Рабочая программа дисциплины «математические методы исследования в области социальной работы» Направление подготовки



Скачать 393.02 Kb.
страница1/5
Дата25.05.2018
Размер393.02 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УТВЕРЖДАЮ

_______________________

«______» ________________2014 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»

Направление подготовки

040400.62 Социальная работа

Профиль подготовки

Социальная работв
Степень выпускника

БАКАЛАВР


Форма обучения

очная

Ижевск 2014 г.

1. Цель и задачи освоения дисциплины
Переход России к новым экономическим отношениям оказался довольно сложным, противоречивым и кризисным процессом. Десятки миллионов людей оказались в сложных социальных условиях: Безработица, бедность, снижение рождаемости и высокая смертность, алкоголизм, вынужденная миграция населения, детская беспризорностъ и т.д. – создают определенную социальную напряженность в обществе. В квалифицированной материальной, психологической и юридической помощи нуждается сегодня значительная часть населения страны.

В этой связи все более возрастает потребность общества в квалифицированных специалистах в области социальной работы, владеющих современными методами и приемами, технологиями решения назревших социальных проблем. Ведущая роль отведена сегодня проблемам прогнозирования, проектирования и моделирования социальной работы, подготовке в высший школе специалистов по данному направлению социальной работы.

Современное социальное прогнозирование и проектирование - это не только научно-теоретическая, но и одновременно, предметная, практическая деятельность по созданию проектов развития социальных систем, институтов, социальных объектов, развитию их свойств и отношений на основе социального предвидения и планирования тех социальных качеств и свойств, которые являются социальной потребностью общества.

Такой подход к решению социальных проблем общества позволяет управлять, социальными процессами и социальными объектами, планировать социальную политику государства и отдельных регионов, а также определяет успешное внедрение инновационных проектов в социальной сфере.


1.2. Задачи изучения курса.
В результате изучения курса «Математические методы исследования в области социальной работы» студенты должны получить базовые знания по следующим проблемам и вопросам:

  • социальное прогнозирование как метод научного познания, объект, предмет, его виды;

  • основные принципы и функции социального прогнозирования, основные технологические этапы, методы;

  • социальное проектирование: природа, сущность, методология. Основные теории социального проектирования и системные принципы. Нормативная база, информационное обеспечение. Принципы и технологии социокультурного проектирования, основные формы социального проектирования;

  • социальное планирование: его уровни, формы, методы, показатели, критерии и ресурсы. Социальное конструирование и социальная инженерия;

  • стратегия проектной деятельности и основные координационные решения, в социальном проектировании;

  • социальные технологии и математические методы социального моделирования. Математические модели социальных технологий, проблемы автоматизации социального проектирования.

  • статистические методы обработки данных.

1.3. Место дисциплины в ученом процессе.


Социальное прогнозирование, проектирование и моделирование представляет собой синтез научно-теоретической, предметной практической, и, вместе с тем, является элементом социального образования специалиста.

В сфере научно-теоретической деятельности дисциплина связана с философией (социальная философия, человек и общество; человек в системе социальных связей, глобальные проблемы современности; будущее человечества, взаимодействие цивилизаций; концепция возможных миров Г.Лейбниц, И.Кант, сценарии будущего).

В сфере общепрофессиональных и социальных дисциплин:

– социология, социальная работа, политология, конфликтология, психология, педагогика; история социальной работы в России и за рубежом, социальное управление, этика социальной работы – сравнение их объектов, предметов и функций, методов, научно-категориального аппарата.

Как предметно-практичекая деятельность дисциплина выражается в создании конкретных социальных проектов, в социальном планировании и управлении развитием территориально-промышленных, экономико-хозяйственных, социально-культурных и иных комплексов (регионоведение, социальная экономика, статистика, планирование).

Как научная, практическая и образовательная (учебная) дисциплина «Математические методы исследования в области социальной работы» взаимосвязана с естественно-научными и техническими дисциплинами (математические методы и математические модели, ТРИЗ, теории игр, компьютерные технологии, принципы кибернетики и синергетики, социальная энтропия, и ее уровни, социальная деструкция, хаос и порядок, социальная гармония, социальное ожидание, социальная динамика, социальная проекция).


2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1.Распределение рабочего времени по семестрам, видам и формам контроля.


3. Компетенция(и) обучающегося, формируемые

в результате освоения дисциплины

ОК - 1 владеть культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-10 использовать в профессиональной деятельности основные законы естественнонаучных дисциплин, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования.

ОК-11 – понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознает опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдает основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

ОК-12 владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером, как средством управления информацией;

ОК-13 быть способным работать с информацией в глобальных компьютерных сетях

ПК-20 быть способным к осуществлению прогнозирования, проектирования, моделирования и экспертной оценки социальных процессов и явлений в области психосоциальной, структурной и комплексно-ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи.

результате освоения дисциплины обучающийся должен:



  • знать:

    • границы применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в системе социальной работы;

    • возможные альтернативы методов в зависимости от исследовательской ситуации и особенности интерпретации результатов;

    • основные характеристики процессов сбора, передачи, поиска, обработки и накопления информации.

  • уметь:

  • использовать математические модели явлений и процессов в социальной работе;

  • выполнять и самостоятельно составлять алгоритмические предписания и инструкции на математическом материале;

  • выполнять расчеты практического характера по формулам, используя при необходимости справочные материалы и вычислительные устройства;

  • использовать математические формулы и самостоятельно составлять формулы на основе обобщения частных случаев и эксперимента

  • владеть:

  • математическими методами исследования в социальной работе;

  • минимальными математическим навыками, необходимыми для изучения гуманитарных дисциплин;

  • навыками самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт.


4. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем

и формируемых компетенций
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

п/п


Разделы, темы


дисциплины

Неделя


семестра

Виды учебной работы

(в часах)



Формы текущего контроля успеваемости

Формируемые

компетенции (код)


Всего компетенций

Л.

Пр.

Сам.

раб.





1

2

3

4

N…




Семестр 3








































1

Прогностические модели как современные технологии в управлении в социальном государстве.

1

0

9

10




ОК-1,10,12,13







ПК-20




5

2

Основы социального проектирования.

2

0

9

10




Ок-1,ОК-2,ОК-10,ОК-13







ПК-20




5

3

Моделирование в социальной работе

4

0

9

10

тестирование

Ок-1,ОК-2, ОК-11







ПК-20




4

4

Методы математической статистики

6

0

9

6

Контрольная работа

ОК 10,13,13







ПК-20




4

Всего

72 часа

(2 зач.ед.)



0

36

36






















Форма итоговой аттестации – зачет


5. Содержание дисциплины
Лекции не предусмотрены рабочим планом.
Практические занятия
Практическое задание №1

С целью усвоения методики поискового и нормативного прогнозов подготовить проблемно-целевой ромб на прогнозный период до 2015 года, по темам исследования: «Льготы и социальные услуги для молодых граждан в сфере медицинского обслуживания»; «Обеспеченность молодых людей жильем» ( на примере аналогичного проблемно-целевого ромба, описанного в учебном пособии В.А. Лукова «Социальное проектирование».- М.: Флинта, 2006. – С.111-113.)

Практическое задание №2


Проанализируйте виды прогнозирования по предложенным критериям:




Социальное прогнозирование

Экономическое прогнозирование

Политическое прогнозирование

Техническое прогнозирование

Предмет прогнозирования













Цель прогнозирования













Факторы, влияющие на прогнозный фон;













Методы прогнозирования













Особенности управления прогнозом













Проблемы прогнозирования













Практическое задание №3

На основе изученного материала, раскройте преимущества и ограничения всех методов прогнозирования в социальной работе.

Практическое задание №4

Провести прогнозное исследование на 2010 год в соответствии с изученным алгоритмом, по теме, предварительно утвержденной преподавателем (например, прогнозирование безработицы в Удмуртской республики (или по городам УР) на материалах региона).

Практическое задание № 5

Опираясь на лекции и дополнительные учебные материалы, используя методы коллективной работы, разработать социальный проект для внедрения в системе социальной защиты населения на уровне района, микрорайона, ВУЗа или города и представить его в форме мультимедийной презентации (см. методические рекомендации к выполнению социального проекта)

Практическое задание № 6

По материалам изученной информации студентам предлагается написать рецензию или подготовить социологическое эссе (очерк) на тему «Прогнозирование и моделирование конкретных проблемных ситуаций в социальной сфере на примере Удмуртской Республике» и выбрать самостоятельно (с обязательным согласованием с преподавателем) одно из тематических направлений, в том числе:


  1. Прогнозирование и разработка моделей социальной работы с семьей

  2. Модель поведения социального работника

  3. Модель нравственных взаимоотношений социального работника с коллегами, клиентами.

  4. Прогнозирование и разработка моделей в сфере образования

  5. Прогнозирование и разработка моделей в сфере медицины

  6. Прогнозирование и разработка моделей в сфере развития культуры

  7. Прогнозирование и разработка моделей в сфере преступности

  8. Прогнозирование и разработка моделей уровня и качества жизни населения

  9. Прогнозирование и разработка моделей социальных проблем молодежи и подростков;

  10. Прогнозирование и разработка моделей социальных проблем пенсионеров

  11. Прогнозирование социальных проблем женщин и разработка моделей по их профилактике;

  12. Модель информационного обеспечения социальной защиты населения.

Предлагаемая форма контроля предполагают подготовку прозаических сочинений малой формы (5-7 страниц), свободной композиции и на частную тему, сфокусированных на каких-либо прогнозах в социальной сфере. Данные сочинения рецензируются преподавателем, наиболее интересные и спорные выносятся на обсуждение на аудиторном занятии.


Каталог: pub -> docs -> stud
stud -> Учебно-методический комплекс по дисциплине литература народов России Для направления/специальности
stud -> Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Теория литературы Направление подготовки
stud -> Рабочая программа дисциплины (модуля) педагогическая коммуникация направление подготовки 050400 Профиль подготовки
stud -> Рабочая программа дисциплины «математические методы исследования в области социальной работы» Направление подготовки
stud -> Рабочая программа дисциплины (модуля) «Математические методы в исторических исследованиях» Направление подготовки
stud -> Вопросы к экзамену по «Истории Удмуртии»
stud -> Курс лекций Пермь 2006 ббк 63 л 24 л 24 Лаптева М. П
stud -> Программа по дисциплине «Теория государства и права» для специальности 020700 История
stud -> Рабочая программа дисциплины Информационные технологии в изучении культуры Направление подготовки 033000 «Культурология»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница