Рабочая программа дисциплины институциональная экономика направление



страница1/6
Дата14.04.2018
Размер0.53 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6


ФГОС ВО РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


герб%20чгпу%20чб


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Направление: 38.03.02

Менеджмент

Уровень образования: бакалавриат

Профильная направленность:

Управление человеческими ресурсами




Челябинск, 2014

Лист согласования



Разработчики:











































(занимаемая должность)




(подпись)




(инициалы, фамилия)































(занимаемая должность)




(подпись)




(инициалы, фамилия)
















Программа одобрена на заседании кафедры

«




»




220__

Протокол





















Заведующий кафедрой



















(подпись)




(инициалы, фамилия)































Одобрено представителем работодателя










(подпись)




(инициалы, фамилия, должность, место работы)

Руководитель ОПОП



















(подпись)




(инициалы, фамилия)

Декан факультета



















(подпись)




(инициалы, фамилия)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра Экономики Управления и Права

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

«___» _______ 2014 г.

Протокол № __

Зав. кафедрой _______.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Направление: 38.03.02 Менеджмент

Уровень образования: бакалавриат
Профильная направленность: Управление человеческими ресурсами

Челябинск, 2014г


Оглавление





ФГОС ВО РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ 1

Оглавление 5

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 7

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 11

4. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 11

5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 21

6. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 23

7. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ 23

8.ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ 23




1. Пояснительная записка
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы.

В процессе обучения и практической подготовки будущих бакалавров в области управления человеческими ресурсами значительную роль играют дисциплины экономического профиля одной из которых выступает курс «Институциональная экономика».

Дисциплина «Институциональная экономика» (Б1.В.ДВ.21.1.) является дисциплиной по выбору основной профессиональной образовательной программы. Трудоемкость дисциплины составляет 3 ЗЕТ (108 часов), из них 104 часа – аудиторная (12 часов: 6 часов – лекционные занятия, 6 часов – семинарские занятия) и самостоятельная работа студентов (92 часа); 4 часа отводится на подготовку и сдачу зачета. Дисциплина изучается в течение 6 семестра. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов. Курс завершается зачетом в 6 семестре.
1.2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА»

В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Учебная дисциплина «Институциональная экономика» в структуре ООП относится к дисциплине по выбору Б1.В.ДВ.21.1. Изучение данной дисциплины опирается на знания, полученные в ходе освоения таких дисциплин как «Экономическая теория», «Макроэкономика», «Микроэкономика», «История (в том числе экономическая история и история экономической мысли)», математический анализ и других, в том числе общественных дисциплин.


1. 3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ

ЭКОНОМИКА»

Цели освоения дисциплины - дать студентам представление об основных понятиях и

закономерностях институциональной и современной неоинституциональной теории. Привить навыки оценки состояния и уровня экономических исследований по отдельным направлениям современной институциональной экономической теории. Обучить основным понятиям, моделям и инструментам анализа институциональной экономики с учетом альтернативных исследовательских подходов.



Задачи дисциплины:

- выработка понимания современных подходов в развитии экономической теории,

- освоение навыков применения моделей для моделирования экономических процессов,

- изучение фундаментальных основ институциональной природы экономических

взаимодействий,

- освоение современных теорий прав собственности, теории контрактов и теории

организации.
1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине.

Планируемые результаты обучения


№ п/п


Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП)

Конкретизированные цели освоения дисциплины

знать

уметь

владеть

1

владением различными способами разрешения конфликтных ситуаций при проектировании межличностных, групповых и организационных коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом, в том числе, в межкультурной среде (ПК-2)

-основные исторические школы становления институционализма;

-методологические основания новой институциональной экономики;

-понятия и свойства институтов в рамках новейшего институционального подхода;

-классификацию институциональных концепций;

-роль предприятий в институциональном процессе;

-роль государства в институциональном процессе.



-владеть техникой системного анализа институтов;

-составлять «институциональный атлас» предприятия.




-методологией экономического исследования;

-навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения

поручений;

-экономическими методами анализа поведения потребителей, производителей,

собственников ресурсов и государства.


2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

п/п


Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)



Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Л

ЛР

ПЗ

СРС

Всего

1

2

4

5

6

7

8

I

Эволюция институциональной теории

6




6

92

104

I.1

Классификация институциональных концепций.

2







20

22

I.2

Экономическое поведения человека в институциональной экономике.

2




2

20

24

I.3

Характеристика собственности и теорема Коуза

2




2

30

34

1.4

Трансакции и трансакционные издержки







2

22

24




ИТОГО:

6

-

6

92

104




Контроль













4




ВСЕГО:













108




2.2. Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

Раздел I. Эволюция институциональной теории (104 часа)

Требования к результатам освоения раздела: ПК-2

Содержание раздела

Тема I.1 Классификация институциональных концепций

Неоклассика и неоинституционализм: единство и различия. Концепции конвергенции, постиндустриального, постэкономического общества, экономика глобальных проблем. Французская экономика соглашений. Контрактная парадигма Дж. Коммонса. Теория прав собственности и теория общественного выбора: институциональная среда деятельности экономических организаций; институциональная среда деятельности индивидов и организаций в общественном секторе. Теория агентов. Классификация институциональных концепций (Р.М. Нуреев). Конституционная экономика. Теория экономической политики. Экономика права. Новая экономическая история.


Тема I.2 Экономическое поведения человека в институциональной экономике.

Модель экономического человека в ортодоксальном экономиксе. Альтернативные модели экономического человека. Экономический и социологический человек. Понятие рациональности. Рациональное поведение. Принцип максимизации. Максимизация удовлетворенности. Теория рационального выбора и ее характеристики. Теория принятия решений в экономической теории. Формы рациональности. Социальная мотивация и рациональное поведение. Поведенческие предпосылки институционального анализа. Ограниченная рациональность и оппортунизм. Этические нормы и экономическое поведение. Формирование и координация предпочтений. Этика и ценностная рациональность. Эволюция института хозяйственной этики.



Тема I.3 Характеристика собственности и теорема Коуза
Собственность. Право собственности. Экономические формы собственности. Организационно-правовые формы собственности. Экономические интересы. Приватизация. Права собственности .Категория собственности .«Пучок» прав, перечень Оноре .Внешние эффекты (экстерналии) .Теорема Коуза.Спецификация прав Собственности. «Размывание» прав собственности.

.

Тема I.4 Трансакции и трансакционные издержки

Трансакционный подход Коуза—Уильямсона Трансформационный подход Норта Трансакция Трансакционные издержки (transaction costs) Издержки поиска информации Издержки ведения переговоров Издержки измерения количества и качества вступающих в обмен товаров и услуг Издержки спецификации и защиты прав собственности Оппортунизм Издержки защиты от оппортунистического поведения Отлынивание Общее предложение институтов Ex -ante издержки Ex-post издержки Специфические активы Производственные издержки (production costs) Трансформационные издержки (transformation costs) Институциональный вакуум Неформальная институционализация Институциональные ловушки



План лекций

План семинарских занятий

Лекция 1

Тема I.1 Классификация нституциональных концепций

Кол-во часов: 2

План:

  1. Сущность институцианализма.

  2. Концепции экономики

  3. Классификация институциональных теорий

Список литературы:

[2; 3; 29]



Информационное сопровождение:

  1. Мультимедийная презентация «Институциональные концепции»




Лекция 2

Тема I.2 Экономическое поведения человека в институциональной экономике

Кол-во часов: 2

План:

  1. Модель экономического человека.

  2. Рациональность и ее виды

Список литературы:

[2; 3]


Информационное сопровождение:

  1. Мультимедийная презентация «REMM-SRSM».

Практическое занятие 1

Тема I.2 Экономическое поведения человека в институциональной экономике

Кол-во часов: 2

Форма проведения: выполнение творческого задания «Модель поведения человека».

Изучаемые вопросы:

  1. Поведенческие предпосылки институционального анализа.

  2. Ограниченная рациональность и оппортунизм.

  3. Этические нормы и экономическое поведение.

Список литературы:

2; 5; 9; 11 



Информационное сопровождение:

  1. Схемы: «Алгоритм REMM», «Алгоритм SRSM».

Лекция 3

Тема I.3 Характеристика собственности и теорема Коуза

Кол-во часов: 2

План:

  1. Право собственности.

  2. Экстерналии

Список литературы:

[2; 3]


Информационное сопровождение:

Мультимедийная презентация «Теорема Коуза».



Практическое занятие 2

Тема 1.3 Характеристика собственности и теорема Коуза

Кол-во часов: 2

Форма проведения: дискуссия.

Изучаемые вопросы:

  1. Вклад Коуза

  2. «Пучок» прав

Список литературы:

2; 3; 4



Информационное сопровождение:

  1. Мультимедийная презентация «Вещные права».




Практическое занятие 3

Тема I.4 Трансакции и трансакционные издержки

Кол-во часов: 2

Форма проведения: деловая игра «Трансакционные издержки».

Изучаемые вопросы:

  1. Понятие и виды трансакций.

  2. Значение трансакций в экономике.

  3. Оплата трансакций.

Список литературы:

[2; 3; 12]



Информационное сопровождение:

  1. Таблица «Проведения операции».

  2. Правила игры







Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

Тема I.1 Классификация институциональных концепций

Тема I.2 Экономическое поведения человека в институциональной экономике

  1. Составление схемы: «Поведение человека в институциализме»


3 балла

2; 5; 9; 11



Тема I.3 Характеристика собственности и теорема Коуза

2. Составление таблицы «Юридическое право собственности».



7 баллов

2; 3; 4



  1. контрольная работа по разделу.

10 баллов

  1. Обзор материалов сайтов по проблеме – 5

Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

Наименование оценочного средства

владением различными способами разрешения конфликтных ситуаций при проектировании межличностных, групповых и организационных коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом, в том числе, в межкультурной среде (ПК-2)

  • Составление схемы: «Поведение человека в институциализме»

  • Обзор материалов сайтов по проблеме

  • Составление таблицы «Юридическое право собственности».

  • контрольная работа по разделу




Каталог: РПД -> ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ%20ИНСТИТУТ -> Управление%20человеческими%20ресурсами
РПД -> Задачами курса являются
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ%20ИНСТИТУТ -> Программа дисциплины социальная информатика направление: 051000
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ%20ИНСТИТУТ -> Рабочая программа дисциплины речевая культура специалиста направление: Профессиональное обучение (051000)
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ%20ИНСТИТУТ -> Программа дисциплины методология социального мониторинга направление
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ%20ИНСТИТУТ -> Рабочая программа дисциплины методология научного творчества направление
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ%20ИНСТИТУТ -> Рабочая программа по дисциплине «философия и история образования» Направление


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница