Рабочая программа дисциплины (модуля) «Этика и психология общения» на основе модульной технологии обучения



Скачать 267.89 Kb.
страница1/2
Дата10.05.2018
Размер267.89 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2





УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УР_Т.И. Гуляева

____________________________

«____»_____________2011 г.





МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Рабочая программа дисциплины (модуля)
«Этика и психология общения»

на основе модульной технологии обучения

Направление подготовки 080100 Экономика

Профиль подготовки Мировая экономика; Финансы и кредит;

Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Квалификация (степень) «Бакалавр»

Форма обучения очная

Орел - 2011 год

Составитель_Левченко Марина Анатольевна, старший преподаватель кафедры русского языка.

«__» __________20__г.

Рецензент Ахинько Наталья Николаевна, старший преподаватель кафедры русского языка.

«__» __________20__г.

Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 080100 Экономика

Программа принята методической комиссией факультета гуманитарных и ЕН дисциплин протокол №________________

Председатель методической комиссии факультета гуманитарных и ЕН дисциплин __________________________________ Т.В.Карнюшкина

«__» __________20__г.

Программа обсуждена на заседании кафедры русского языка, протокол №1

Зав. кафедрой___________________________ (к. ф. н., доцент Н.В. Бурко)

«__» __________20__г.

Лист согласования рабочей программы

Декан факультета гуманитарных

и ЕН дисциплин _______________________ д.т.н., доцент О.А. Иващук
«__» __________20__г.

Программа обсуждена на заседании Ученого совета факультета гуманитарных и ЕН дисциплин протокол №________________

Секретарь Ученого совета факультета_____________________ М.Н. Кузина

«__» __________20__г.

Программа принята учебно-методической комиссией по направлению подготовки 080100 Экономика протокол №________________

Председатель учебно-методической комиссии по направлению

подготовки ______________________________­­­к.э.н., доцент Л.И. Проняева

«__» __________20__г.

Заведующий выпускающей кафедрой__________к.э.н., доцент Л.И. Проняева

«__» __________20__г.

Директор научной библиотеки _______________________ Е.В. Ишханова

«__» __________20__г.


Оглавление

Введение

1. Цели освоения дисциплины……………………………………………7

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата…………………8

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате

освоения дисциплины………………………………………………………9

4. Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………11

5.Содержание дисциплины.

5.1. Содержание модулей и разделов дисциплины………………....12

5.2. Разделы дисциплин и виды занятий……………………………17

5.3. Тематика лекционных занятий…………………………………18

5.4. Практические занятия (семинары)……………………………..19

5.5 Самостоятельная работа студентов…………………………….20

5.6. Активные формы обучения во внеаудиторное время………...20

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,

промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы

студентов……………………………………………………………………20

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение

дисциплины…………………………………………………………………21

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины………………...21


Введение
Рабочая программа курса относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б-1). Содержание программы включает основные аспекты и современные подходы психологической и педагогической дисциплин. Курс предназначен для студентов бакалавриата ФГБОУ ВПО Орел ГАУ очной формы обучения по направлению подготовки 080100 Экономика. ­­­

Программа курса содержит основные положения науки о субъективных явлениях, процессах и состояниях человека, а также положения о воспитании и обучении лиц. Она опирается на классические и современные исследования в области общей психологии, социальной психологии и психологии общения. Программа построена таким образом, чтобы поведение и деятельность людей рассматривалось студентами с учетом закономерностей развития психики человека, его индивидуально-типологических особенностей, вовлеченности личности в группу, что непосредственно отражает профиль учебного заведения и связано с будущими специальностями студентов. Программа содержит основные положения науки о соотношении природных и социальных факторов в становлении психики; основах развития и формирования личности, закономерностях межличностных отношений в быту и коллективе; психической регуляция поведения и деятельности; психологии малых групп; личности, взаимодействии, перцепции, коммуникации; конфликтах; этических нормах общения; универсальных этических и психологических нормах и принципах;

В основе компетентностного подхода и структуры РП заложены принципы:

– преемственности с ФГОС ВПО 2-го поколения, сохранение традиций российской высшей школы и накопленного опыта подготовки студентов;

– сохранение высокого уровня фундаментальной подготовки как основы общенаучных, профессиональных, социально-личностных и общекультурных компетенций, способности успешно работать в новых, быстро развивающихся областях науки и техники, самостоятельно непрерывно приобретать новые знания, умения и навыки в этих областях.

Данная программа составлена на основе модульной технологии обучения. В рабочей программе имеется содержание модулей и разделов дисциплины; разделы дисциплин и виды занятий; практические занятия (семинары); самостоятельная работа студентов; оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов; учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины; материально-техническое обеспечение дисциплины.

В соответствии с модульным принципом весь материал делится на 3 логически завершенных блока (модуля). Каждый модуль содержит теоретические вопросы и практические задания по соответствующему разделу. Каждый модуль оценивается в 20 баллов, т.е по результатам отчетов по модулям и работе на практических занятиях студент может набрать максимум 60 баллов. Также студент может набрать 25 баллов дополнительных (за активные формы обучения, интернет-тренажеры, выполнение контрольных работ и написание рефератов и докладов); и 15 баллов поощрительных (за участие в студенческой научно-исследовательской работе). Максимальное количество баллов – 100.

Студенты, набравшие менее 55 баллов, сдают зачет по всему курсу. На зачете студент может получить 40 баллов.



К-во баллов

оценка


Менее 55 баллов


Более 55 баллов





Не зачтено

Зачтено

1. Цели освоения дисциплины.

Целью учебной дисциплины является формирование у студентов психологической и нравственной культуры делового общения; формирование психологических знаний, необходимых для повышения общей и профессиональной компетентности бакалавра, его конкурентоспособности, формирования психолого-педагогической культуры, самостоятельности и творческого подхода в профессиональной деятельности.

Задачи курса:

– сформировать у студентов понятийный аппарат психологической науки;

– обеспечить овладение студентами методологией и методикой анализа межличностных отношений, возникающих в процессе общения и профессиональной совместной деятельности;

– научить студентов оценивать влияние субъективных и объективных факторов, действующих на отношения человека с другими людьми;

– дать основы психологических знаний о личности.

- раскрыть природу свойств и явлений человеческой психики, механизмов психологической защиты, особенностей поведения человека;

– научить студентов управлять своими эмоциональными состояниями, а также дать знания о психологических барьерах общения и эффективных путях их преодоления.

Одной из важнейших задач учебной дисциплины «Этика и психология общения» является выработка у студентов способности осуществлять научный подход к определению содержания, а также наиболее целесообразных приемов, форм, методов, средств, психолого-педагогических технологий самосовершенствования и влияния на потенциальных подчиненных в целях повышения своей и их профессиональной компетентности. Основной упор в изучении дисциплины делается на формирование у студентов умения методически верно строить служебные и межличностные отношения, правильно организовывать совместную практическую деятельность членов коллектива, творчески применять передовой опыт обучения, воспитания, самосовершенствования, оказания психологической помощи.



2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

«Этика и психология общения» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б-1). Дисциплина основывается на знании следующих учебных дисциплин: «История», «Культурология», «Философия», «Социология», «Политология». Изучение основ психологии и педагогики необходимо для более осознанного, глубокого понимания таких специальных дисциплин, как: «Маркетинг», «Менеджмент».

Общение – одна из важнейших составляющих нашей жизни.

Общение – это наука и искусство, где важны не только природные, индивидуально-психологические качества личности, но и образование человека. Для того, чтобы достигнуть успеха в деловом общении, успешно продвигаться по карьерной лестнице, нужно владеть определенными знаниями и навыками. Современным руководителям всех уровней необходимо владеть методами формирования коллектива, уметь анализировать межличностные отношения, возникающие в процессе общения и совместной деятельности, знать психологические особенности персонала, эффективно влиять на совершенствование работника как личности.

Изучение учебной дисциплины «Этика и психология делового общения» является необходимым условием не только высокопрофессиональной подготовки специалиста, но и гармоничного развития личности, эффективного выполнения ее функций в обществе, коллективе, семье.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

В результате изучения данной учебной дисциплины у обучающихся формируются следующие компетенции в области этики и психологии общения:



Общекультурные компетенции:

ОК-5 - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

ОК-6 - стремится к личностному и профессиональному саморазвитию;

ОК-7 - готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

ОК-8 - способен находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность;

ОК-11 - умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки;

ОК-12 - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

ОК-17 – способен осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации.

ОК-22 – способен придерживаться этических ценностей и здорового образа жизни.

Профессиональные компетенции:

ПК 4 – способен использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач;

ПК 5 – способен эффективно организовывать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды; ПК 6 – владеет различными способами разрешения конфликтных ситуаций;

ПК 7 – способен к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:


- Виды и формы делового общения;

- основные понятия и категории психологии деловых отношений;

Механизмы воздействия в процессе делового общения;

- психологические особенности восприятия людьми друг друга;

- психологические аспекты переговорного процесса;

- особенности невербального общения в процессе деловых отношений;

- факторы, затрудняющие взаимопонимание между людьми в деловой сфере;

- основные стратегии поведения в конфликтных ситуациях и способы разрешения деловых конфликтов;

- динамику протекания основных социально-психологических процессов в коллективе;

Уметь:


- использовать психологические знания в профессиональной деятельности;

- применять формы и методы психологического воздействия для повышения эффективности профессионального взаимодействия и совместной деятельности;

- интерпретировать собственное психическое состояние;

- понимать собеседника по вербальным, эмоциональным и поведенческим проявлениям;

- придерживаться социальной роли;

- регулировать психологическую дистанцию;

- перестраивать стратегию общения в зависимости от ситуации;

- терпеливо выносить негативное отношение делового партнера или собеседника;

- создавать психологический климат делового сотрудничества, доверия и уважения.
Владеть:

- понятийно-категориальным аппаратом психологии общения;

- системой знаний о сфере психологии общения; сущности коммуникативных, интерактивных и перцептивных процессов;

- владеть простейшими приемами психической саморегуляции;

- основными приёмами эффективной самоподачи.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 2,5 зачетных единиц.


Виды учебной нагрузки

Всего часов/

зач.ед

Семестр 1

Аудиторные занятия (всего)

36/1

36/1

В том числе







Лекции

18/0,5

18/0,5

Практические занятия (ПЗ)

18/0,5

18/0,5

Самостоятельная работа (всего)

54/1,5

54/1.5

В том числе







Активные формы обучения

7/0,19

7/0,19

Вид промежуточной аттестации

зачет

зачет

Общая трудоемкость час/зач.ед



90/2,5

90/2,5


5.Содержание дисциплины.

5.1. Содержание модулей и разделов дисциплины.

Семестр I (количество модулей 3)

Модуль I. Психология личности и социального поведения.

Цель: сформировать у студентов целостные представления об условиях развития и формирования личности, о социально- психологической компетентности; о детерминации поведения. Дать знания об основных теориях личности, о характеристиках психосоциотипов.

В результате усвоения данного модуля формируют компетенции ОК5, ОК6, ОК11, ОК12, ОК22; ПК4, ПК 7;




п/п

Наименование раздела дисциплины, входящего в данный модуль.

Содержание раздела

аудиторная работа

СРС

1

«Проблемы личности в психологии»


Понятие личности. Соотношение индивидуальных, личностных, характеро-логических свойств. Личность как социокультурная реальность.

Различные взгляды на структуру личности (З.Фрейд,К.Юнг, К.Роджерс, Э.Фромм, К.Хорни, В.Райх, В.Франкл). Личность и индивидуальность человека.Уникальность жизненного пути личности. Психологический портрет в межличностных отношениях. Идеи самоактуализации и самореализации личности (А.Маслоу, К.Роджерс и др.)

2

«Детерминация человеческого поведения в деловом общении»


Понятие социального поведения, его виды. Массовое поведение. Групповое поведение. Полоролевое поведение. Просоциальное и помогающее поведение. Конкурентное поведение. Поведение по типу А и В. Послушное поведение. Проблемное, противоправное и девиантное поведение.Материнское поведение и поведение типа привязанности. Поведение, направленное на достижение успехов и избегание неудач. Поведение, выражающееся в стремлении человека к людям и избегании людей. Поведение,ориентированное на получение власти и подчинение людям. Уверенное и беспомощное поведение. Причины повышенного внимания ученых к изучению социального поведения.

Факторы детерминации поведения личности. Самосознание личности. Понятие «Я»-образа. «Я» -реальное. «Я»-идеальное. «Я»-фантастическое. Имидж. Макро и микросреда личности. Динамика человеческого поведения.


Модуль 2. Закономерности общения и взаимодействия.

Цель: научить студентов эффективно получать и передавать информацию в процессе коммуникации, управлять своими эмоциональными состояниями, создавать благоприятное впечатление о себе, влиять на людей, преодолевать барьеры общения; сформировать представления об основных типах манипуляторов и актуализаторов. В результате усвоения данного модуля формируют компетенции ОК7, ОК17; ПК7;





п/п

Наименование раздела дисциплины, входящего в данный модуль.

Содержание раздела

аудиторная работа

СРС

1

«Общение как основа деловых отношений»

Содержание, средства и цели общения. Отличие общения людей от общения животных. Коммуникация, интеракция и социальная перцепция как составляющие общения по Г.М.Андреевой. Коммуникатор, содержание сообщения, канал коммуникации, адресат и результат как составляющие общения по Лассуэллу. Вербальное, невербальное и проксемическое общение. Понятие и разновидности проксемальных зон общения. Понятие обратной связи, ее роль в общении. Понятие социального взаимодействия. Теории межличностного взаимодействия.Кооперация. Конкуренция. Факторы, способствующие успешному началу и поддержанию взаимодействия. Трансактный анализ Эрика Берна. Эго-состояния личности (Родитель, Взрослый, Ребенок).

Факторы, способствующие успешному обмену информацией. Активное и пассивное слушание. Коммуникабельность личности. Совершенствование коммуникативных умений.

Трансактный анализ Эрика Берна. Виды трансакций: дополнительные, пересекающиеся, скрытые.

Три основных стиля общения: ритуальный, манипулятивный, гуманистический.


2

" Социальная перцепция и восприятие людьми друг друга.


Определение социальной перцепции. Специфика восприятия человека человеком. Зависимость восприятия и оценки человека человеком от того, как его воспринимает и оценивает другой человек. Влияние активности того, кто оценивает, на образ, складывающийся в процессе восприятия людьми друг друга. Влияние ситуации, в которой происходит восприятие и оценивание, на складывающийся образ. Самоподача. Ошибки самоподачи. Эффект первичности. Эффект новизны. Эффект ореола. Частные процессы, включенные в межличностное восприятие: идентификация, эмпатия, проекция, стереотипизация, рефлексия. Их определение. Имплицитная теория личности. Влияние имплицитной теории личности на восприятие и понимание людьми друг друга. Процесс формирования имплицитной теории личности. Аналитический, эмоциональный, перцептивно-ассоциативный и социально-ассоциативный типы межличностного восприятия.

Понятие каузальной атрибуции. Причины ее возникновения.

Теория каузальной атрибуции Ф.Фидлера.Теория каузальной атрибуции Г.Келли.

Ошибки атрибуции.

Закономерности каузальной атрибуции.




Модуль 3 Личность в группе.

Цель: Научить студентов эффективно разрешать деловые конфликты, сформировать представление о поведении человека в организации и существующих типах сотрудников, научить организовывать людей для осуществления эффективной совместной деятельности. В результате усвоения данного модуля формируют компетенции ОК5, ОК6,ОК7, ОК8. ОК11, ОК12; ПК4, ПК 5, ПК6, ПК7.





п/п

Наименование раздела дисциплины, входящего в данный модуль.

Содержание раздела

аудиторная работа

СРС

1

«Деловое общение в рабочей группе»



Понятие рабочей группы. Психология рабочей группы. Профессиональная зрелость рабочей группы. Типы взаимоотношений в коллективе. Морально-психологический климат. Динамика морально-психологического климата. Степень сплоченности рабочей группы. Классификация психотипов личности в рабочей группе.Общение как средство передачи форм культуры, социального и профессионального опыта



2

«Психология лидерства и конфликта»

Понятие лидерства и руководства. Функции и динамика лидерства. Стиль лидерства и эффективность групповой деятельности. Конфликты. Отсутствие точного научного определения конфликта. Узкое и широкое понимание конфликта. Виды конфликта. Структура конфликта. Причины межличностных и межгрупповых конфликтов. Функции конфликтов.Типы стратегий поведения в конфликте по К.Томасу. Сотрудничество.Соперничество. Компромисс. Приспособление. Избегание.

Разница между лидером и руководителем (по Д.Парыгину). Теории лидерства. Объект и субъект конфликта. Границы эффективности конфликтного поведения

5.2. Разделы дисциплин и виды занятий.





Каталог: the-faculty-of-humanitarian-and-natural-science-disciplines
the-faculty-of-humanitarian-and-natural-science-disciplines -> Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное
the-faculty-of-humanitarian-and-natural-science-disciplines -> Рабочая программа дисциплины «Социальная философия»
the-faculty-of-humanitarian-and-natural-science-disciplines -> Программа дисциплины «Культурология»
the-faculty-of-humanitarian-and-natural-science-disciplines -> Рабочая программа дисциплины философия на основе модульной технологии обучения Направление подготовки : 110400 «Агрономия»
the-faculty-of-humanitarian-and-natural-science-disciplines -> Рабочая программа дисциплины «политология» Направление подготовки 270800 «строительство»
the-faculty-of-humanitarian-and-natural-science-disciplines -> Рабочая программа дисциплины «политология» Направление подготовки 250700 «ландшафтная архитектура»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница