциплины (модуля).

5.1. Разделы учебной дисциплины (модуля).

№п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Виды учебной работы (час)

(в соответствии с учебным планом)



лекции

практические занятия

лабораторные работы

Самостоятельная работа

1.

Индуизм: основы учения и история развития

10

6




14

2.

Конфуцианство: основы учения и история развития

8

8




14

3.

Буддизм: происхождение и региональная трансформация

10

6




14

4.

Религии Китая: даосизм, религиозный синкретизм

6

6




14

5.

Синтоизм

2

6




14




Итого

36

32




70


5.2. Содержание разделов дисциплины.

Раздел 1. Индуизм: основы учения и история развития.

Возникновение индуизма. Религиозно-философские основы индуизма. Пантеон богов индуизма. Брахманы и храмы. Джайнизм, его социальные истоки и основные исторические этапы существования и развития. Сикхизм, его социальные и духовные истоки. Основные исторические этапы существования и развития сикхизма. Модернизация индуизма. Взаимодействие ислама и индуизма. Рам Мохан Рой и «Брахмо самадж». Даянанда Сарасвати и «Арья самадж». Реформаторская деятельность Рамакришна и Вивекананда. Неоиндуизм и современность. Учение Агни Йоги. «Общество сознания Кришны».


Раздел 2. Конфуцианство: основы учения и история развития.

Характеристика конфуцианства как религии. Конфуцианство и легизм. Конфуцианцы в истории Китая. Культ формы в конфуцианстве. Трансформация конфуцианства: синтез конфуцианства и легизма, культ конфуцианских сочинений, культ грамотности и образования, культ Конфуция и конфуцианства. Последователи Конфуция, неоконфуцианство. Неоконфуцианство: Чжу Си и Ван Янмин. Учение о «Великом пределе» (тай цзи). Конфуцианские традиции в новейшей истории Китая. Идеи Конфуция в истории духовной культуры Китая и стран Дальнего Востока. Проникновение конфуцианства из Китая в Японию. Трансформация конфуцианства в Японии.


Раздел 3. Буддизм: происхождение и региональная трансформация.

Исторический контекст возникновения буддизма в Индии. Легенда о Будде. Основные принципы учения Будды – восемь принципов достижения нирваны. Понятие нирваны. Монастырь как основная форма буддийской религиозной организации. Монахи и миряне в первоначальном буддизме.

Дхарма и сангха. Соединение буддизма с элементами индуизма. Буддийская космология. Складывание буддийской иконографии, ее символика. Тхеравада (хинаяна) и махаяна, главные отличия между ними. Сравнение архата и бодхисаттвы. Значение медитации в буддийской религиозной практике. Нагарджуна и школа мадхьямиков. Ваджраяна —буддийский тантризм. Буддийские праздники.

Буддизм в Китае: история проникновения, взаимоотношения с конфуцианством и даосизмом. Культы Майтрейи, Амитабы и Гуаньинь-Авалокитешвары. Чань (дзэн)-буддизм, его происхождение, основные принципы, отличие от индийского буддизма, особенности религиозной практики. Коан.

Буддизм в Тибете. Постепенное распространение буддизма, культ Авалокитешвары. Основные школы тибетского буддизма. Возникновение теократического государства. Далай-ламы. Ламаизм (в том числе в России).
Раздел 4. Религии Китая: даосизм, религиозный синкретизм.

Религии Китая: даосизм, религиозный синкретизм. Религиозный досизм. Лаоцзы и книга «Даодэцзин». Принцип «недеяния». Соотношение илософского и религиозного даосизма. Учение о бессмертии. Астрология, геомантия, медицина и магия. Формирование пантеона. Синкретизм как особенность религиозной ситуации в Китае.


Раздел 5. Синтоизм.

Традиционная религия Японии, космология и пантеон. Проникновение буддизма в Японию, взаимоотношения с синтоизмом. Основные буддийские секты в Японии, развитие дзэн-буддизма и его влияние на формирование японской культуры. Роль конфуцианства в религиозной жизни Японии и образовании единого государства.

Конфуцианство и синтоизм: культ императора. Новые религиозные движения в Японии и их связь с традиционными верованиями.
5.3. Лабораторный практикум.

Не предусмотрен.


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

6.1. Основная литература по дисциплине.

Васильев, Л.С. История религий Востока: учебное пособие для вузов] / Л. С. Васильев. 8-е изд. — М.: Книжный Дом, 2006.— 702 с.

Музафарова, Н.И. История религий: учебное пособие для вузов / Н. И. Музафарова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 314 с.
6.2. дополнительная литература:

Альбедиль, М.Ф. Индуизм / М.Ф. Альбедиль. СПб: Питер, 2006. — 202 с.

Волкова, Л. Д. История мировых религий: учебное пособие / Л. Д. Волкова. — Томск: Издательство ТГПУ, 2001. — 152 с.

Васильев, Л.С. Культы, религии и традиции в Китае / Л.С. Васильев. — М.: Наука, 1970. — 480 с.

Буддизм. Словарь / Под. ред. Н.Л. Жуковской, А.Н.Игнатовича, В.И. Корнеева. — М.: Республика, 1992.

Жоль, К.К. Индуизм в истории Индии / К.К. Жоль. — М.: АСТ, 2006. 351 с.

Индуизм в истории Индии: учебное пособие. — М.: Наука, 1985. — 281 с.

История религии: В 2 тт.: Учебник для вузов / Под ред. И. Н. Яблокова; [В. В. Винокуров, А. П. Забияко, З. Г. Лапина и др.].— Т. 1. — М.: Высшая школа, 2002. — 463 с.; Т. 2. — М.: Высшая школа, 2002. — 639 с.

Гришелева, Л.Д. Формирование японской национальной культуры / Л.Д. Гришелева. — М.: Наука, 1986. — 288 с.

Малерб, М. Религии человечества / М. Малерб. — М.: Рудомино, 1997.

Мифы народов мира. — М.: Советская энциклопедия, 1988. — 597 с.

Пронников, В.А., Ладанов, И.Д. Японцы (этнопсихологические очерки) / В.А. Пронников, И.Д. Ладанов. — М.: Наука, 1985. — 348 с.

Торчинов, Е.А. Введение в буддологию / Е.А. Торчинов. — СПб: Амфора, 2005. — 432 с.

Торчинов, Е.А. Даосизм / Е.А. Торчинов. — СПб.: Лань, 1998. — 448 с.

Конфуцианство в Китае. — М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1982. — 262 с.

Конфуций. Жизнь. Учение. Мысли. Изречения. Афоризмы / [сост.В. В. Юрчук]. — Минск: Современное слово, 1998. — 379 с.

Ломанов, А.В. Современное конфуцианство: философия Фэн Юланя / А.В. Ломанов. М.: Восточная литература, 1996. — 248 с.

Введение в буддизм / Под. ред. В.И. Рудого. — СПб: Лань, 1999. — 297 с.

Религиозные традиции мира / Пер. с англ. Под ред. Б. Иэрхарта. В 2 т. — М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. Т. 1. — 576 с.; Т. 2. — 640 с.

Тертицкий, К.М. Китайские синкретические религии в ХХ веке / К.М. Тертицкий. М.: Восточная литература, 2000. — 415 с.

Щербатской, Ф.И. Избранные труды по буддизму / Ф.И. Щербатской. — М.: Наука, 1988. — 430 с.
6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины.

Программа по «Истории религии», составленная на кафедре всеобщей истории ТГПУ.

Библиотечные фонды.

При изучении дисциплины рекомендуется также обратиться к веб-ресурсам:

Библиотека Максима Мошкова: http://lib.ru/

Всемирная история: http://historic.ru/books/

Всемирная электронная библиотека: http://www.universalinternetlibrary.ru

Научная электронная библиотека: http://elibrary.ru

Электронная библиотека Восточной литературы: http://eastlib.ru/

Электронная библиотека Российской государственной библиотеки (РГБ): http://www.rsl.ru/ru/s2/s101/

Хронос. Всемирная история в Интернете: http//www.hrono.ru

Электронная библиотека Восточной литературы: http://eastlib.ru/

6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).

Перечень рекомендуемых интерактивных обучающих, справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых при изучении дисциплины:



п/п


Наименование раздела

(темы) учебной

дисциплины (модуля)


Наименование

материалов обучения,

пакетов программного

обеспечения



Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов

1.

Индуизм: основы учения и история развития

Мультимедийная презентация «Индуистские храмы и предметы культа»

Ноутбук, мультимедийная доска

2.

Конфуцианство: основы учения и история развития

Мультимедийная презентация «Конфуцианские традиции в современном Китае»

Ноутбук, мультимедийная доска

3.

Буддизм: происхождение и региональная трансформация

Мультимедийная презентация «Будийское искусство»

Ноутбук, мультимедийная доска

4.

Религии Китая: даосизм, религиозный синкретизм

Мультимедийная презентация «Изображения даосских божеств»

Ноутбук, мультимедийная доска

5.

Синтоизм

Мультимедийная презентация «Синтоистские храмы и предметы культа»

Ноутбук, мультимедийная доска



7. Методические рекомендации по организации изучения курса.

7.1. Методические рекомендации (материалы) преподавателю.

Данная дисциплина направлена на теоретико-практическую подготовку студентов-религиоведов. Ее преподавание предполагает проведение ряда лекционных и практических занятий. Лекции проводятся в основном посредством метода устного изложения с элементами проблемного подхода и беседы. В лекционном курсе отводится место как общим проблемам религиоведения, так и выяснению специфических особенностей отдельных религий.

Семинарские занятия могут иметь разные формы (работа с исследовательской литературой, слушание научных докладов, коллоквиум и др.), выбираемые преподавателем в зависимости от интересов студентов и конкретной темы. Практические занятия предполагают ознакомление студентов с сакральными текстами различных религий, а также с историческими источниками, отражающими бытование той или иной религии в контексте эпох.

Самостоятельная работа студентов включает в себя элементы реферирования и конспектирования научно-исследовательской литературы, подготовки и написания научных текстов, отработку навыков устных публичных выступлений.

Содержание предлагаемой программы дисциплины, ее объем и характер обусловливают необходимость оптимизации учебного процесса в плане отбора материала обучения и методики его организации, а также контроля текущей учебной работы.

Проверка качества усвоения знаний в течение семестра осуществляется в устной форме, путем обсуждения проблем, выводимых на семинарах и письменной, путем выполнения студентами разных по форме и содержанию работ и заданий, связанных с практическим освоением содержания дисциплины. Студенты демонстрируют в ходе проверки умение анализировать значимость и выявлять специфику различных проблем и тем в рамках изучаемой дисциплины и ее компонентов (возможностей различных культурологических, социологических, психологических концепций современной гуманитарии), знание научной литературы.



Каталог: tspu -> files -> iff
files -> Рабочая программа дисциплины (модуля) Теория менеджмента: история управленческой мысли (Б. 01) Направление подготовки
iff -> Рабочая программа дисциплины
files -> Учебно-методический комплекс дпп. Ф. 13. Психотерапия
iff -> Рабочая программа дисциплины 033300. 68 М в. 01 Современные проблемы религиоведения трудоемкость
iff -> Программа дисциплины опд. Ф. 02 История мировой литературы и искусства (озо)
files -> Рабочая Программа учебной дисциплины б 05 Основы социального государства Трудоемкость


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница