Рабочая программа учебного курса «психология семьи»



страница1/20
Дата30.07.2018
Размер0.55 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГБОУ СПО СО «Ревдинский педагогический колледж»

Тема педагогического опыта:

Рабочая программа учебного курса

«ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ»

Составитель:

Т.И.Сильвестрова,

ГБОУ СПО СО «Ревдинский

педагогический колледж»

преподаватель

психолого-педагогических дисциплин.

2013


Пояснительная записка
Значение, которое в эпоху цивилизации семья приобрела в общественной и личной жизни людей, обусловило сравнительно рано зародившийся и устойчивый интерес к ее изучению. При этом в течение длительного времени семья рассматривалась как изначальная и по самой своей природе моногамная ячейка общества. Исходный пункт его развития и его миниатюрный «прообраз».

Во второй половине XX столетия в западной психологии произошел значительный рост исследований, посвященных проблемам семьи, проблемам воспитания и развития ребенка в семье. Среди причин обращения к этой теме развитие демократических отношений в обществе, проникновение идеи равноправия в системе семейных отношений. В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества.

Семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук – педагогики, социологии, демографии, экономики, в том числе и психологии. Следовательно, брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым является устойчивым и массовым. Для общества вопрос о значении этих социальных институтов и умение направлять их развитие имеет первостепенное значение уже потому, что от их состояния в значительной мере зависит воспроизводство населения, создание и передача духовных ценностей.

В нашей стране долгое время существовало пренебрежение к психологии семьи как не самостоятельной и не перспективной. Это объяснялось тем, что экспериментальные методы изучения семьи трудно применимы, личный опыт не убедителен, опросные методы не достоверны. Психологическое познание ориентировалось на фундаментальную науку, изучающую личность, деятельность, группу, закономерности психического развития. Семейная психология рассматривалась лишь попутно. Проблемы семьи изначально привлекали внимание отечественных специалистов в первую очередь в связи с задачами профилактики нервных и психических заболеваний или в связи с проблемами семейного воспитания.

В настоящее время в нашем обществе происходит переход от представлений о семье как о ячейке общества к пониманию ее самоценности. Смена социально-экономических условий и идеологических ориентиров в России, проведение демократизации нашего общества вновь повысило интерес к проблемам семьи и изучению психологии семьи.

В последние десятилетия современная семья в большинстве стран претерпевает серьезные изменения. Выделяют общие черты, свойственные семьям в современном обществе: падение рождаемости, усложнение межличностных отношений, рост разводов и, следовательно, рост числа неполных семей и семей с неродными родителями, широкое распространение внебрачных рождений. Кроме того, включенность в семью перестала быть необходимым фактором духовного и физического выживания. Личность получила относительную независимость от семьи, изменился характер восприятия семейных отношений. В нашей стране остро стоят социальные проблемы семьи: снижение ее материального уровня, ухудшение физического и психического состояния здоровья детей и родителей, увеличение числа одиноких пожилых мужчин и женщин. По данным научно-исследовательского центра института молодежи, российская семья сейчас находится в состоянии кризиса, социальной деградации.

Таким образом, в условиях, когда прогрессивная динамика современной семьи связана с множеством объективных и субъективных трудностей, возникла чрезвычайно актуальная потребность в личностном и социально-психологическом изучении брака и семьи, в поиске закономерностей, на которые можно было бы опереться как в помощи существующей семье, так и в подготовке молодежи к семейной жизни. Необходима программа семейной социализации и воспитания жизнеспособной личности в современных условиях.

Преподавание психологии семьи для будущих специалистов – социальных педагогов с дополнительной подготовкой в области психологии является актуальным, так как множество проблем в этой области ждет своих исследователей. Вместе с тем целостное интегрированное изложение курса «Психология семьи» в отечественной психологии не достаточно представлено, слабо методически обеспечено.

Программа курса «Психология семьи» предназначена для студентов педагогического колледжа. Данный курс предполагает повышенный уровень подготовки специалистов в учебных заведениях среднего профессионального образования и опирается на фундаментальные теоретические знания студентов по таким учебным дисциплинам как: «Общие основы психологии», «Возрастная и педагогическая психология», «Психология развития», «Психокоррекция и развитие», «Психологическое консультирование».

В курсе «Психология семьи» реализован целостный подход к исследованию современной семьи, обобщены результаты многолетней работы психологов, социологов, демографов в области истории эволюции семьи, семейных отношений, родительства, родительско-детских отношений, рассматриваются тенденции развития семьи, связанные с поляризацией общества, девиантные и нетрадиционные формы семейной организации, отраженные в международной классификации новых типов семей. Следует отметить, что изложение материала в рамках данного курса сосредоточено на общих вопросах теории семьи и семейных отношений, на исследовании роли семьи в формировании личности ребенка, психологическом климате семьи, родительско - детских отношениях, вопросах психодиагностической и психокоррекционной работы с семьей. Семья в учебном курсе «Психология семьи» выступает в разных «ликах». С одной стороны она рассматривается как образ конкретной, реальной семьи, с другой, как малая социальная группа, как социальный институт и как структурная единица современной общества.

Содержание учебной дисциплины включает основные достижения отечественной и мировой психологической науки и практики в области семейной психологии. Авторские подходы зарубежных психологов сочетаются, а иногда соотносятся, порой противопоставляются взглядом отечественных специалистов. Выбор конкретных фактов, теорий, результатов, закономерной и форма их изложения подчинены испытательной идее – вооружить студентов знанием базовых психологических представлений в области семейных отношений, что является необходимым условием профессионального становления, познания других людей и себя, формирования экзистенционального и функционального образа Я – специалиста - социального педагога.

Понятия о семейных отношениях, функционально-ролевой структуры семьи, психологии здоровой семьи прочно вошли в повседневный язык психологии.

Учебный курс «Психология семьи» необходим для того, чтобы сориентировать студентов в сфере семейной психологии, систематизировать разрозненные знания о семье, способствуя выработке оптимальных личностных смыслов.

Курс «Психология семьи» призван обеспечить общую теоретическую подготовку студентов, служит основной для изучения последующих дисциплин, составляющих содержание специализации, а также различных видов психолого-педагогических практик.



Целью курса является: формирование у студентов готовности строить профессиональную деятельность с учетом научных представлений о семье.

Основные задачи курса:



  1. познакомить с основными феноменами и закономерностями существования семейной группы;

  2. научить анализировать актуальную ситуацию жизни ребенка и выстраивать систему поддержки семье на основе теоретических представлений;

  3. сформировать представление о значимости социальной роли семьи в формировании личности ребенка.

Изучение дисциплины «Психология семьи» организуется в течение трех семестров. Программа рассчитана на 88 учебных часов, из которых 50 ч. – аудиторные лекционные занятия, 18 ч. – аудиторные семинарские занятия и 20 ч. – аудиторные практические занятия. Предусмотренные курсом лекционные занятия являются основной формой учебных занятий, на которых рассматриваются общие теоретические вопросы семейной психологии. Изложение лекционного материала включает сравнительное изучение подходов к исследованию семьи в основных психологических школах и способствует формированиям и понятиям данной дисциплины.

Курс «Психология семьи» выстроен на основе компетентностного подхода и способствует формированию всех групп компетенций: специальных, полипрофессиональных и ключевых. Из числа ключевых компетенций формируются такие как работа с профессионально ориентированной информацией за счет поиска, систематизации сведений о семье, представления результатов поиска сокурсникам, и осуществление социально-профессионального саморазвития за счет понимания семьи как фактора психологического благополучия специалиста любого уровня. Формирование полипрофессиональных компетенций происходит за счет изучения технологий работы с семьей близких деятельности психолога и социального работника. Значительное место в профессиональном развитии студента в рамках данного курса составляет формирование специальных компетенций – изучения и коррекции семейной микросреды ребенка, консультирование семьи по вопросам воспитания ребенка и коррекции воспитательной позиции родителей, просвещение родителей и т.д.

Семинарские занятия предполагают использование преподавателем активных методов и приемов обучения, в ходе которых студенты обсуждают и решают проблемы, разворачивают дискуссии, обеспечиваются знаниями и опытом в рамках конкретной темы.

Практические занятия направлены на решение практических ситуационных задач с опорой на теоретические знания курса, овладение психодиагностическими, коррекционно-развивающими методами и методиками работы с семьей. Освоение ролевых игр, участие студентов в тренингах, консультациях, выработку рекомендаций по решению семейных проблем.

Таким образом, занятия в курсе «Психология семьи» способствуют развитию активной познавательной деятельности студентов, формируют умения использовать знания семейной психологии при анализе и оценке реальных явлений.

Программа данного курса включает в себя 6 разделов.



Первый раздел «Введение в психологию семьи» - знакомит с психологией семьи как научной областью знаний, определяет ее место среди других психологический наук, излагает объективные и субъективные трудности в научном изучении семейной психологии, раскрывает общенаучные направления в изучении семейной проблематики.

Изучение данного раздела должно акцентировать внимание студентов на значении изучаемого курса для профессионально-педагогической деятельности социального педагога.



Второй раздел «Исторические изменения семьи и брака» - рассматривает тенденции развития семейно-брачных отношений в истории общества.

Основной акцент для студентов в этом разделе делается на истоках и эволюции российской семьи.



Третий раздел «Семья как единица психологического анализа» – излагает основные теоретические подходы в изучении семьи, описывает характеристики семьи, как сложного многоаспектного образования.

Знакомство студентов с этим разделом должно способствовать созданию основы для понимания следующих разделов программы, формированию у студентов интереса к дальнейшему изучению учебной дисциплины.



Четвертый раздел «Психология супружеских отношений» - рассматривает динамику семейных отношений в современном обществе, закономерности супружеских взаимоотношений, причины их дестабилизации, типы семейных конфликтов, социально-психологические факторы, приводящие к разводу.

Особое место в данном разделе отводится важности формирования этико-психологической готовности молодежи к семейной жизни.



Пятый раздел «Семья: родители и дети» - описывает психолого-педагогические особенности родительства, специфику семейного воспитания, типы негармоничного, (патологизирующего) семейного воспитания. Важно достичь понимания студентами того, что семья является персональной микросредой развития личности ребенка.

Шестой раздел «Психологическая помощь семье по проблемам родительско - детских отношений» - излагает психологическую модель помощи семье, знакомит с основными направлениями оказания психологической помощи по проблемам родительско-детских отношений, рассматривает семью как объект психокоррекционного воздействия.

Необходимо ориентировать студентов на овладение психолого-педагогическими и коррекционными методами работы с семьей.

В ходе изучения курса предусмотрена самостоятельная работа студентов, которая включает в себя:

* конспектирование первоисточников;

* разработку конспектов по заданной теме;

* самостоятельную работу с учебными пособиями;

* составление обобщающих схем по теоретическому материалу;

* чтение основной и дополнительной научной литературы по курсу;

* работа с периодическими изданиями, анализ научных статей;

* выполнение учебных, проблемных, творческих заданий;

* выполнение контрольных работ;

* решение практических задач с теоретическим обоснованием;

* разработка практических рекомендаций по решению родительско-детских проблем;

* осуществление самодиагностики и диагностики в рамках изучаемых разделов учебного курса;

* разработка докладов по интересующим вопросам;

* написание рефератов;

* реализация мини-исследований по интересующим темам, вопросам, проблемам;

Промежуточный контроль за качеством усвоения учебного материала студентами осуществляется через контрольное тестирование и выполнение терминологических диктантов по окончанию изучения каждого раздела программы, а также через выполнение специальных заданий по содержанию курса в индивидуальной тетради для самостоятельной работы студента.

Итоговый контроль за результатами обучения по курсу «Психология семьи» осуществляется в виде собеседования по билету на экзамене или в форме защиты проекта по выбранной теме.

Безусловно, обсуждение вопросов семейной психологии на учебных занятиях всегда задевает личностно. Однако преподаватель на занятиях по психологии семьи не может постоянно решать личные и семейные проблемы студентов и не выступает в роль консультанта-психолога. В этом смысле психология семьи – не популяризация житейской мудрости и не сборник рекомендаций, а научная область психологической теории и практики. Возможно, что знакомство с материалами данной учебной дисциплины позволит студентам самостоятельно найти ответы на волнующие их вопросы, и это будет способствовать развязке каких-либо жизненных проблемных ситуаций.



Таким образом, курс «Психология семьи» важен не только для профессионального становления социального педагога, но и для построения собственных отношений в семьях слушателей курса.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ





Наименование разделов и тем

Всего

Количество часов

лекции

семинары

практикум


Каталог: uploads -> article file
article file -> Социология
article file -> Викторина по истории изобразительного искусства «Уроки Леонардо да Винчи»
article file -> Прочитайте текст. Выполните Задания 1,2
article file -> Учебное пособие Согласно Федеральному компоненту
article file -> В. Бычков Л. Бычкова ХХ век: предельные метаморфозы культуры[1]
article file -> Обществознание профильный уровень
article file -> Основы социологии Система научного знания. Социология как наука. Специфика социологического метода
article file -> Определение философии
article file -> Конспект лекций Издательство: Эксмо; Год: 2008; 160 стр


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница