Рабочая программа учебная дисциплина Современный русский язык и культура речи



страница1/50
Дата25.05.2018
Размер1.28 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50

ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»

Историко-филологический факультет

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

_______________ /__И.Ф.Ялтаев_/



(подпись/ Ф.И.О.)

«_____»______________20__ г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебная дисциплина


Современный русский язык и культура речи

_____________________________



(наименование)
Направление подготовки

Профиль подготовки


030600.62 – ИСТОРИЯ
Квалификация (степень) выпускника

БАКАЛАВР
Кафедра русского и общего языкознания

(название)
Курс 1 семестр 2
Форма обучения очная_



Программа разработана

доцентом кафедры русского и общего языкознания, кандидатом педагогических наук, доцентом М.И. Ильиным




(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание автора программы)






Рецензент
доцент кафедры русского и общего языкознания, кандидат педагогических наук, доцент Т.А.Христолюбова (должность, Ф.И.О., ученая степень, звание рецензента(ов) программы)
Йошкар-Ола

2012

Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета)

Историко-филологического факультета по направлению История





Рассмотрена и одобрена на заседании

кафедры русского и общего языкознания


(назв. факультета/института, направления подготовки)




(название кафедры)

протокол заседания №____ от




протокол заседания №___ от

«____»_____________ 2012 г.




«____»_____________2012 г.










(подпись, Ф.И.О. председателя)




(подпись, Ф.И.О. зав. кафедрой,)



СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой отечественной истории

(название кафедры)

протокол заседания №__ от «__»___________2012 г___________________________________А.Г.Иванов

(Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись)




Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений


Учебный год

Решение кафедры

(№ протокола, дата заседания кафедры, Ф.И.О., подпись зав. кафедрой)

Автор изменения

(Ф.И.О., подпись)

Номер изменения






































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные виды профессиональной деятельности бакалавра по направлению подготовки 030600 ИСТОРИЯ связаны с работой в качестве преподавателя, научного работника, сотрудника архивов, музеев, библиотек, эксперта и аналитика, государственного и муниципального служащего, творческого работника СМИ, специалиста по историко-культурному и познавательному туризму.

Подготовка студентов к их будущей профессиональной деятельности во многом определяется степенью их речевого развития и овладения всеми видами речевой деятельности: аудированием, говорением, чтением и письмом. Речевая деятельность традиционно определяется как фундаментальная способность человека, обладающая богатейшими возможностями развития личности, сознания, познавательных процессов, его профессионального и духовного роста. Вне речи невозможно представить ни одной сферы человеческой деятельности. Речевая способность является также составной частью и общей культуры человека.

Поэтому одной их актуальных задач при подготовке специалистов с высшим образованием является дальнейшее совершенствование их коммуникативных умений и навыков и повышение культуры речи.

Цели освоения дисциплины «Современный русский язык и культура речи»:

●предлагаемый курс позволяет достичь одну из важнейших целей профессиональной подготовки будущих специалистов – формирование их коммуникативной компетентности, что предполагает:

-овладение необходимыми знаниями о структуре, закономерностях функционирования, стилистических ресурсах и нормах русского языка;

- овладение знаниями о нормативных, коммуникативных и этических аспектах культуры устной и письменной речи, о сути, правилах и нормах общения, о требованиях к речевому поведению в различных коммуникативно-речевых ситуациях;

- овладение коммуникативно-речевыми (риторическими) умениями, основами мастерства ораторской речи;

- овладение умением решать коммуникативные и речевые задачи в конкретной ситуации общения;

- овладение опытом анализа и создания профессионально значимых типов высказываний;

- развитие творчески активной речевой личности, умеющей применять полученные знания и сформированные умения в новых постоянно меняющихся условиях проявления той или иной коммуникативной ситуации, способной искать и находить собственное решение многообразных профессиональных задач;



Место дисциплины в структуре ООП: Курс «Современный русский язык и культура речи» как учебная дисциплина входит в «Гуманитарный,

социальный и экономический цикл» Б.1 (Базовая часть): Современный русский язык и культура речи (Б.1.4). Данный курс связан с дисциплинами базовой части (история древних цивилизаций, философия, иностранный язык, экономика, правоведение); вариативной части (марийский язык, история мировых религий, введение в специальность, методика преподавания истории, латинский язык); дисциплинами по выбору студентов (история мировой и отечественной культуры / история отечественного и зарубежного искусства, политология / социология , историческая география / историческая картография, архивоведение / документоведение).

В результате изучения базовой части цикла студент должен:

знать основы философии, экономической теории, основы делового общения, способствующие развитию общей культуры и социализации личности;

уметь использовать знание иностранного языка в профессиональной деятельности, профессиональной коммуникации и межличностном общении; использовать в профессиональной деятельности междисциплинарные подходы, сформировавшиеся в рамках социально-экономических наук;

владеть приемами и навыками делового общения, способностью работать в коллективе.

В результате освоения дисциплины выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОК-4);

способностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способностью изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способностью к социальной адаптации (ОК-6);

способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12);



профессиональными компетенциями (ПК):

в научно-исследовательской деятельности:

способностью к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10);



в педагогической деятельности:

умением применять основы педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательном учреждении(ПК-11);



в организационно-управленческой деятельности:

способностью к работе с информацией для принятия решения органами государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления (ПК-12);

способностью к работе с базами данных и информационными системами (ПК-13);

в культурно-просветительской деятельности:

способностью к разработке информационного обеспечения историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры (ПК-14);



в экспертно-аналитической деятельности:

способностью к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, средств массовой информации (ПК-15).



Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость курса «Современный русский язык и культура речи» составляет 2 зачетные единицы, что равняется 72 часам: 36 часов – аудиторных (практических и семинарских) занятий, 36 часов – СРС.

Форма контроля по учебному плану – зачет во 2-м семестре.
Тематический план учебной дисциплины


№№

П/П


Темы

Количество часов

Виды и формы контроля

всего

в том числе

лекц.

пр.

СРС




1

Язык как об основное средство человеческого общения. Функции языка. Устная и письменная формы языка. Язык и речь. Русский язык как национальный язык русского народа и как государственный язык РФ. Понятие о литературном языке, признаки литературного языка. Функционально-стилистическая дифференциация современного русского литературного языка. Общее понятие о культуре речи. Ее отношение к литературному языку. Цели, задачи и содержание культуры речи как вузовской дисциплины. Нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи.

8





4


4



Текущий контроль (опрос, проверка домашнего задания, конспектов заданных статей, индивидуальных заданий, собеседование, тестовый контроль)



2

Общение. Сущность, функции и средства общения (вербальные и невербальные). Виды и формы общения. Речевая ситуация, ее структура. Мотив и цель общения. Коммуникативные и этические нормы общения. Культура речевого поведения.

4





2

2

Промежуточный контроль (консультации, коллоквиумы, индивидуальная работа со студентами)



3

Речевая деятельность, виды речевой деятельности. Классификация разновидностей речи: а) по форме обмена информацией, б) по количеству участников коммуникации, в) с учетом сферы общения, г) в зависимости от функционально-смысловых типов речи.

Текст как результат речевой деятельности. Основные признаки текста.


4



2

2

Проверка индивидуальных заданий, собеседование, консультации


4


Риторика и ее роль в развитии гуманитарных наук. Предмет, становление и основные этапы развития риторики. Общая и частные риторики. Школы риторики и красноречия в Древней Греции и Риме.

Понятие «риторический идеал», его сущность, основные признаки и критерии. Этапы развития отечественной риторики в 17–19 вв.

Виды и жанры ораторской речи. Этапы подготовки публичного выступления. Основы мастерства ораторской речи.

12



6

6

Подготовка докладов, выступления с докладами, консультации, публичные выступления. Внутрисеместровая аттестация




5

Понятие языковой нормы, ее значение. Словари. Кодификация литературного языка.

Орфоэпические и акцентологические нормы, особенности произношения иноязычных слов. Типичные ошибки в произношении.



12




6

6

Запись речи студентов на звукозаписывающие устройства. Анализ устной речи студентов. Консультации

6

Лексическая норма. Типичные речевые ошибки.

4




2

2


Составление таблицы речевых ошибок

7

Морфологическая норма

Синтаксическая норма.



4




2


2


Составление таблицы грамматических ошибок

8

Функциональные стили русского литературного языка.

Официально-деловой стиль. Сфера функционирования, жанровое разнообразие и лингвистические особенности официально-делового стиля. Языковые формулы официальных документов. Образцы оформления деловых бумаг.



4




2

2

Составление образцов деловых бумаг. Проверка выполненных заданий



Научный стиль. Сфера функционирования, жанровое разнообразие и лингвистические особенности научного стиля. Требования к написанию конспектов, рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ, отзывов, рецензий, аннотаций и других работ учебно-научного жанра.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница