Рабочая Программа учебной дисциплины м 02 методология и методы научного исследования трудоемкость



Скачать 248.07 Kb.
страница1/4
Дата25.08.2018
Размер248.07 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

Колесникова Е. В,

__________________

«____» __________ 2012 г.



рабочая Программа учебной дисциплины

М.1.02 МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Трудоемкость (в зачетных единицах) ___3___

Направление подготовки__050100.68 Педагогическое образование
Магистерская программа__ Профессиональное образование,

Безопасность жизнедеятельности
Степень (квалификация) выпускника - магистр

Томск – 2012



1. Цели изучения дисциплины.

Цель дисциплины: подготовка магистра к решению образовательных и исследовательских задач посредством овладения современными методами исследований, которые применяются в педагогическом образовании.

Для реализации цели программы необходимо решить следующие задачи:

- изучить вопросы анализа, систематизации и обобщения результатов научных исследований в сфере образования путем применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач;

- научить студентов проектированию, организации, реализации и оценке результатов научного исследования в сфере образования с использованием современных методов науки, а также информационных и инновационных технологий;

- раскрыть значимость использования имеющихся возможностей образовательной среды и проектирование новых условий, в том числе информационных, для решения научно-исследовательских задач;

- подготовить студентов к осуществлению профессионального и личностного самообразования, проектированию дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры, участию в опытно-экспериментальной работе.
2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы.

Дисциплина М.1.02 «Методология и методы научного исследования» входит в общенаучный цикл ООП, в его базовую часть.


Является дисциплиной базовой части общенаучного цикла учебного плана по магистерской программе 050100.68 Педагогическое образование по магистерским программам «Профессиональное образование», «Безопасность жизнедеятельности».

Принципы построения курса:

Учебная дисциплина построена на основе:


  • компетентностного и деятельностного подходов;

  • принципов инновационности; модульности; единства познавательной, исследовательской, проектировочной и практической деятельности студента; ориентации на развитие творческих способностей и формирование проектного стиля мышления студентов; неопределенности развития среды, общества и образовательных систем;

  • ориентации на подготовку субъекта устойчивого культурно-педагогического развития как студента, так и среды жизнедеятельности;

  • ориентации на интеграцию российского образования в европейское и международное образовательное пространство.

Изучению курса предшествуют результаты обучения на предыдущей ступени высшего профессионального образования (бакалавриат), а также дисциплины общенаучного и профессионального циклов магистерской подготовки, которые отражают ценностно-смысловой компонент ООП, ее предметно-содержательную и процессуально-методическую составляющие:

  • педагогика и психология профилизации общеобразовательной и высшей школы;

  • научно-исследовательская работа студентов.

Как предварительно, а также средствами настоящей и последующих дисциплин у студента должны быть сформированы компетенции. Все предшествующие и последующие дисциплины в своей совокупности (совместно с настоящей) обеспечивают формирование установленных стандартом компетенций.

Программа курса построена на основе методологических концепций современной науки и с учетом знаний, опыта и отношений, освоенных студентом в повседневной и образовательной практике, а также в ходе освоения предшествующих учебных дисциплин и из внеобразовательной практики, из информационной среды и из научной литературы, не включенной в состав ООП. Программа курса содержит 4 темы, по окончании изучения каждой темы студентам предлагается тестирование, которое помогает закрепить изученный материал.

Студенты выполняют самостоятельное исследование конкретных научно-педагогических проблем, изучают состояние их разработанности и практическое применение результатов. По материалам выполненных исследований готовят научные доклады, которые создаются ими в процессе самостоятельных внеаудиторных занятий и защищают их на практических занятиях в течение семестра. Предусматривается подготовка и сдача студентами зачета.
3. Требования к уровню освоения программы.

В результате изучения дисциплины студенты должны:


а) знать:

- предметную, мировоззренческую и методологическую специфику гуманитарных и философских наук;

- научные методы исследования;

- компьютерные технологии в науке и образовании;

- методику планирования экспериментов;

- свойства сложных систем и основы системных исследований;

- основы многокритериальных методов оптимизации и теории принятия решения;

- современное состояние научного знания и перспективы его развития;

- методы планирования и обработки результатов эксперимента с помощью компьютера;

- пакеты программ для персонального компьютера, предназначенные для проектирования и отбора содержания профессионального обучения;


б) уметь:

- решать профессионально-педагогические и научно-педагогические проблемы с помощью прикладных программ;

- применять в профессионально-педагогической деятельности современные информационные и коммуникационные технологии;

- проводить научный эксперимент;

- анализировать, оценивать и прогнозировать свою профессионально-педагогическую деятельность;

- работать с различными источниками информации;

- применять практические приемы охраны интеллектуальной собственности;

- оценивать стоимость объектов интеллектуальной собственности;

- работать с системами мультимедиа;
в) владеть:

- методологией и методами научных исследований в области педагогического образования;

- методами организации научно-исследовательской работы в системе общего образования;

- методами получения, хранения и переработки информации;

- способами развития интеллектуального и общекультурного уровня;

- инновационными методами управления коллективом.



Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. (Указанные компетенции формируются в результате синергетического взаимодействия (кумулятивный эффект) многих учебных дисциплин общенаучного и профессионального циклов. При этом каждая такая дисциплина вносит свой определенный вклад в формирование профессиональных компетенций, способствует возникновению у студента указанных компетенций в интегральном их виде. Одновременно каждая учебная дисциплина способствует формированию нескольких компетенций, а все компетенции взаимозависимы и образуют целостную (единую) открытую систему, которая определяется как профессиональная компетентность и которая, одновременно, является системным компонентом общей компетентности человека. Каждая компетенция и вся их сумма формируются на протяжении всего периода освоения студентом ООП).

Выпускник должен обладать следующими общекультурнвми компетенциями:

- способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

- готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

- способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3);

- способностью формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач (ОК-4);

- способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);

- готовностью работать с текстами профессиональной направленности на иностранном языке (ОК-6);

- готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках (ОПК-1);

- способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2);

- способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

- готовностью использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2);

- способностью формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3);

- способностью руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-4);

- способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

- готовностью использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6);

- готовностью самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7);

- готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);

- готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9);

- готовностью исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-11);

- готовностью организовывать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно-экспериментальной работы (ПК-12);

- готовностью использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт (ПК-13);

- способностью проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе, на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта (ПК-15);

- готовностью проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16);

- способностью изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК-17);

- готовностью разрабатывать стратегии просветительской деятельности (ПК-18);

- способностью разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19);

- готовностью к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач (ПК-20);

- способностью формировать художественно-культурную среду (ПК-21).

4. Общая трудоемкость дисциплины __3__ зачетных единицы и виды учебной работы


Вид учебной работы

Трудоемкость

(в соответствии с учебным планом)

(час)


Распределение по семестрам (в соответствии с учебным планом)

(час)


Всего 108

2 семестр

Аудиторные занятия

34

34

Лекции

17

17

Практические занятия

17

17

Семинары







Лабораторные работы







Другие виды аудиторных работ







Другие виды работ







Самостоятельная работа

74

74

Курсовой проект (работа)







Реферат







Расчетно-графические работы







Формы текущего контроля




Беседа, фронтальный опрос (устный и письменный), тестирование

Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом




зачет



5. Содержание программы учебной дисциплины.

5.1. Содержание учебной дисциплины.



№ п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Аудиторные часы

Самостоятельная работы

Всего

Лекции

Практические (семинары)

Лабораторные

Интерактивные формы обучения

1

Методология научного исследования

6

4

2




3

12

2

Методы научного познания

10

5

5




3

18

3

Единицы методологического анализа

8

4

4




3

24

4

Проблемы гуманитарного познания

10

4

6




3

20

Итого




17час./3 зач.ед.

17

17




12

74


5.2. Содержание разделов дисциплины.

Каталог: images -> faculties -> ftp -> files -> magistr ped prof
faculties -> Рабочая Программа учебной дисциплины м 02 культурно-исторический и деятельноСтный подход в психологии и образовании
faculties -> Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) б в. 05 Социология трудоёмкость
faculties -> Учебно-методический комплекс дисциплины
faculties -> Учебно-методический комплекс дисциплины
faculties -> Учебно-методический комплекс дисциплины
magistr ped prof -> Рабочая Программа учебной дисциплины м 01 современные проблемы науки и образования трудоемкость
faculties -> Программа дисциплины дпп. Ф. 05 Основы социальной работы Цель и задачи дисциплины
faculties -> Учебно-методический комплекс дисциплины


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница