Рабочая программа дисциплины Социальная политика



страница1/15
Дата09.07.2018
Размер57 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова
Социологический факультет
«УТВЕРЖДАЮ»

Декан социологического факультета

профессор В.И. Добреньков

______________________


"_____"__________________2013 г.
Рабочая программа дисциплины
Социальная политика
Направление подготовки – 040100 «Социология»
Квалификация – бакалавр по направлению «Социология»
Форма обучения – очная, очно-заочная






Москва – 2013

Программа составлена в соответствии с требованиями ОС МГУ по направлению подготовки «Социология».



Авторы : зав. кафедрой, к. э.н., проф. Васильев В.П., к.соц.н., доц. Деханова Н. Г., к.э.н., доц. Зырянов В.В, к.э.н., доц. Холоденко Ю.А.
Рецензент (ы): д.э.н., проф. экономического факультета МГУ Разумова Т.О.; к.соц. н., доц. Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Леденева В.Ю.

Программа одобрена на заседании кафедры Государственного и муниципального управления от 22 января 2013 года, протокол № 70.




  1. Цель изучения дисциплины:

Цель курса – изучение взаимосвязи социально-экономического развития общества и социальной политики, основ социальной политики, ее функций в различных типах обществ, их формирования и институционализации в ходе исторического развития, механизмов реализации этих функций.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  • сформировать понимание специфики моделей социальной политики в различных странах и факторов, обуславливающих эти различия,

  • проанализировать опыт реализации социальной политики в России (прежде всего, в последние десятилетия), общественный запрос со стороны российского общества к модели социальной политики, оптимальной для России,

  • представления россиян об ответственности за ее реализацию различных субъектов и об оптимальных целях и механизмах проведения реформ в социальной сфере.

Дисциплина относится к профессиональному блоку дисциплин вариативной части.

Для изучения дисциплины студент должен знать:



Студент должен уметь:

  • определять основные понятия, адекватные для описания, сравнения и анализа изучаемых явлений и процессов,

  • раскрывать абстрактные понятия на конкретных примерах из современной социальной, экономической и политической жизни;

  • находить причинно-следственные связи между изучаемыми социальными явлениями и процессами, объяснять изучаемые социальные явления и процессы, приводить примеры, аргументировать свою мысль теоретическими определениями и приводить соответствующие факты;

  • самостоятельно находить дополнительную информацию для подготовки к обсуждению изучаемых вопросов.

Для освоения дисциплины «Социальная политика» необходимо, чтобы у обучающегося были сформированы компетенции, достижение которых предусмотрено при выполнении освоенной им части программы обучения, в том числе изучения следующих дисциплин: философия, социальная философия, экономика, история социологии, общая социология, демография, политология, политическая социология, социальная статистика, социальная стратификация в современном обществе, социология семьи.

Изучение дисциплины «Социальная политика» является необходимым для последующего освоения теоретических дисциплин и практик: экономическая социология, социология безопасности, ряда дисциплин по выбору, таких как социология миграции, социология конфликта, безопасность социальных систем, теория социального государства и др.


2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

способность анализировать и оценивать философские проблемы при решении социальных и профессиональных задач (ОНК-2 формируется частично);

способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (СК – 2 формируется частично)

готовность к повышению своей профессиональной квалификации, осознание социальной значимости будущей профессии, стремление к улучшению личностных качеств (СК-4 формируется частично);

способность использовать полученные экономические знания в контексте своей социальной и профессиональной деятельности (ИК – 6 формируется частично)

способность применять в профессиональной деятельности знания по теории и методологии социологии для решения теоретических и практический исследовательских задач, включая выявление социально значимых проблем, противоречий и проблемных ситуаций (ПК – 4 формируется частично)

способность формировать информационные массивы, используя аудит источников информации для оценки их достоверности, необходимости и достаточности (ПК – 7 формируется частично)

способность на основе социологической теории анализировать и интерпретировать социальную, демографическую, политическую, экономическую, культурную, духовно-религиозную и естественнонаучную информацию для решения профессиональных задач (ПК - 8 формируется частично);

способность использовать знание теорий и методов социальных и гуманитарных наук в работе с методическим инструментарием, нормативными документами, информационными материалами для осуществления исследовательской, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК - 11 формируется частично);

владение методами прогнозирования изменений объектов профессиональной деятельности для разработки предложений и рекомендаций по решению социальных проблем (ПК – 13 формируется частично);

способность формировать, верифицировать и анализировать информационные массивы, обеспечивающие мониторинг социальной сферы, разработку управленческого воздействия на неё и оценку эффекта управленческого воздействия (ПК - 17 формируется частично).


3. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

основные социальные проблемы современного общества и возможности социальной политики в их решении;

содержание социальной политики и ее соотношение с социально-экономической политикой;

ключевые стратегии (модели) социальной политики;

основные проблемные области современной социальной политики;

базовые закономерности реализации мер социальной политики и механизмы функционирования основных ее направлений;

основные направления и опыт реализации социальной политики в России.

Уметь:

производить, отбирать, обрабатывать и анализировать данные о социальных проблемах общества и о мероприятиях социальной политики;

выстраивать причинно-следственные связи между социально-экономическими процессами и мероприятиями социальной политики.

Владеть:

понятийным аппаратом, применимым для анализа современной социальной политики;

навыками анализа влияния мер социальной политики на социально-экономические процессы;

способностью использования теоретических знаний для формулирования практических решений в области социальной политики;

навыками получения профессиональной информации из различных типов источников, включая Интернет и зарубежную литературу.
4. Общая трудоемкость дисциплины

Учебная дисциплина «Социальная политика» имеет объем 3 зачетные единицы – 108 академических часов. Лекции (ЛК)– 34 часа, практические занятия (ПЗ) – 34 часа, контролируемая самостоятельная работа (КСР) – 6 часов, самостоятельная работа студентов (СРС) – 30 часов. Контроль итоговый (экзамен) - 4часа. Изучается в 6 семестре.


4. Структура и содержание дисциплины

4.1. Распределение часов по разделам, темам и видам занятий

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.









Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница