Рабочая программа по ознакомлению с культурой для детей лет



Скачать 258.73 Kb.
страница1/5
Дата06.03.2018
Размер258.73 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5

Муниципальное казенно дошкольное образовательное

учреждение города Новосибирска

«Детский сад № 484 комбинированного вида»

Рабочая программа

по ознакомлению с культурой для детей 5 - 7 лет.

Срок реализации – 2 года.

Автор – составитель:

Солодовникова Елена Владимировна

Воспитатель высшей

квалификационной категории.


Новосибирск 2016

Содержание:





  1. Пояснительная записка…………………………………………3

  2. Цели и задачи……………………………………………………5

  3. Содержание программы………………………………………...8

  4. Знакомство с русской культурой………………………………17

  5. Регионоведение………………………………………………….21

  6. Список используемой и рекомендованной литературы………24





Пояснительная записка


Программа «Мир открывает границы» – это предмет, который сегодня может помочь в решении одной из важнейших задач педагогики – воспитание гармоничной личности, интересующейся историей своей страны и с уважением относящейся к иным культурам.

Сама наука культурология не новая. Впервые о науке, изучающей, материальную, духовную и художественную деятельность людей, составляющих единую систему культуры, заговорили еще в конце 30х годов. На сегодняшний день необходимость в науке, изучающей культуру, во всех ее проявлениях, неуклонно растет.

Почему именно Культурология может оказать неоценимую услугу в воспитании полноценных граждан? И почему именно с дошкольного возраста можно и нужно заниматься этой наукой?

Говоря словами Карнажицкой «…уменьшая контакт с искусством, мы получаем отсутствие познавательного, творческого, ценностно-ориентировочного, коммуникативного потенциала детей. Поэтому искусство не только необходимо, но и не заменимо ничем другим…» А что, как ни знакомство с культурой является дверью в мир эстетического воспитания ребенка.

Данная программа разработана с учетом Федеральных образовательных стандартов и является вариативной частью основной образовательной программы ДОУ, составленной на основании программы «От рождения до школы».

Данная часть основной образовательной программы учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и ориентирована на специфику национальных и социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

При разработке тем программы, в качестве «старшего наставника и друга», очень помогло методическое пособие «Ребенок в 21-м веке. Воспитание культурой» Кутьиной Надежды Борисовны, программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Князева О.Л. и Маханева М.Д. А так же серия «Детская энциклопедия Аванта +»: «История России. От древних славян до Петра Великого», «Культуры мира», «Российские столицы. Москва и Санкт-Петербург»; серия Мировая культура «Шумерское царство Вавилон и Ассирия. Древний Египет»; детские популярные журналы: «Открой мир с Волли» и «История с Волли». И др. Помимо этого, при подборе материала использовались произведения и статьи различных историков и культурологов, национальное литературное наследие: былины, сказки, стихи; а так же картины, мультфильмы, фотографии, документальное кино.

Программа рассчитана на детей старшей и подготовительной группы; С учетом норм СанПин занятия организуются 2 раза в неделю по 30 минут в подготовительной , и 1раз 25 минут в старшей группе. Занятия проводятся в рамках дополнительного образования в кабинете «Музей», оснащенном мультимедийным оборудованием.

В Музее представлены экспозиции:



  • Народные инструменты;

  • изделия русских ремесленников;

  • природные чудеса Африки;

  • коллекция макетов архитектурных сооружений различных стран;

  • книги по культуре и искусству;

  • куклы в народных костюмах;

  • миниатюрная модель традиционной русской избы с мебелью и посудой;

  • мини коллекция камней – самоцветов и горного хрусталя;

  • представлены изделия из янтаря.

Так же подобраны тематические игры как собственного изготовления, так и приобретенные.

Одна из коллекций музея – это диски с советскими мультфильмами, документальными фильмами по музеям и городам России. Есть небольшое количество экспонатов, связанных с Великой Отечественной войной.


Цель программы: развитие умственных, творческих и эмоциональных способностей детей дошкольного возраста в процессе общения с общепризнанными ценностями мировой культуры.

Задачи занятий: познакомить детей с разнообразием народов и культур нашей планеты. Пробудить интерес и уважение к другим культурам. Привить доброжелательное отношение к людям с другим цветом кожи, говорящих на другом языке. Развить интерес к своей культуре, традициям. Научить внимательно относиться к произведениям искусства: интересоваться живописью, литературой, музыкой. Расширить кругозор ребенка. Уважать и ценить труд.

Подбор по темам состоит из нескольких культурологических блоков, каждый из которых включает в себя:

1. накопление эмоциональных впечатлений и знаний через разные виды деятельности;

2. посещение музея или обзорной экскурсии;

3. взаимодействие с родителями;

4. работа с педагогическим составом.
Методы и средства реализации программы:

1. Изучение инновационных подходов в работе по данному направлению, обобщение имеющегося опыта ДОУ.

2. Проведение мониторинговых исследований для выявления представлений детей о родном крае; компетентности родителей (законных представителей) в области краеведения.

3. Формирование электронного банка методических разработок, справочных и наглядных материалов по природному и культурно-историческому наследию.

4. Проектирование образовательного процесса на основе интеграции содержания образовательных областей, детских видов деятельности и вовлечения родителей (законных представителей) воспитанников в педагогический процесс дошкольного учреждения.

5. Создание благоприятной атмосферы: доброжелательность со стороны воспитателя, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка.


1. Методы, повышающие познавательную активность:

- экскурсии по культурным и историческим местам

- сравнения по аналогии и по противоположности;

- обсуждение, постановка проблемных вопросов и поиск ответов на них;

- чтение художественной литературы;

- рассказы взрослых;

- рассматривание картин, иллюстраций к книгам, фотоальбомов;

- просмотр видеофильмов;

- разнообразная деятельность (трудовая, исследовательская, проектная, моделирование и др.).

2. Методы, стимулирующие эмоциональную активность детей:

- сюрпризные моменты и элементы новизны;

- придумывание сказок и рассказов;

- воображаемые ситуации;

- игры;

- коллекционирование;



- сочетание разнообразных методов, видов деятельности детей и взрослых на одном занятии;

3. Методы коррекции и уточнения детских представлений:

- организованное наблюдение окружающей действительности;

- интеграция освоенного материала в совместную деятельность взрослого и детей и самостоятельную деятельность детей;

- беседа;

- создание проблемных ситуаций;

- внесение культурологических материалов в развивающую среду ДОУ.



4. Методы развития творчества:

- игровые приемы;

- мотивирование детской деятельности;

- обогащение предметно-игровой среды дошкольного учреждения;

- разнообразная художественно-творческая деятельность.
Очень важно было в течение учебного года содействие и участие родителей. Они с удовольствием приходили на беседы, узнавали подробности изучаемых тем и поддерживали интерес детей домашними обсуждениями.

Не остались без внимания и коллеги-воспитатели. На проводимых в саду семинарах, я готовила историко-культурологические доклады на обсуждаемые темы, принимала участие в творческом отчете детского сада для педагогов Центрального района.


При проведении занятий с детьми учитывались возрастные и индивидуальные особенности дошкольников в развитии познавательных способностей. Общение проходит в игровой форме. На первых занятиях выясняются знания детей о карте, атласе, компасе, сторонах света. В дальнейшем эти знания становятся базовыми и помогают лучше понять зависимость культурных особенностей от образа жизни, а образа жизни от климатических условий.

Каждая тема заканчивается творческой работой: рисунком, лепкой, аппликацией.


В старшей группе дети знакомятся с культурой русского народа. Акцент в данном случае ставиться на самоидентификации – мы Россияне, граждане России, поэтому изначально хотелось ориентировать детей на традиции родной страны. Так как восприятие ребенка в этом возрасте, в основном, визуально, то для знакомства с древними славянами целесообразно использовать мультипликационные фильмы, и традиционные игрушки; слушая народные сказки и рассматривая картины русских художников, дети постепенно усваивают названия предметов быта, знакомятся с традициями и ремеслами на Руси. Посещая экспозицию «Русская изба», организованную в нашем детском саду, у малышей есть возможность освоиться с предметами быта наших предков. Поиграть и вжиться в эпоху древней Руси. Почувствовать атмосферу русских сказок. К сожалению, сегодня, современные дети намного ближе к космическим технологиям, чем к родной культуре. Лишь благодаря насыщению развивающей предметно-пространственной среды детского сада – музей и экспозиции, у детей есть реальная возможность понять назначение, пропорции и значение многих предметов в жизни наших предков, пусть хоть немного, но прикоснуться к их сакральному смыслу.

Дети видят не только быт, но и духовные ценности древних славян, ценность труда, огромную любовь к родной природе, выраженную в традициях и праздниках. Каждая тема имеет свое логическое завершение в совместном творчестве Пластилиновая живопись дает возможность объемно, ярко и оригинально закрепить представление о Богатырях русских, обращаясь к живописи Палех. Для детей старшей группы не составляет труда передать основу русского костюма в работе с пластилином. Рисунок и аппликация помогает продемонстрировать эмоциональное восприятие и интерес к изученному материалу.


В подготовительной группе углубляются знания о России: дети получают представление о жизни славян, о древнерусских городах и их защитниках. Знакомство с русскими богатырями помогает понять отношение к военному долгу. Мы знакомимся с предметами экипировки – оружием богатырей. Эта тема очень интересна детям, они с удовольствием рассматривают древнерусское оружие, описывают богатырей на картинах Васнецова, играют в игру «Что возьмет с собой богатырь». Все это не только обогащает эмоциональный опыт детей, помогает понять язык и смысл русских былин, сказок и песен, но и выполняет более важную роль – воспитание социально значимых качеств – защитника, кормильца. Социальные роли в подготовительном возрасте уже более осознанны. Дети становятся активными со-участниками сказочных и легендарных событий.

Перед детьми подготовительной группы раскрываются страницы истории столиц Российского государства - Москве и Петербурге. Происходит знакомство с древними культурами.



Культура Древней Греции. Период Античности – это начало развития культуры в целом, а для дошкольников древнегреческое наследие стало еще и «лестницей в небо». Мифы Древней Греции – это совершенно иной литературный жанр с героями, внешне совершенно не похожими на традиционно русских сказочных персонажей, но, в то же время, являющимися яркими носителями моральных качеств, воспитание которых – одна из основных задач литературы. Колорит и особенность языка мифов наполняют фантазию ребенка новыми образами. В них раскрываются экологические, бытовые и семейные особенности страны. Именно с древнегреческих мифов начинается осознанный интерес к космосу. Понять бесконечность пространства вселенной дошкольник еще не в состоянии, а вот россыпи звезд, складывающиеся в удивительные небесные картинки – созвездия могут надолго захватить внимание ребенка. Огромную помощь для формирования представления о Древней Греции оказывают советские мультфильмы, обогащая словарный запас и зрительные образы такими понятиями как хитон, сандалии, туника, свитки, очаг, сцена, драма и комедия… Мифы – прекрасная возможность для организации театрализованной деятельности. Так происходит знакомство с истоками театра. Используя маски «горе» и «радость» можно разыгрывать сценки с понравившимися героями из мифов.

Прекрасный повод для организации активных игр – знакомство с Олимпийскими играми. Диски, ядра, мечи и копья не оставят равнодушным ни одного мальчика.

С культурой Древнего Египта мы знакомим детей очень выборочно, так как к 6-ти годам у детей под влиянием современных западных мультфильмов сформировано яркое и очень ограниченное представление об этой культуре. Если о пирамидах, фараонах и мумиях они наслышаны, то о том, где находится Египет, природные особенности африканского континента, повлиявшие на формирование египетской цивилизации, дети не знают. Решить эту проблему помогли советские мультфильмы, просмотр детских научно-познавательных передач, а так же экспонаты нашего музея – Роза Сахары, Яйцо Сахары, папирус. Мы читали сказки Древнего Египта, пытаясь понять значение в жизни Египтян природных явлений – приливов и отливов, небесных светил и зооморфных существ. Макеты помогают представить жизнь древних египтян, а природные особенности и животный мир раскрываются в знакомых сказках Чуковского. Увлекательной оказалась игра с египетскими иероглифами, из которых дети зашифровывали или разгадывали целые послания.

Китай. Культура востока всегда завораживала своей таинственностью. Мысли китайских философов до сих пор не потеряли своей актуальности, а изобретениями китайских умельцев мы пользуемся ежедневно. Бумага, веер, фарфор, шелковая одежда – все это стало частью нашей современной жизни. Но эти изобретения не раскрывают уникальной красоты произведений китайского искусства. Для того, что бы ребенок взглянул на привычные вещи совсем другими глазами, мы слушаем китайские сказки и легенды, знакомимся с гравюрами китайских художников, смотрим мультфильмы. Через литературу дети узнают о добрейшем животном – драконе, дарящем воду рисовым полям. О величайшей тайне – секрете изготовления бумаги. Об особенных взаимоотношениях в китайской семье и о совсем ином восприятии нашего мира. С огромным удовольствием дети исполняют элементы боевых искусств на занятиях по физической культуре. Мы вместе ищем «следы» древней китайской цивилизации в окружающем нас мире.

Отдельно стоит сказать об уникальной красоте архитектурных сооружений китайской культуры – Великая Китайская стена, пагоды, императорский дворец вселяют уважение всякому, увидевшему их.

Путешествие листа бумаги из древнего Китая в Японию и превращение его в волшебную фигурку оригами помогает увидеть преемственность культур. Все это, в свою очередь, развивает в ребенке любознательность и понимание уникальности культур и народов, что дает возможность лучше ценить и любить свою Родину, во всех ее проявлениях.
На традиционном осеннем фестивале дружбы народов страны востока – любимая тема. Вместе с родителями малыши в национальных костюмах исполняют танцы и разыгрывают сценки из любимых сказок и легенд. Особая гордость таких ярких встреч – мультфильмы и авторские познавательные фильмы, созданные семейными творческими коллективами.

Мы бы хотели, что б наши выпускники интересовались культурой во всех ее проявлениях. Национальная культура видоизменяется под влиянием глобальных процессов.

Современный ребенок очень далек не только от древних культур, но и от традиционной русской культуры. Но есть вопросы, которые остаются актуальными на протяжении многих веков. Это вопросы веры. Так как религиозные темы в той или иной форме поднимаются в любой современной семье, мы не могли оставить эту тему без внимания.

Темы «Христианство» и «Библия» знакомят детей с мировыми религиями (христианство, католицизм, мусульманство) – как важнейшей частью мировой культуры, а так же со священной книгой. Для некоторых это действительно первая встреча с Библией. На занятиях дети узнают о том, почему эта книга важна для миллионов верующих людей и что такое вера, учатся с уважением относиться к представителям различных конфессий, получают представление о поведении в храме. В силу возраста, дети еще не могут понять глубинные различия этих религиозных течений, но мы и не ставим перед собой такой цели. Мы стараемся дать представление о красоте и особенностях архитектурных сооружений религиозного культа. Рассказать о различиях между костелом, мечетью и православным храмом, их внутренним убранством. Особой красотой и одухотворенностью наполняются Рождественские встречи в саду. Дети слушают библейские истории, соприкасаются с истоками православных праздников.

Приобщение к православной культуре не может быть полным без знакомства с городом, долгие годы считающимся средоточием Русского Духа. Москва Златоглавая! Какой еще город может раскрыть величие русского народа! Красота этого города не только в стенах и башнях древнего Кремля. Мы с детьми во время виртуальных прогулок по столице находим следы уходящих эпох. От древних стен Китай-Города до современных бизнес-центров, Москва росла и изменялась, оставаясь истинно русским городом. Используя современные технические средства, мы можем посетить музеи Кремля, как на машине времени, отправится в прошлое и взглянуть на жизнь московских купцов и ремесленников.

Знакомиться с Москвой нам помогают документальные фильмы и старые фотографии, при помощи которых можно заглянуть в тайны Кремля и проследить преемственность языческой и христианской традиций.

Легенды всегда придают событиям особый оттенок таинственности и недосказанности. Знамение на месте основания Москвы, непокорный Царь-Колокол – факты и фантазия, в этом коктейле удивительным образом раскрывается душа народа, его отношение к историческим личностям и событиям. Дети «создают» из пластилина Царь-пушку – чудо оружейного искусства того времени.

Говорить о столице и не познакомиться с Санкт-Петербургом просто невозможно! Этот город поражает своей торжественностью. Видео - прогулки производят сильнейшее впечатление. Разводные мосты надолго станут символом города, победившего сами силы природы! Ребенок, с его чувствительностью не нуждается в объяснениях искусствоведа, его сердце замирает от восторга при виде феерического праздника Закрытия фонтанов. Как на картинах Бенуа, яркие карандаши в детских руках помогут сохранить на бумаге игру солнца в струях фонтанов Петергофа.

Знакомство с Петербургом – это еще одна возможность тронуть душу ребенка. Не только восторг и изумление от города, будто сошедшего по приказу Петра с неба на землю, но и глубокая скорбь от ран, нанесенных ему войной.

Для новосибирцев Петербург – это не просто далекий и красивый город. Истории наших городов тесно переплетены.

Разговоры о Сибири дают возможность лучше представить отличия условий жизни местных аборигенов от древних славян, ближе познакомиться с особенностями родной природы и ее влиянием на жизнь человека. В рамках занятий, посвященных малой Родине, мы с детьми совершаем экскурсию по городу. Посещаем особо значимые для города места: Первый проспект - Невский, ныне Красный, место основания города - парк на набережной «Городское начало», Монумент Славы; познакомились с уникальными архитектурными культурными сооружениями – ГПНТб и Театром оперы и балета – ставшим еще до своего открытия хранителем коллекций Эрмитажа во времена Великой Отечественной войны. Прикоснулись к истории родного города, что само по себе формирует чувства патриотизма и гордости за земляков. Закреплению интереса к истории родного города и полученных знаний о нем очень способствовали беседы с использованием старых фотографий - видов Новосибирска, Ново-Николаевска, станции Александровской, хроника строительства первого моста через Обь. На них дети не всегда узнавали наш молодой, но так быстро изменяющийся город.


В конце учебного года с детьми проводится тестирование – игра-квест, состоящая из различных заданий, дающих возможность продемонстрировать как коммуникативные навыки, так и знания по всем темам программы.
Ожидается, что при успешной реализации данной программы на конец года дети будут демонстрировать следующие навыки и умения:


  • Четко различать такие понятия, как Родина, Страна, столица, малая родина.

  • Иметь представление о традициях своего края

  • Рассказывать об элементах традиционной русской культуры, таких как костюм, жилище, род занятий.

  • Уметь вдумчиво слушать легенды и сказки, объяснять достоинства героев, привести примеры, демонстрировать связную и логичную речь.

  • Отличать по внешним признакам религиозную принадлежность храма.

  • Демонстрировать навыки поведения в общественных местах и объектах культуры (музеях, экскурсиях, театрах, храмах).

  • Отличают Русскую, Египетскую, Китайскую, Древнегреческую цивилизации по архитектурному, литературному и художественному наследию.

  • Отличать произведения искусстав;

  • Составляют рассказ по картине, обращая внимание на ее эмоциональный настрой, персонажей, и представляют отношение художника.




Каталог: DswMedia
DswMedia -> Положение о внутришкольном мониторинге качества образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Гимназия г. Алдан»
DswMedia -> Программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента
DswMedia -> Русь древняя и средневековая V – рубеж xvi–xvii вв
DswMedia -> О теореме Пифагора и способах ее доказательства
DswMedia -> Сочинение «Разум и чувство»
DswMedia -> Речевые характеристики персонажей в комедии Грибоедова «Горе от ума»
DswMedia -> Усовершенствование методической работы в доу как одно из условий повышения качества дошкольного образования


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница