Рабочая программа дисциплины (модуля) Философия и методология науки Направление подготовки



Скачать 437.28 Kb.
страница1/2
Дата25.05.2018
Размер437.28 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Удмуртский государственный университет»

Исторический факультет


кафедра истории Удмуртии

УТВЕРЖДАЮ

_______________________

«______» ________________20__ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Философия и методология науки
Направление подготовки

030600 История (квалификация (степень) «магистр»)

Наименование магистерской программы



Археология

Степень выпускника

МАГИСТР

Ижевск 2012



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Удмуртский государственный университет»

Исторический факультет


кафедра истории Удмуртии

УТВЕРЖДАЮ

_______________________

«______» ________________20__ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Философия и методология науки

Направление подготовки



030600 История (квалификация (степень) «магистр»)

Наименование магистерской программы

Отечественная история (История России)
Степень выпускника

МАГИСТР


Ижевск 2012
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Удмуртский государственный университет»

Исторический факультет


кафедра истории Удмуртии

УТВЕРЖДАЮ

_______________________

«______» ________________20__ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Философия и методология науки
Направление подготовки

030600 История (квалификация (степень) «магистр»)

Наименование магистерской программы



История и культура народов Приуралья: развитие и межкультурное взаимодействие
Степень выпускника

МАГИСТР


Ижевск 2012
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Удмуртский государственный университет»

Исторический факультет


кафедра истории Удмуртии

УТВЕРЖДАЮ

_______________________

«______» ________________20__ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Философия и методология науки
Направление подготовки

030600 История (квалификация (степень) «магистр»)

Наименование магистерской программы



Этнология

Степень выпускника

МАГИСТР

Ижевск 2012


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Удмуртский государственный университет»

Исторический факультет


кафедра истории Удмуртии

УТВЕРЖДАЮ

_______________________

«______» ________________20__ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Философия и методология науки
Направление подготовки

030600 История (квалификация (степень) «магистр»)

Наименование магистерской программы



Новейшая отечественная история
Степень выпускника

МАГИСТР


Ижевск 2012
1. Цель и задачи освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Философия и методология науки» освоение студентами базовых знаний в области философии и методологии социальных наук, в первую очередь, исторических, умений и навыков решения различных методологических проблем, возникающих на отдельных стадиях теоретико-эмпирического исследования. Значимой целью является синтез предшествующего исторического знания и формирование у студентов представлений об истории как единой познавательной системе через раскрытие содержания ее методологических проблем и способов их решения. В конечном итоге - формирование методологической культуры магистра, его интеллектуальной культуры в целом.


Задачи освоения дисциплины:


    • Формирование у студентов общих представлений о специфике профессиональной научно-исследовательской деятельности;

    • Формирование знаний о философских концепциях науки как социального института;

    • Формирование представлений о месте гуманитарных и социальных наук

    • Формирование представлений о причинах дифференциации и интеграции наук;

    • Формирование понимания причин взаимодействия наук

    • Формирование знаний о познавательных возможностях используемых концепций, гипотез, теорий, подходов, методов в изучении различных сфер общественной жизни;

    • закрепление принятых в академическом сообществе практик письменного и устного общения;

    • выработка у студентов умений и навыков конкретной методологии научного исследования,

    • помощь студентам в организации своей исследовательской деятельности,

    • создание условий для того, чтобы студент мог ориентироваться в познавательных возможностях тех или иных теорий, концепций, гипотез, подходов, методов научного исследования,

    • научение студента грамотно оценивать получаемый научный результат;

    • закрепление навыков конспектирования, аннотирования, рецензирования, реферирования научной литературы;

    • закрепление навыков работы с Интернет-ресурсами;

    • закрепление навыков библиографического описания; правил цитирования;

    • закрепление навыков технологии работы с научной литературой;

    • закрепление навыков оформления научной работы.



Место дисциплины в структуре ООП

Принципы построения курса:

Курс входит в базовую часть профессионального цикла ООП

Курс адресован студентам 1 курса направления подготовки 030600 «История», обучающихся по магистерской программе «Археология», «Отечественная история (история России)», «Этнология», «Новейшая отечественная история», «история и культура народов Приуралья: развитие и межкультурное взаимодействие» и изучающих дисциплину ««Философия и методология науки»»

Изучению курса предшествуют следующие дисциплины знание содержания базовых профессиональных курсов бакалавриата «Методы исторического исследования», «Математические методы в исторических исследованиях, «Теория и методология истории», «История исторической науки», а также базового курса магистратуры «Междисциплинарные подходы в историческом исследовании».

Для успешного освоения курса должны быть сформированы компетенции

ОК1 – способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; (повышенный уровень)

ОК2 – способность порождать новые идеи (креативность) (пороговый уровень)

ОК 4 – способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения ( повышенный уровень)

ПК1 – способность использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ; ( пороговый уровень)

ПК3 – способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение; (пороговый уровень)

ПК5 – способность применять современные методы и методики исследования; (повышенный уровень)

ПК7 – способность к инновационной деятельности; умение ставить и решать перспективные научно-исследовательские и прикладные задачи; (повышенный уровень)

ПК8 –способность к критическому анализу собственной научной и прикладной деятельности; (повышенный уровень)

ПК9 - способность анализировать, синтезировать и критически осмыслять информацию на основе комплексных научных методов ((пороговый уровень)

ПК11 – способность к подготовке и проведению научно-исследовательских работ в соответствии с профилем ООП магистратуры, с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин ООП магистратуры; (пороговый уровень)

ПК13 – знанием современных методологических принципов и методических приемов исторического исследования (((пороговый уровень)

ПК14 –способность использовать в исторических исследованиях тематических сетевых ресурсов, баз данных, информационно-поисковых систем; ((повышенный уровень)

ПК17 - умение анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора в цивилизационной составляющей вый уровень);



Успешное освоение курса позволяет перейти к изучению дисциплин «Актуальные проблемы исторических исследований» в базовой части профессионального цикла, а также дисциплин вариативной части профессионального цикла ООП.

Программа курса построена на основе проблемного подхода и охватывает две основные проблемы: проблемное поле онтологической философии истории и проблемное поле критической(аналитической) философии истории


№ п/п

Содержание курса

1

Философский образ науки.

2

Уровни научного познания

3

Методология и методы научного исследования

4

Научная рациональность

5

Научное познание и социальное конструирование

6

Философия истории.

7

Методология классической и неклассической историографии

8

Основные понятия философии истории

9

Историософская мысль в поисках основы общества и движущих сил истории.

10

Природа и специфика исторического знания

11

Историческое донаучное и научное знание.


12

Особенности исторического нарратива.


13

Структура и методы исторического знания.


14

Социокультурные и ценностные регулятивы исторического знания.

15

Рациональное и иррациональное в историческом знании.


16

Формирование и статус исторических фактов.


17

. Детерминизм, случайность, свобода в историческом познании.









Курс имеет практическую часть в форме практических занятий. В течение всего курса после прослушанной лекции необходимо по каждой теме прочитать и законспектировать любую статью или раздел монографии (на выбор студента – желательно близкой к теме исследовательской работы), написанную в контексте изучаемой проблемы. Это позволит осмыслить методические и теоретические предпочтения философов, историков, оценить уровень исследовательских результатов. Кроме того, тематическая близость избранных для изучения статей к исследовательской работе позволит расширить возможности ее методологического обоснования. Необходимо также подготовить аннотацию статьи, написанной на иностранном языке, связанной с конкретными теоретическими и методологическими проблемами истории, философии истории.

Магистр должен подготовить библиографический список по проблемам философии истории (любого из концептуальных направлений теорий исторического процесса) (не менее 20 позиций)

В результате изучения курса студент должен подготовить в письменном виде обоснование содержания и познавательных возможностей любого из философско-методологических подхода(ов) исторической науки, реализация которого возможна в исследовательской работе магистра и обосновать его в устном выступлении в виде презентации.

Компетенции обучающегося,

формируемые в результате освоения дисциплины

ОК1 – способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; (повышенный уровень)

ОК2 – способность порождать новые идеи (креативность) (повышенныый уровень)

ОК3 – способность к адаптации к новым ситуациям, к измению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, социокультурных и социальных условий деятельности, переоценке накопленного опыта; ( повышенный уровень)

ОК 4 – способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения ( повышенный уровень)

ПК1 – способность использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ; ( повышенный уровень)

ПК3 – способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение; (пороговый уровень)

ПК5 – способность применять современные методы и методики исследования; (повышенный уровень)).

ПК11 – способность к подготовке и проведению научно-исследовательских работ в соответствии с профилем ООП магистратуры, с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин ООП магистратуры; (повышенный уровень)

ПК13 – знанием современных методологических принципов и методических приемов исторического исследования (((повышенный уровень)


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

  • современные трактовки функций философии и методологии истории,

основные этапы развития философии и методологии истории – от классического до современного;

- основы философии науки, элементы теории познания, знать историко-культурный контекст формирования современных исторических наук и смежных социальных гуманитарных и поведенческих дисциплин;

- знать основные подходы в области философии социальных наук, ключевые понятия и категории, такие как «объяснение», «интерпретация», «парадигма», «модель», «релятивизм», основные научные понятия истории: общество, структура, функция, объяснение, интерпретация; а также понятийный аппарат теоретико-методологического содержания;


  • содержание, сущность, природу методологии в исторических исследованиях

  • место методологии в проведении исторического исследования;

- понимать суть основных эпистемологических вопросов, касающихся целей и методов социальных наук, в том числе связанных с проблемами объективности результатов исторического исследования и оснований для выбора его методологии,
уметь:

  • уметь анализировать эпистемологические основания различных методологических позиций в исторической науке

  • Определять философско-методологические проблемы истории;

  • Распознавать философско-методологические проблемы исторического познания,

  • Анализировать содержание философско-методологических проблем истории;

  • самостоятельно находить дополнительную информацию для подготовки устных выступлений и письменных работ (рефератов, эссе, аннотаций);

  • логически выстраивать последовательную содержательную аргументацию;

  • критически анализировать информационные источники, научные тексты;

  • представлять результаты исследовательской и аналитической работы

перед аудиторией;

  • осуществлять методологическое обоснование исследовательских задач в собственной исследовательской работе и в будущей магистерской работе

  • Владеть

  • методологией исторического исследования;

  • навыками обоснования подхода, выбора методов, понятий, концепций, теорий,

  • навыками методологического обоснования исследовательских задач в исследовательской работе;

  • навыками реферирования, аннотирования научной литературы

  • навыками конспектирования научной литературы

  • владеть навыками составления презентаций

4. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем

и формируемых компетенций
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4… зачетные единицы, 144… часа.

п/п


Разделы, темы


дисциплины

Неделя


семестра

Виды учебной работы

(в часах)



Формы текущего контроля успеваемости

Формируемые

компетенции (код)


Всего компетенций

Л.

Пр.

Сам.

раб.


1

2

3

4

N…




Семестр 2





Каталог: pub -> docs -> stud
stud -> Учебно-методический комплекс по дисциплине литература народов России Для направления/специальности
stud -> Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Теория литературы Направление подготовки
stud -> Рабочая программа дисциплины (модуля) педагогическая коммуникация направление подготовки 050400 Профиль подготовки
stud -> Рабочая программа дисциплины «математические методы исследования в области социальной работы» Направление подготовки
stud -> Рабочая программа дисциплины (модуля) «Математические методы в исторических исследованиях» Направление подготовки
stud -> Вопросы к экзамену по «Истории Удмуртии»
stud -> Курс лекций Пермь 2006 ббк 63 л 24 л 24 Лаптева М. П
stud -> Программа по дисциплине «Теория государства и права» для специальности 020700 История
stud -> Рабочая программа дисциплины «математические методы исследования в области социальной работы» Направление подготовки


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница