Рабочая программа дисциплины



Скачать 457.74 Kb.
страница1/2
Дата15.02.2018
Размер457.74 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2

описание: герб


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение


высшего профессионального образования

«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФГБОУ ВПО «ИГУ»

Исторический факультет

Отделение философии и теологии

Кафедра философии и методологии науки








Утверждаю

Декан исторического факультета

___________________Ю.А. Зуляр

«26» марта 2014 г.



Рабочая программа дисциплины

Наименование дисциплины Б1.Б.3 Философия


Направление подготовки 48.03.01 «Теология»
Профиль «Систематическая теология»
Квалификация выпускника – бакалавр
Форма обучения заочная

Согласовано с УМК исторического

факультета


Протокол №4 от «28» февраля 2014г.
Председатель Метёлкина Л.Н.

Рекомендовано кафедрой

философии и методологии науки:


Протокол №4 от «26» фераля 2014г.
Зав. кафедрой Куйбарь В.И.



Иркутск 2014
Содержание
1.Цели и задачи дисциплины (модуля)

2. Место дисциплины (модуля) в структуре ОПОП

3.Требования к результатам освоения дисциплины (модуля)

4.Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы

5.Содержание дисциплины (модуля)

5.1Содержание разделов и тем дисциплины (модуля)

5.2. Разделы дисциплины (модуля) и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами (модулями)

5.3. Разделы и темы дисциплин (модулей) и виды занятий

6. Перечень семинарских, практических занятий, лабораторных работ, план самостоятельной работы студентов, методические указания по организации самостоятельной работы студентов

6.1. Примерная тематика курсовых работ (проектов) (при наличии)

6.2. План самостоятельной работы студентов

6.3. Методические указания по организации самостоятельной работы студентов

7. Примерная тематика курсовых работ (проектов) (при наличии)

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля):

а) основная литература;

б) дополнительная литература;

в) программное обеспечение;

г) базы данных, поисково-справочные и информационные системы

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

10. Образовательные технологии

11. Оценочные средства (ОС)

1. Цели и задачи дисциплины



1.1. Целью данного курса является философский анализ мировоззренческих и методологических принципов, лежащих в основе естественнонаучных, социологических, антропологических, экономических, политико-правовых, этических и пр. теорий, различных картин мира. Это дает возможность будущему специалисту лучше ориентироваться в обширном историко-философском материале, повысить общий культурный уровень, культуру мышления. Изучение философии позволит студентам давать обоснованные и самостоятельные оценки явлениям, относящимся к сфере философской мысли, в том числе, когда она так или иначе пересекается со сферой религиозной жизни человека. Рассматриваемый курс соприкасается также с курсами истории религии, религиозной философии и др.

Конкретные цели курса:

- быть полезным в образовательном, моральном и интеллектуальном планах как для неверующих, так и для верующих студентов;

- раскрыть проблему «Человек и мир» как выражение закономерного явления в истории социальной и духовной жизни человечества;

- способствовать более глубокому осмыслению религиозной сферы человеческой духовности в силу исторической связи философски обобщенного видения реальной действительности и тех конкретных ее составляющих, иллюзорно-компенсаторным выразителем которых выступает феномен религиозности;

- воспитывать терпимость и уважение по отношению к людям иных вероисповеданий, мировоззрений и национальностей, умение корректно, но твердо противостоять проявлениям религиозной вражды;

- способствовать подготовке творчески мыслящих специалистов, критически относящихся к различного рода авторитарным и догматическим доктринам;

- содействовать формированию гуманистически ориентированной личности, способной защищать право человека на свободу и достойную земную жизнь.



1.2. Задачи курса:

  • анализ основных направлений, школ и этапов развития мировой философской мысли;

  • знакомство с основными положениями философской картины мира;

  • изучение истории философской мысли, ее основных этапов, взглядов их выдающихся представителей, их вклада в сокровищницу философской культуры;

  • формирование представлений о различных уровнях бытия, концепциях движения и развития, принципах детерминизма, структурах сознания, научных и вненаучных формах познания, специфике развития научного знания, сменах типов рациональности, научных революциях, критериях научности, проблеме истины;

  • рассмотрение кардинальных сторон человеческого бытия, социума, направленности мирового исторического процесса, места человека в системе социальных связей, общественных структур, глобальных проблем современности, цивилизационных взаимодействий и моделей будущего;

  • раскрытие условий формирования личности, ее свободы и ответственности, представлений о нравственных обязанностях человека по отношению к другим, самому себе, миру в целом;

  • формирование комплекса компетенций в соответствии с требованиями образовательных программ по направлениям подготовки.


2. Место дисциплины в структуре ОПОП:

Философия развивает навыки системного анализа естественнонаучного и историко-культурного материала, что повышает эффективность освоения общетеоретических и специальных – включая религиоведческие -- дисциплин. Курс «Философия» относится к профессиональному циклу Б1 федерального блока государственного образовательного стандарта высшего образования ФГОС ВО от 17.02.2014 г., № 124.



Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для изучения дисциплины:

Для успешного изучения курса студентам необходимо:



- знать основы философии, способствующие развитию общей культуры;

- уметь работать с информацией по философии из различных источников для решения профессиональных и социальных задач;

- владеть способностью к критике и самокритике, а также навыками использования программных средств и навыками работы в компьютерных сетях в познавательной деятельности, в том числе в поиске литературы и других информационных ресурсов.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Курс «Философия» способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВО нового поколения по направлению подготовки «Религиоведение»:

а) общекультурные (ОК)

  • способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

  • б) общепрофессиональные (ОПК)

  • Способностью самостоятельно собирать и обрабатывать научную информацию в области религиоведения и религиоведческих дисциплин (ОПК-3);

в) профессиональные (ПК)

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать теоретические основы курса «Философия»;



  • связывать содержание философии с конкретнонаучной познавательной деятельностью;

  • Раскрывать содержание религиозной духовности философским контекстом;

  • Расширять методологическую составляющую религиоведческого анализа религии;

  • уметь понимать, излагать и критически анализировать базовую научную информацию, определяющую содержание названного курса;

  • оперировать философской методологией в исследовании религиоведческой тематики;

  • содействовать привязке религиозной духовности к земным реалиям;

  • владеть навыками логики и аргументации, ведения дискуссий и полемики;

  • навыками реферирования и аннотирования научной литературы курса «Философия»;

  • практического использования теоретических знаний и методов курса «Философия»;

  • Способами приобщения философской духовности к религиозному самовыражению индивида для утверждения широкого поля толерантности.

Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей:

  • философия религии;

  • социология религии;

  • психология религии;

  • феноменология религии;

  • антропология религии;

  • научная и религиозная картины мира;

  • история научных революций;

  • новые религиозные движения

  • эволюция религии в современном мире

  • методология религиоведения.


4. Объем дисциплины и виды учебной работы (разделяется по формам обучения)

Таблица

Вид учебной работы


Всего часов / зачетных единиц

Семестры

1

2

3

4

Аудиторные занятия (всего)

22

22










В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

6

6










Практические занятия (ПЗ)

10

10










Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа (всего)

77

77










В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы
















Реферат (при наличии)
















Другие виды самостоятельной работы
















КСР

6

6










Вид промежуточной аттестации (экзамен)

9

9










Общая трудоемкость

Зачетные единицы



108

3

4



108

3










5. Содержание дисциплины

Общий замысел программы состоит в том, чтобы представить содержание философии как одно из высших достижений человеческой духовности. Это в свою очередь предполагает такое развертывание ее рациональной составляющей, при котором рассматриваемая духовность имеет возможность раскрыть себя обобщенным контекстом. Осуществляющаяся при этом диалектическая соотнесенность рацио и воспроизводимой им реальной действительности позволяет приурочить проблему истины (настаивающую на земных условиях ее раскрытия) к рациональному аспекту человеческого самовыражения. Тем самым курс «Философия» трансцендентный – «запредельный» -- срез реальности низводит до посюстороннего уровня, и оказывается, что обретенная сознанием религия являет собою воплощение иллюзорно-компенсаторной деятельности нашего «Я», и этим закреплено ее место в предметном мире. Конкретные философские системы, известные с древнейших времен, «обкатывают» всякий раз абстрагирующуюся человеческую духовность с целью более совершенного отношения социума к окружающей его реальной действительности. Последняя за счет исторически целеполагаемых философских установок предстает условием осуществления таких субъектно-субъектных отношений, которые, будучи научно верифицируемыми, подтверждают на практике жизненную актуальность философии как весьма значимого условия в раскрытии статуса человеческой духовности в его земном измерении. Изучение философии также содействует стратегической выверке связей общества с глобально выраженной окружающей средой. Это в свою очередь способствует преодолению границ между «горним» и «дольним» с его ведущей ролью в указанном «тандеме».

Данная программа составлена с учетом единства исторически складывающихся уровней обобщенного видения мира в связи с так же поэтапно развивающейся наукой. Опираясь на науку философия открывает широкие перспективы религиоведческому исследованию феномена религиозности и в целом различных институтов языческих верований. Методология философского подхода к человеческой духовности позволяет более широко применять науку в преодолении религиозного подхода к действительности с целью выявления единства с нею духовно насыщенного человечества.
5.1. Содержание разделов и тем дисциплины. Все разделы и темы нумеруются

Раздел 1. Введение: Философия как способ обобщенного раскрытия реальной действительности:

Тема 1. Природа философской деятельности.




Каталог: filearchive -> edu files
edu files -> Рабочая программа дисциплины Наименование дисциплины в. Од. 4 Философия и методология науки Направление подготовки
edu files -> Рабочая программа дисциплины Наименование дисциплины в. Од. 1 Научная апологетика Направление подготовки
edu files -> Рабочая программа дисциплины Наименование дисциплины в. Дв 2 Основное богословие Направление подготовки
edu files -> Рабочая программа дисциплины Наименование дисциплины в. Од. 9 Патрология 5-8 веков Направление подготовки
edu files -> Рабочая программа дисциплины Наименование дисциплины б 3 Пастырское богословие Направление подготовки
edu files -> Рабочая программа дисциплины Наименование дисциплины в. Од. 3 «Экзегеза Ветхого Завета»
edu files -> Рабочая программа дисциплины Наименование дисциплины б 2 Религиозная философия (История русской философии) Направление подготовки по направлению
edu files -> Рабочая программа дисциплины Наименование дисциплины б. 4 История отечественного и зарубежного религиоведения Направление подготовки


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница