Рабочая программа составлена на основе



Скачать 153.87 Kb.
страница1/5
Дата14.01.2018
Размер153.87 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5

g:\шишкина\религия.jpg


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:



  1. Религии России: учебная программа и тематическое планирование курса для 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений / Мин-во образования Нижегород.обл., Нижегород Ин-т развития образования.-Изд. 3-е, испр. и доп.- Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2013.

  2. Религии России. Часть 1: учебное пособие для учащихся 8 классов общеобразовательных школ/ авт.-сост. В.К.Романовский, Л.А.Гончар; под общ. ред. В.К.Романовского.- Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2013.

  3. Религии России. Часть 2: учебное пособие для учащихся 9 классов общеобразовательных школ/ авт.-сост. В.К.Романовский, Л.А.Гончар – Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2013.

  4. Религии России: пособие для учителя / [ В.К.Романовский, В.А.Сомов, Г.Б.Гречухин, Л.Н.Шилова, Н.С.Шамсутдинова] / мин-во образования Нижегор.обл., ГБОУ ДПО «Нижегород. Ин-т развития образования» / под общ. ред. В.К.Романовского.- 2-е изд., испр. и доп. – Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2012.

Современная ориентация российского образования на ценности традиционной духовной культуры в обучении и воспитании, восстановление в системе образования исторической и культурной преемственности определяют актуальность изучения в общеобразовательных учреждениях дисциплин религиоведческой направленности. Без знаний в этой области, базирующихся на научной основе, невозможно воспитание этической культуры, веротерпимости, уважения к традициям и обычаям народов России. Находясь на стыке общегуманитарных дисциплин (всеобщей истории, истории России, обществознания и т.д.), этот курс имеет ряд отличий. Его специфика заключается в комплексном освещении исторических, мировоззренческих, культурологических, нравственных, обрядовых аспектов различных религий, распространенных в России, особенностей их вероучения и организации.



Цель курса: формирование у учащихся устойчивых представлений об основных религиях и религиозных объединениях России и содействие развития мышления, не допускающего возникновения конфликтного поведения на почве религиозной неприязни.

Задачи курса:

Образовательные:

- познакомить с правовыми основами отношений государства и религиозных объединений;

- способствовать формированию критического восприятия тоталитарных сект и религиозных направлений деструктивного характера;

- познакомить с основными религиями, распространенными на территории нашей страны, их местом во всеобщей и в российской истории, получают представление об основных религиях и религиозных объединениях России, об их роли в современном мире.



Развивающие:

- содействовать развитию мыслительных способностей учащихся, включающих в себя знания, умения и навыки таких гуманитарных дисциплин, как история, литература, культурология;

- формировать у учащихся позитивные жизненные мотивации, высокий моральный уровень и толерантное мышление;

- формировать у учащихся умение излагать и аргументировать собственные суждения о современных религиозных объединениях России.



Воспитательные:

- воспитывать религиозную терпимость на основе знакомства с основными принципами свободы совести;

- приобщать школьников к ценностям национальных культур народов России.

При работе над решением задач необходимо, с одной стороны, в доступной форме донести учащимся знания о существовании религии как части мировой культуры, расширить их представления об истории и основных этапах развития ведущих религий России, познакомить школьников с религиозными культами, догматами, традициями, обычаями, с деятельностью основных религиозных организаций в нашей стране и области, с другой - способствовать формированию в школьной среде уважительного отношения к духовному богатству, созданному человечеством и народами России, через знания о религиях воспитывать у школьников навыки и умение жить в дружбе и согласии в многонациональной и многоконфессиональной стране, быть терпимыми и толерантными к носителям той или иной религиозной культуры.



Сроки и этапы реализации программы:

На изучение курса «Религии России» в 8 классе отводится 34 ч(1 час в неделю), в 9 классе – 34 ч(1 час в неделю).

Рассчитанный на преподавание в 8-9 классах курс «Религии России» занимает особое место в образовательном процессе. В этом возрасте ученики уже вполне готовы и способны обсуждать сложные культурологические и нравственные проблемы, определять свои мировоззренческие позиции, воспринимать и осмысливать религиозную проблематику.

Ведущим принципом преподавания курса "Религии России" является принцип историзма, позволяющий раскрыть условия возникновения и существования религиозных организаций в России, историческую последовательность смены форм религиозного сознания. Основные виды учебных занятий - уроки различного типа с обязательным использованием как лекций, так и практикумов, семинаров. Таким образом, формы организации учебного процесса традиционны для гуманитарных дисциплин: урок-лекция, урок-семинар, урок-экскурсия, урок-практикум, урок-закрепление материала. Особенности учебного курса предполагают организацию текущего и итогового контроля за усвоением материала обучающимися.

В лекции учитель раскрывает основные положения изучаемой темы, объясняет термины, понятия, суть рассматриваемого вероучения, особенности культа и религиозной организации, присущие данной религиозной системе. При этом для концентрации внимания учащихся на теме полезно использовать иллюстративный материал, карты-схемы, видео- и аудио-материалы. Учебный материал должен содержать необходимую информацию для последующей работы на уроках-практикумах.

Урок-семинар призван способствовать развитию важнейших умений школьников: осознавать проблему, самостоятельно подбирать информацию, логически выстраивать аргументацию собственной позиции, выслушивать противоположное мнение и вести диалог; он предполагает самостоятельную подготовку учащихся по заранее заданной теме, работу с хрестоматией, выступление с докладами. Здесь особенно приветствуется инициатива и самостоятельная активность учащихся при выборе темы и подготовке выступлений.

Уроки-практикумы проводятся с целью приобретения школьниками новых знаний, закрепления, расширения, углубления освоения ими основных проблем, понятий, тем, разделов курса, формирования навыков работы с различного вида текстами.

Урок-экскурсия предполагает посещение религиозных исторических памятников и действующих храмов, в том числе виртуальные экскурсии в мечети, синагоги и т.п.

Урок-закрепление материала может включать в себя различные сочетания форм контроля знаний: фронтальный опрос, тесты, контрольную работу, эссе, сообщения, доклады, мультимедийные презентации. Главное при этом - не допустить, чтобы контроль оказался проверкой убеждений, а не знаний школьника, ибо выбор мировоззренческой позиции (и это утверждено современным российским законодательством) не может навязываться при осуществлении школьного учебного процесса. Критерием же оценки должен быть прежде всего интерес учащихся к преподаваемому предмету.


Каталог: obrazovanie
obrazovanie -> Лекция Русь между Западом и Востоком (XIV-XV вв.) Часть 1 Почему Русь оказалась между Западом и Востоком? Запад
obrazovanie -> К и. н., доцент Ушакова В. Г
obrazovanie -> Пояснительная записка Экзамен по дисциплине «Онтология и теория познания»
obrazovanie -> Вопросы к экзамену Предмет: Методология научного исследования
obrazovanie -> Рабочая программа дисциплины дв5 Религии народов мира
obrazovanie -> Аналитическая записка по итогам социологического исследования «Отношение молодежи к сфере образования»
obrazovanie -> Пояснительная записка дисциплина «Социология управления»
obrazovanie -> Рабочая программа дисциплины


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница